Горсков Максим Ильич
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился 05.02.1917 года в с. Петровское ныне Ишимбайского район Республики Башкортостан в крестьянской семье. Русский. В 1931 году окончил 4 класса начальной школы и переехал в Москву к старшему брату, который учился институте. В 1933 году окончил школу ФЗУ кулинарного производства. Работал поваром в столовой, с 1935 года полировщиком на заводе шарикоподшипник No.1 им. Кагановича.
В декабре 1938 года был призван в Красную Армию Таганским райвоенкоматом Москвы и направлен в школу летчиков. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов им. Чкалова.
Службу проходил в 163 резап Московского ВО. Был летчиком-инструктором, командиром звена. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. 22-26 июня принимал участие в боевых действиях, был ранен, получил ожог лица. С июля 1941 года в 14 зап. Обучал летчиков полетам ан самолетах Як-7, ЛаГГ-3, «Харрикейн».
В мае 1943 года направлен в действующую армию. Воевал на Брянском, Белорусском, 3-м Белорусском и 1-м Прибалтийском и 1-м Украинском фронтах в составе 937 иап командиром звена, командиром эскадрильи. В ходе Орловской операции произвел 8 боевых вылетов и одержал первую победу. Член ВКП(б) с августа 1943 года. Только за период с 11.1943 по 02.1944 летчики его эскадрильи провели 250 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбили 28 самолетов противника.
12.02.44 г. в неравном воздушном бою против 8 ФВ-190 сбил один «фоккер», но сам получил осколочное ранение в правое плечо. После госпиталя вернулся в свой полк в июле 1944 года и в августе был назначен помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе. Несмотря на то, что после ранения имел ограниченную деятельность правой руки (не поднималась вверх, врачи запретили летать), продолжал летать на боевые задания, показывая отличную технику пилотирования.
Всего к октябрю 1944 года совершил 81 боевой вылет на самолетах И-16 и Ла-5, провел 20 воздушных боев, в которых сбил лично 5 самолетов противника: 1 Ю-88, 1 Хш-126 и 3 ФВ-190.
В ноябре 1944 - январе 1945 гг. находился на Курсах усовершенствования командного состава при Липецкой ВОАШ. По окончанию учебы получил направление в свою 322 иад на должность помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе в 482-й истребительный авиационный полк. В составе полка воевал до Победы. Летал в паре с командиром полка майором Диденко и трижды с командиром дивизии генералом Семеновым. Совершил 20 боевых вылетов, последний – 7 мая. Провел 3 воздушных боя и сбил 1 ФВ-190. Это была последняя шестая подтвержденная победа, хотя по словам ветерана сбил 11 самолетов.
После войны продолжал службу в том же полку. В сентябре 1946 года майор Горсков врачебной комиссией был признан ограничено годным, инвалидом 2 группы, по состоянию здоровья уволен в запас.
Вернувшись на родину, работал в городе Ишимбай на заводе No.411 начальником ЖКО. В 1947 году переехал в Иваново, где проходил службу в годы войны. Работал на заводе им. Королева контрольным мастером литейного цеха. В 1953 году окончил Всесоюзный заочный техникум легкой промышленности.
Награжден двумя орденами Красного Знамени (1944, 1945), Красной Звезды (21.07.1943), Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Умер 8 мая 2003 года. Похоронен в Иваново на кладбище «Балино».
Биографию подготовил Сергей Каргапольцев
Источники информации:
1. Дорогами войны: -2-е изд., испр. и доп. - Иваново, 2001.
2. Семенов А.Ф. На взлете. — М.: Воениздат, 1969.
3. Документы в личном деле.
5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 16822480
6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 44360747