Скрипко Николай Семенович
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился 5 декабря (по ст. ст. 22 ноября) 1902 г. в с. Больдераа Лифляндской губернии, ныне микрорайон Болдерая в черте города Рига.
В Красной Армии с 1919 г. В гражданскую войну воевал рядовым в пехоте, затем младшим командиром в артиллерии на Дальнем Востоке, воевал против войск атамана Г.М.Семенова, японских интервентов, войск белых правительств на Дальнем Востоке. Участвовал в штурме Спасска и во Владивостокской наступательной операции, за что награжден орденом Красного Знамени.
После окончания войны продолжал служить на Дальнем Востоке, был начальником службы связи и разведки гаубичного артиллерийского дивизиона. В 1923 г. на военных учениях совершил вылет на самолете в качестве наблюдателя, после чего решил перейти на службу в авиацию. В 1924 г. добился такого перевода и направлен на учебу в Ленинградскую военно-теоретическую авиационную школу. Окончил ее в 1925 г. и для освоения управления самолетом направлен в 1-ю военную школу летчиков имени А.Ф.Мясникова , окончил ее в 1927 г. Служил младшим летчиком в 36-й легкобомбардировочной авиационной эскадрилье 7-й авиационной бригады в Зиновьевске. С 1928 года — в Борисоглебскской 2-й авиационной школе летчиков: инструктор, командир учебных звена, отряда и эскадрильи. С 1934 г. — начальник отдела по подготовке летчиков авиационной школы в Оренбурге, затем командир созданной на базе этого отдела учебной авиационной бригады ВВС Приволжского военного округа.
В 1938 г. окончил Высшую летно-тактическую школу в Ленинграде и назначен командиром 13-го легкобомбардировочного авиационного полка в Среднеазиатском военном округе, затем переформированного в 34-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. С января 1940 г. был помощником командира и командиром 35-й авиационной бригады в Киевском военном округе. Летом 1940 г. короткое время командовал 16-й сад в том же округе. С ноября 1940 г. — командир 3-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации в составе ВВС Западного Особого военного округа, дислоцированного в Смоленске, полковник.
В Великой Отечественной войне — с первого дня. Корпус совершал боевые вылеты в поддержку войск Западного фронта, неся значительные потери из-за отсутствия истребительного сопровождения и применения устаревших типов бомбардировщиков. Однако и в этих условиях Скрипко удалось добиться значительных боевых результатов путем применения ряда новаторских боевых приемов. Также он без согласования с высшим командованием отдал приказ об установке дополнительных бортовых пулеметов в задней нижней полусфере бомбардировщиков, а ввиду отсутствия штатных пулеметчиков — укомплектовал их офицерами и солдатами наземных и штабных подразделений. В результате резко снизились собственные потери, а также огнем из этих пулеметов было сбито за короткий срок свыше 20 истребителей противника, пытавшихся атаковать бомбардировщики со стороны незащищенных, как им казалось, секторов.
Полковник Скрипко был направлен на повышение и назначен командующим ВВС 5-й армии Юго-Западного фронта, затем заместитель командующего ВВС Юго-Западного фронта. С марта 1942 г. — заместитель командующего АДД. Занимал эту должность до декабря 1944 г., когда Авиация дальнего действия была переформирована в 18-ю ВА, а сам Скрипко стал первым заместителем командующего 18-й ВА.
За годы войны четырежды повышался в воинских званиях: генерал-майор авиации (09.11.41), генерал-лейтенант авиации (21.07.42), генерал-полковник авиации (13.03.44), маршал авиации (19.08.44).
В 1946 г. 18-я ВА была расформирована, маршал Скрипко назначен первым заместителем командующего Дальней авиацией. В 1950 г. окончил Высшие академические курсы при Высшей Военной академии имени К.Е.Ворошилова. С 1950 г. — командующий Транспортно-десантной авиацией. В 1953 г. — помощник командующего Воздушно-десантными войсками по транспортно-десантной авиации. С 1953 г. — командующий Транспортно-десантной авиацией Воздушно-десантных войск.
Анализируя многочисленные проблемы в десантировании крупных воздушно-десантных соединений и возрастание роли последних в условиях современной войны, Скрипко пришел к выводу о необходимости создания нового рода авиации и активно добивался рассмотрения поданных им соответствующих предложений. Руководство Министерства обороны СССР согласилось с его доводами, в 1955 г. в СССР была создана Военно-транспортная авиация, а маршал авиации Скрипко стал ее первым командующим. Возглавлял Военно-транспортную авиацию 14 лет, по существу, стал ее родоначальником в современном виде. С августа 1969 г. — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Жил в Москве. Умер 05.12.1987 г.
Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1 и 2 степеней, Кутузова 1 и 2 степеней, Отечественной войны 1 степени, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3 степени, медалями.
Комментариев пока нет | Добавить комментарий |
- Скрипко
- Контакты
Введите Ваши имя, фамилию, сообщение и e-mail
Например:
Ольга Иванова
olga@mail.ru
Внучка летчика. Ищу дополнительную информацию.
Поделиться страницей:

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.
Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.