Храмов Николай Иванович
![]() |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился 17.10.1913 г. в Харькове в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1932 г. По окончании школы ФЗУ работал фрезеровщиком на электромеханическом заводе.
В Советской Армии с 1933 г. В 1934 г. окончил Харьковскую военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей, оставлен в этой школе инструктором. В 1939 г. - ст. лейтенант, командир группы курсов боевого применения. Вплоть до Великой Отечественной войны, с небольшим перерывом, вызванным участием в боях на Халхин-Голе, Храмов обучал и воспитывал молодых летчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с февраля 1942 г. Служил в составе 287 иап.
В августе 1942 г. переведен в состав Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии (ГУБП ФА).
Ст. летчик-инструктор ГУБП ФА подполковник Xрамов совершил 327 боевых вылетов на штурмовку войск противника, в 113 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 4 самолета противника.
За героизм и мужество, проявленные в Великой Отечественной войне и при освоении реактивной техники, 23.02.48 г. Н.И.Храмову присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны полковник Xрамов — начальник отдела Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС.
Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
18.10.1950 г. погиб в авиакатастрофе. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В Харькове его именем названы улица и школа, установлена мемореальная доска.
***
А.Ф.Семенов о Храмове.
О высоких летных способностях майора Храмова убедительно свидетельствовал и такой случай. В 1942 году его вместе с другими летчиками и инженерами направили в Архангельск принимать американскую авиационную технику, прибывавшую морем. Когда самолеты собрали, Храмов обратился к своему командиру Герою Советского Союза полковнику Б.А.Смирнову с просьбой разрешить ему тут же облетать истребитель «томагаук». Представитель союзников попытался предостеречь и Храмова, и Смирнова:
— Этого делать нельзя. Нужно много и долго учиться, чтобы вылететь на такой сложной машине.
А Храмов «поколдовал» в кабине самолета всего лишь несколько часов и выполнил на «томагауке», не обладавшем, кстати сказать, большой скоростью и маневренностью, такие фигуры высшего пилотажа, на которые не решались американские летчики.
Храмов и в дальнейшем неоднократно демонстрировал свое удивительное летное и бойцовское мастерство. За мужество и отвагу, проявленные в боях, ему присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания Великой Отечественной войны он оказался одним из пионеров освоения реактивных самолетов. В августе 1947 года Н.И.Храмов вместе со своими друзьями В.В.Ефремовым и П.Г.Соловьевым впервые показал групповой пилотаж на реактивных самолетах. Потом на одном из воздушных парадов выступил в составе знаменитой пятерки реактивных истребителей, возглавляемой дважды Героем Советского Союза Е.Я.Савицким.
Источники информации:
1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.
2. Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941—1945 гг.: Справочник. — М.: Яуза, Эксмо, 2007.
3. Семенов А.Ф. На взлете. — М.: Воениздат, 1969.
4. Козлов Н.А. В огне сражений. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, — 1968.
Фотогалерея
|