Пряженников Александр Павлович
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился 26 сентября 1922 года в деревне Артенки ныне Глазовского района (Удмуртская Республика) в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1944 г. В 1938 г. окончил Поташевскую семилетнюю школу. Затем учился в Глазовском педагогическом техникуме, одновременно занимаясь авиационным спортом на планерной станции. Окончил два курса техникума.
В 1940 г. Глазовским райвоенкоматом Удмуртской АССР призван в армию и направлен в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1942 г. После окончания курса обучения в этой школе прибыл в Ижевск в 34 зап для освоения штурмовика Ил-2.
Мл. лейтенант А.П.Пряженников в действующей армии с февраля 1943 г. Воевал на Калининском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах.
В июне 1943 г. штурмовой авиаполк, в котором он служил, перебазировался на Воронежский фронт и участвовал в Курской битве.
06.08.43 г. над целью его самолет был подбит, было повреждено управление, однако летчик перетянул через линию фронта и приземлился на своей территории.
Во второй половине августа 1943 г. он 20 раз вылетал на выполнение боевых заданий и уничтожил 19 автомашин с военными грузами и живой силой противника.
24.08.43 г. Пряженников был над целью, когда был подбит самолет летчика Алферова. Зенитный снаряд сделал его небоеспособным. Пряженников пришел товарищу на помощь. Под его прикрытием Алферов довел неисправную машину до своего аэродрома.
Выполняя боевые задания, Пряженников десятки раз подвергался сильному обстрелу зенитной артиллерии и атакам истребителей противника, но благодаря отличной боевой выучке, хладнокровию и мужеству, умению строить оборону, всегда отбивал вражеские атаки и приводил группу на свой аэродром.
В качестве командира эскадрильи он 80 раз водил большие группы штурмовиков Ил-2 на уничтожение живой силы и техники противника.
Участвовал в операциях по разгрому немецких войск под Белгородом, Харьковом, Киевом, Корсунь-Шевченковской группировки, в Львовской операции, в освобождении Трансильвании и в разгроме немецко-венгерских войск в Будапеште.
01.11.43 г. в составе шести самолетов Пряженников летал на уничтожение сосредоточения техники противника в районе населенного пункта Липовый Лог. При подходе к цели группу начала обстреливать зенитная артиллерия. Пряженников заметил, откуда бьют вражеские зенитки, и во время атаки отвернул от основной группы, наносящей удар по вражеским танкам. Он направил свой самолет прямо на огонь зенитной артиллерии, чем отвлек на себя зенитки противника, и точным пушечно-пулеметным огнем и реактивными снарядами подавил вражескую зенитную батарею.
20.12.44 г. в районе населенного пункта Надошани противник сосредоточил большое количество техники и живой силы, готовясь к контратаке. В условиях плохой погоды две группы по шесть самолетов Ил-2 вылетели на штурмовку. Пряженников получил приказ: «Независимо от сильного противодействия зенитной артиллерии противника уничтожить вражескую технику и как можно дольше держать врага под огневым воздействием». Группа, встав в круг, сделала пять заходов и в течение 18 минут уничтожала зенитные средства, технику и живую силу противника. Наши наземные войска, поддержанные штурмовиками, сразу же овладели вражеским рубежом. Всей группе командир дивизии за отличную работу объявил благодарность.
На следующий день в составе пары Ил-2 Пряженников вылетел для нанесения штурмового удара в районе населенного пункта Ясберень. Пара была атакована 12-ю «фокке-вульфами». Пряженников принял неравный бой. Было отбито пять атак. У воздушных стрелков кончились патроны. Самолет Пряженникова был подбит, лететь дальше было невозможно. Он сумел благополучно перетянуть линию фронта и совершить удачную посадку. Уже на земле немцы подожгли его самолет, но Пряженникову и его воздушному стрелку удалось выбраться из самолета и спастись. Они снова вернулись в строй.
Будучи назначенным штурманом эскадрильи, Пряженников повседневно обучал и воспитывал летный состав, совершенствуя вождение штурмовиков. Вследствие этого эскадрильей было произведено 1100 боевых вылетов без единого случая потери ориентировки в воздухе и небоевых потерь.
Всего он совершил 180 боевых вылетов. Им было лично уничтожено и повреждено 123 автомашины, 27 танков, 6 артиллерийских и зенитных батарей, 40 повозок с грузом, 3 цистерны с горючим, взорвано 8 складов боеприпасов, в воздушном бою сбит один бомбардировщик Ю-87.
19.04.45 г. при выполнении боевого задания в районе Крженовице (Чехословакия) Пряженников погиб. Его самолет был сбит зенитной артиллерией противника.
15.05.46 г. гв. ст. лейтенанту А.П.Пряженникову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени.
В городе Глазов его именем названа улица. Имя Героя увековечено на стеле у Вечного огня в сквере Победы в Ижевске.
Источники информации:
1. ОБД Мемориал, запись No. 57372762
2. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 150027224
3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 18078324
4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 18426883
5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 41374021
6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 20885976
7. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 40998686