Галлай Марк Лазаревич

Золотая Звезда Героя Советского Союзаорден Ленинаорден Ленинаорден Ленинаорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Отечественной войны 1 степениорден Отечественной войны 1 степениорден Красной Звездыорден "Знак Почета"медаль "За боевые заслуги"
Галлай Марк Лазаревич

Герой Советского Союза

Страна:

СССР

Годы жизни:

16.04.1914 - 14.07.1998

Место рождения:

Ленинград

Вид авиации:

Многие

Категория:

летчик

Места службы:

2 оиаэ ПВО

07.41‑08.41

Летчик

128 бап

01.42‑03.42

Зам. командира аэ

890 апдд

05.43‑06.43

Летчик

Воздушных побед:

1 индивидуальных

 

Родился 16.04.1914 г. в г. Санкт-Петербург. Еврей. С 1930 г. работал токарем на заводе "Красный Октябрь". В 1932-1935 гг годах учился в Ленинградском институте инженеров ГВФ. В 1935 г. перевелся в Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1937 г.

С 1935 г. летал на планерах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе. В 1936 г. окончил самолетное отделение аэроклуба, был в нем инструктором парашютного спорта. С 1937 г. работал инженером в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Без отрыва от работы окончил летную школу ЦАГИ и в сентябре 1937 г. стал летчиком-испытателем ЦАГИ. Провел испытания бомбардировщика СБ на трехколесном шасси и ряд других испытательных работ.

В 1941-1950 гг – летчик-испытатель Летно-исследовательского института (город Жуковский Московской области). Провел испытания бомбардировщика СБ на флаттер (в 1941 году), испытания по доводке маслосистемы бомбардировщика Ер-2 (в 1941 году). В армии с декабря 1941 г.

Участник Великой Отечественной войны: в июле-сентябре 1941 г. – летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО города Москвы), совершил 10 ночных боевых вылетов на самолете МиГ-3 для отражения вражеских налетов, сбил 1 самолет противника.

В январе-марте 1942 г. – зам. командира аэ 128 бап, совершил 28 боевых вылетов на самолете Пе-2.

В мае-июне 1943 г. – летчик 890 ап дд, совершил 7 боевых вылетов в качестве второго пилота самолета Пе-8 на бомбардировку в глубокий тыл противника.

В ночь на 9 июня 1943 г. его самолет был сбит в районе Брянска над территорией, оккупированной врагом. Покинул самолет с парашютом, вместе с штурманом Г.Н.Гордеевым нашел партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней на самолете У-2 был вывезен за линию фронта.

После этого вернулся на летно-испытательную работу в Летно-исследовательский институт. Провел испытания пороховых стартовых ракет на бомбардировщике Пе-2 (в 1943 году); испытания по доводке мотора АШ-82 на истребителе Ла-5 (в 1943 году), испытания истребителя Як-7 с опытным ламинизированным крылом (в 1944 году); испытания по подбору и доводке винтов на высотном истребителе Пе-2ВИ (в 1944 году); испытания трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планерном варианте (в 1946 году), первого отечественного реактивного истребителя МиГ-9 (в 1946 году), дальнего бомбардировщика Ту-4 (в 1947-1949 годах). Участвовал в испытаниях опытных самолетов И-215, Як-20 и других.

В июле 1950 г., в связи с начавшимися в стране гонениями на евреев, был уволен из Летно-исследовательского института. В 1950-1953 гг – летчик-испытатель НИИ-17. Провел испытания различного авиационного радиолокационного оборудования на самолетах Ли-2, В-25, МиГ-15, И-320 (Р-2), Ла-200, Як-25М и других.

В 1953-1958 гг – летчик-испытатель ОКБ В.М.Мясищева. Поднял в небо и провел испытания реактивного стратегического бомбардировщика 3М (в 1956 году), участвовал в испытаниях стратегического бомбардировщика М-4.

01.05.1957 г. М.Л.Галлаю присвоено звание Героя Советского Союза.

С июня 1958 г. полковник М.Л.Галлай – в запасе. В 1958-1975 гг работал в Летно-исследовательском институте старшим научным сотрудником. С 1959 г. был заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по летным испытаниям. Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве летными испытаниями новых летательных аппаратов (Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и других). Опубликовал около 30 научных работ.

В разное время преподавал в Школе летчиков-испытателей, Московском авиационном институте и Академии гражданской авиации. В 1960-1961 гг был инженером-методистом первого отряда космонавтов. Член Союза писателей СССР (РФ), автор многих книг.

Жил в Москве. Умер 14.07.1998 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Заслуженный летчик-испытатель СССР (17.02.1959), полковник (1951), доктор технических наук (1972), профессор (1994). Награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалями.

Его именем названа малая планета. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

 

Источники информации:

1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.

2. Герои страны

3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 10026438

4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1511261627

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Галлай

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.