Зевахин Михаил Степанович
![]() |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился 12.09.1922 г. в д. Горевская Санчурского р-на Кировской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1943 г. Окончил 7 классов, учился в аэроклубе.
В Советской Армии с 1939 г. Окончил Пермскую военно-авиационную школу пилотов в 1940 г.
На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 г. Служил на Калининском фронте в составе 128 бап.
В июле 1942 г. переведен в состав формирующегося 11 орап.
В одном из вылетов на ржевском направлении Пе-2 Зевахина был подбит. Летчик посадил горящую машину на нейтральной полосе и под прикрытием огня наземных войск вывел экипаж на свою территорию.
В ходе подготовки к Духовщинско-Демидовской операции в августе 1943 г. экипажу Зевахина предстояло вскрыть оборону врага на новом рубеже северо-восточнее Витебска. При виде одиночного самолета-разведчика противник прекращал всякое движение. Все было замаскировано. Тогда Зевахин решил применить весьма рискованный способ: произвести воздушную разведку боем, то есть вызвать огонь зенитчиков на себя. Снизив Пе-2 до высоты 600 метров, стал сбрасывать на окопы бомбы небольшого веса. Противовоздушная оборона противника ожила. Был открыт ураганный огонь. Экипаж Зевахина приступил к выполнению задания. Самолет получил серьезные повреждения. Летчик с трудом довел машину до аэродрома. Зато командование фронта получило достоверные данные об оборонительном рубеже противника.
06.10.43 г. при выполнении разведки в районе оз. Сенница - Опухлики самолет Зевахина был атакован истребителями противника. В воздушном бою самолет-разведчик был подожжен, летчик был ранен в ногу, но довел горящую машину на свою территорию, где экипаж покинул самолет.
Командир звена 11 орап ст. лейтенант Зевахин к сентябрю 1943 г. совершил 198 боевых вылетов, из них 76 на бомбардировку войск противника и 122 на разведку коммуникаций, объектов и вражеских войск.
В конце ноября 1943 г. небольшую группу экипажей 11 орап во главе с командиром звена М.С.Зевахиным направили в Казань для перегонки в полк новых самолетов Пе-2. Экипажи получили самолеты и начали их облет для проверки работы моторов, агрегатов и систем. Но неблагоприятные метеоусловия долгое время не позволяли сделать это в полном объеме. Лишь 13.01.44 г. выдался морозный солнечный день. Первым взлетел экипаж Михаила Зевахина. Однако вследствие неисправности воздушных винтов по маршруту он не пошел. Зевахин решил произвести посадку. Когда самолет находился на небольшой высоте, в нескольких сотнях метров от начала взлетно-посадочной полосы, он нерасчетливо резко снизился. Самолет приземлился перед началом ВПП на неукатанном глубоком снегу. Произошло скоростное капотирование. Погиб экипаж: командир звена капитан М.С.Зевахин, летчик-наблюдатель лейтенант Г.С.Скуратов, начальник связи аэ лейтенант А.Ф.Бублик. Похоронены на Арском кладбище г. Казань.
04.02.44 г. М.С.Зевахину присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени.
Зачислен навечно в списки авиационной части. Бюст Героя установлен в городе Сарапул Удмурдской АССР.
Источники информации:
1. Синицкий А.Г., Глебов М.М., Жарко В.Т. Воздушные разведчики. — Минск, 1987.
2.
3. ЦАМО, ф. 33, оп. 11458, д. 600, л. 101.
4. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.