Скнарев Александр Ильич

Золотая Звезда Героя Советского Союзаорден Ленинаорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Отечественной войны 1 степени
Александр Ильич Скнарев

Герой Советского Союза

Страна:

СССР

Годы жизни:

22.05.1912 - 16.10.1944 (ПБЗ)

Место рождения:

Кокчетавская обл., Володарский р-н, с. Володарское

Вид авиации:

Минно-торпедная

Категория:

штурман

Места службы:

4 мтап ВМФ

?‑09.41

Начальник штаба аэ

122 отаэ ВМФ

09.41‑02.42

Начальник штаба

118 орап ВМФ

08.42‑03.43

Стрелок-бомбардир

29 бап ВМФ

03.43‑02.44

Штурман аэ

9 гмтап ВМФ

02.44‑16.10.44

Штурман полка

 

Родился 22.05.1912 г. в с. Володарское ныне Володарского р-на Кокчетавской обл. (по другим данным – в с. Кривозерное Акмолинской обл.) Республики Казахстан в семье крестьянина. Русский. Окончил неполную среднюю школу. По комсомольскому призыву поехал на Украину, работал на строительстве шахт в Донбассе.

В 1931 г. был призван в Красную Армию. По комсомольской путевке был напарвлен в Военную школу красных старшин имени ВЦИК в Харькове. В 1935 г. окончил Ейское ВМАУ имени И.В. Сталина. Службу начал на Дальнем Востоке в должности мл. летчика-наблюдателя в авиационных частях Тихоокеанского флота. Член ВКП(б) с 1937 г. Затем был уже начальником штаба 5 аэ 4 мтап. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. В сентябре 1941 г. был переведен штурманом в 122 транспортную авиационную эскадрилью, летал на ТБ-З.

В феврале 1942 г. был арестован. 28 марта того же года осужден Военным трибуналом ВВС ТОФ флота по обвинению в хищении военного имущества и приговорен к расстрелу. По официальной версии: незаконно вскрыл продовольственный склад на одном из удаленных авиационных постов и продукты потом продал в гарнизоне. По рассказам сослуживцев, во время вынужденной посадки нашел продукты на брошенной заимке и затем раздал в гарнизоне женщинам, а склад был разграблен в другом месте, но в этом обвинили Скнарева. После обращения с ходатайством о помиловании, Постановлением Верховного Суда СССР от 21.05.42 г. высшая мера наказания была заменена на 10 лет лишения свободы с отправкой на фронт.

В боях Великой Отечественной войны с августа 1942 г. Попал Скнарев на Северный флот, а здесь поступили разумно, "штрафника" направили не в пехоту, а в авиацию, - опытными авиаторами дорожили.

Воевать начал в должности воздушного стрелка-бомбардира в 118 орап на МБР-2. Должность обязывала Скнарева трудиться штурманом и бомбардиром, прокладывать курс и сбрасывать бомбы на заданные цели, а при появлении вражеских истребителей браться за пулемет. При выполнении разведывательных заданий, которые совмещались с бомбардировкой портов и кораблей противника, он показал себя умелым воином и навигатором. 26.02.43 г. подбил немецкий истребитель Ме-109, проявил мужество и находчивость при спасении экипажа горящего гидросамолета, приводнившегося в море. Был награжден орденом Красного Знамени.

03.03.43 г. военный трибунал СФ пересмотрел дело штрафника-штурмана с учетом проявленного им героизма на войне и определил: «Скнарева от отбывания наказания освободить полностью и на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1943 года считать не судившимся». Ему вернули звание капитана.

Капитан Скнарев получил назначение на должность штурмана 1 аэ 29 бап. В течение весны освоил пикирующий бомбардировщик Пе-2. В дальнейшем летал в экипаже командира эскадрильи С.В.Лапшенкова. Согласно оперативным сводкам ВВС флота только 16 и 20 июля 1943 г. они потопили два транспорта противника.

В феврале 1944 г. Скнарева перевели в торпедоносную авиацию, он стал штурманом эскадрильи 9 гмтап. Здесь не обошлось без ходатайства командира полка гвардии подполковника Б.П.Сыромятникова. За короткое время освоил американский самолет А-20Ж «Бостон», летал в экипажах командиров эскадрилий гв. капитана Гусева и гв. майора Волошина. Участвовал в полетах на «свободную охоту», групповых атаках, летал днем и ночью. После успешно выполненных заданий с Гусевым в марте 1944 г. награжден орденом Отечественной войны 1 степени, а летом, летая в экипаже Волошина, удостоился второго ордена - Красного Знамени. В августе получил назначение штурманом полка, стал членом экипажа Б.П.Сыромятникова.

К октябрю 1944 г. гв. майор Скнарев совершил 133 боевых вылета, провел 18 торпедных атак, потопил 3 транспорта и шхуну противника.

Бессмертный подвиг совершил в одном из боевых вылетов в составе экипажа подполковника Б.П.Сыромятникова, в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск. 16.10.44 г. на подходе к каравану вражеских судов в районе мыса Хибергнесет (Норвегия) самолет был подбит зенитной артиллерией, но несмотря на это, с боевого курса не свернул. Экипаж горящего торпедоносца с дистанции 800 метров сбросил торпеду, потопил противника водоизмещением в 6-8 тысяч тонн. Объятый пламенем самолет врезался в воду, экипаж погиб, до конца выполнив воинский долг.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.11.44 г. А.И.Скнареву присвоено звание Героя Советского Союза.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Бюст А.И.Скнарева, в числе 53 летчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота в поселке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области. Именем Героя названа улица в селе Володарское. Фамилия Скнарева выбита на каменных плитах мемориала летчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознаменного Северного флота погибших в море в 1941 - 1945 годах.

***

Возможно, в том последнем вылете штурман остался жив. Недавно выяснились новые обстоятельства боя 16.10.44 г. Один самолет упал вблизи норвежского поселка Киборг. Вот что сообщили норвежцы: «Жители близлежащих домов видели место падения, а затем услышали крик. Была спущена на воду лодка. На месте падения они увидели двух летчиков: один из них был опутан парашютными стропами, второй находился в маленькой красной надувной лодке. На берегу было установлено, что летчик с парашютом имел пулевое или осколочное ранение в висок и погиб, второй был жив и взят немцами в плен. Тело погибшего лежало на берегу около суток, затем его увезли немцы. По вполне понятным причинам сами норвежцы не могли похоронить погибшего. Им удалось только достать из кармана летной куртки одну фотографию». В фотопортрете, переданном норвежцами российской стороне, был узнан... гв. подполковник Сыромятников.

Кого увезли немцы, кто остался жив – Скнарев, Асеев? Или четвертый член экипажа – воздушный стрелок гв. сержант Иван Данилов, награжденный посмертно орденом Отечественной войны 1-й степени?

 

Источники информации:

1. Данные Сергея Каргапольцева.

2. Герасименко Д.Я., и др. Славен героями Северный флот. Мурманск, 1982.

3. Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977.

4. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.

5. Головко А.Г. Вместе с флотом. - М.: Воениздат, 1960.

6. Звягинцев В. Трибунал для сталинских соколов. - М. Терра, 2008.

7. Из штрафников – в герои. («Вечерний Мурманск», N 98 от 2 июня 2007.)

8. ЦВМА, ф. 1988, оп. 16537, д. 5 (донесение о безвозвратных потерях)

9. ЦВМА, ф. 757, оп. 2, д. 139 (донесение о безвозвратных потерях)

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Скнарев

 

  • Контакты

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.