Юмашев Андрей Борисович

Золотая Звезда Героя Советского Союзаорден Ленинаорден Ленинаорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Отечественной войны 1 степениорден Красной Звезды
Юмашев Андрей Борисович

Герой Советского Союза

Страна:

СССР

Годы жизни:

18.03.1902 - 20.05.1988

Место рождения:

Ленинград

Вид авиации:

Истребительная

Категория:

летчик

Места службы:

2 оиаэ ПВО

07.41‑08.41

Командир аэ

237 иап

01.42‑02.42

Командир полка

ВВС КалФ

02.42‑05.42

Зам. командующего ВВС фронта

3 ВА

05.42‑09.42

Зам. командующего ВА

6 иак

02.43‑06.43

Командир корпуса

Вост. фротн ПВО

07.43‑04.44

Командующий истреб. авиацией

Юж. фротн ПВО

04.44‑02.45

Командующий истреб. авиацией

ИА ВВС

02.45‑05.45

Начальник Управления

 

Родился 18 (31) марта 1902 г. в Санкт-Петербурге в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 г. Учился в гимназии, реальном училище, художественной школе.

В 1918 г. добровольцем вступил в Красную Армию. Был артиллеристом, командиром взвода. Воевал на Южном фронте против армии генерала П.Н.Врангеля и против повстанцев Н.И.Махно на Украине. В 1921 г. окончил 7-е Севастопольские артиллерийские курсы, служил в артиллерии Харьковского военного округа, в конце 1922 г. перешел в ВВС.

В 1923 г. окончил Егорьевскую теоретическую школу летчиков, в 1924 г. – 2-ю Борисоглебскую военную школу летчиков, в том же 1924 г. – Серпуховскую школу воздушного боя. Во время обучения увлекся планеризмом, построил планер собственной конструкции, на котором в 1925 г. на соревнованиях в Коктебеле завоевал одно из призовых мест и установил ряд рекордов.

С 1926 г. – инструктор воздушного боя в Серпуховской авиашколе. С 1927 г. работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС, затем был там же командиром звена, отряда, эскадрильи. Одним из первых освоил полеты на большой высоте. В 1936 г. установил 4 мировых рекорда высоты полета с грузом. С 1936 г. – военный представитель в ЦАГИ.

12.06.37 г. в 03.23 экипаж в составе М.М.Громова, А.Б.Юмашева и С.А.Данилина стартовал на АНТ-25 с подмосковного аэродрома и взял курс на север. Первым за штурвал сел командир экипажа М.М.Громов. Затем его сменил второй пилот А.Б.Юмашев. Вскоре погода испортилась и лететь пришлось вслепую. При подходе к острову Колгуев, где находился спортивный комиссар FAI, пришлось снизиться до 400 метров, чтобы выйти из облаков.

Штурман С.А.Данилин сбросил вымпел, и самол ет продолжил свой путь. Менее чем через сутки пол ета был пройден Северный полюс. Пройдя над территорией Канады, А.Б.Юмашев взял курс на Тихий океан. С.А.Данилин наладил связь с Сан-Франциско, Лос-Анджелесом и другими городами. Для ориентира американские радиостанции начали передавать русские мелодии. Но вскоре погода снова испортилась: побережье окутал туман.

Тогда экипаж принял решение лететь дальше на юг – до Мексики. Но с земли поступила команда садиться в США. Начали искать подходящую площадку. Вскоре в 3 км от города Сан-Джасинто л етчики обнаружили поле, на котором паслось стадо коров. М.М.Громов взял управление на себя и с первого захода совершил посадку. Пробыв в воздухе 82 часа 17 минут, самол ет преодолел 10148 км. Это достижение было зарегистрировано FAI как новый мировой рекорд.

После перелета экипаж совершил трехнедельное турне по американским городам, проведя множество официальных и неофициальных встреч с американцами. В Вашингтоне состоялась встреча с Президентом США Франклином Делано Рузвельтом. Мэр Лос-Анджелеса объявил М.М.Громова, С.А.Данилина и А.Б.Юмашева Поч етными гражданами города. О перелете писали все газеты мира (кроме немецких: Геббельс запретил даже упоминать о перелете), оценивая перелет как важное достижение советской авиации.

01.09.37 г. А.Б.Юмашеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия в 1939 г. ему вручена медаль «Золотая Звезда».

В 1937 г. летчик был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937-1946). С 1938 года – летчик-испытатель, затем заместитель начальника летно-технической группы Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг, командовал экипажем бомбардировщика ДБ-1 в 85-м бомбардировочном авиационном полку особого назначения, совершил 6 боевых вылетов. В 1940-1941 гг был заместителем начальника ЛИИ.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года: командир 2-й истребительной авиационной эскадрильи в ПВО Москвы. С августа 1941 года – в правительственной командировке в США по вопросам закупки авиационной техники. С января 1942 г. вновь на фронте – командир 237 иап. С февраля 1942 г. – зам. командующего ВВС Калининского фронта. С мая 1942 г. – зам. командующего 3 ВА. С сентября 1942 г. – зам. командующего войсками Западного фронта по ВВС.

В феврале 1943 г. назначен командиром 6 иак. Участвовал в Ворошиловградской наступательной и Харьковской оборонительной операциях. С июля 1943 г. – командующий истребительной авиацией Восточного фронта ПВО, с апреля 1944 г. – на той же должности на Южном фронте ПВО. С февраля 1945 г. был начальником Управления истребительной авиации ВВС.

В 1946 г. по состоянию здоровья ушел в отставку. Жил в Алупке (Крым), занимался художественным творчеством. В 1946 г. был принят в Союз художников СССР. Вместе с художником Р.Р.Фальком совершил ряд поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, портреты людей Востока. Организовал четыре персональные выставки своих работ (пятая состоялась уже после его смерти в США в музее города Сан-Джасинто и была посвящена 50-летию перел ета экипажа М.М.Громова).

Жил в Москве. Умер 20.05.1988 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Генерал-майор авиации (17.03.1943). Награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями.

Почетный гражданин городов Лос-Анджелес и Сан-Джасинто (США). Его именем названа улица в городе Славянск Донецкой области. В Москве и в поселке Чкаловский (в черте города Щелково Московской области) на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски.

 

Источники информации:

1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.

2. Герои страны

3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 20785284

4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 37653026

5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 3333333

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Юмашев

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.