Штанько Андрей Дмитриевич

орден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Александра Невскогоорден Отечественной войны 1 степени

Страна:

СССР

Годы жизни:

1921 - 30.10.1947 (ПАК)

Место рождения:

Сумская обл., Роменский р-н, д. Анастасьевка

Вид авиации:

АДД

Категория:

летчик

Места службы:

455 апдд/30 гапдд/30 гбап

07.42‑05.45

Зам. командира аэ

Боевых вылетов:

180

 

Воевал с сентября 1942 г. до конца войны в составе 455 апдд/30 гапдд/30 гбап. В часть прибыл мл. лейтенантом, в короткий срок освоил технику пилотирования самолета Ил-4 и в декабре 1942 г. приступил к боевой работе и к апрелю 1943 г. совершил 23 боевых вылета. Летом 1943 г. назначен на должность командира звена. К октябрю 1943 г. на счету мл. лейтенанта Штанько было 108 боевых вылетов.

22.10.44 г. при полете на бомбардировку порта Либава над целью был тяжело ранен в левую руку. Истекая кровью, довел самолен на свой аэродром и произвел посадку.

Войну закончил в должности зам. командира эскадрильи в звании гв. ст. лейтенант. Всего совершил 180 боевых вылетов.

Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени.

После войны работал в Таджикском управлении ГВФ.

30.10.47 г. самолет Siebel Si-204 (трофейный самолет, переданный в Аэрофлот) 8 авиаотряда, пилотируемый А.Д.Штанько, пропал без вести во время полета из Сталинабада в Ташкент. Поиски результатов не дали. Лишь в 1949 г., после того, как у местного населения одного из горных районов Таджикской ССР были обнаружены партбилет командира корабля Штанько, а также некоторые вещи пассажиров самолета, было найдено место крушения. Комиссия прибыла на место катастрофы 10.09.49 г. Оно было расположено на южном склоне Туркестанского хребта на высоте 4 050 м севернее устья реки Колла-Хона (приток Зерафшана) и представляло собой скалистый, обрывистый склон крутизной 60-70°. Как было установлено, местными жителями самолет был найден в первых числах ноября 1947 г. Не сообщив в органы МВД, они принялись заниматься мародерством, затем предприняли попытки уничтожить остатки самолета – подожгли бензобак (который не сгорел, так как в нем почти не осталось горючего, вытекшего при катастрофе), сбросили часть фюзеляжа в пропасть. Ни одного трупа на месте катастрофы комиссией не обнаружено. Вероятно, они либо также были сброшены в пропасть мародерами, либо полностью уничтожены хищными птицами.

Возглавлял экипажи:

Члены экипажа Функция Период Самолет Примечание
Семеняк Иван ГавриловичШтурман11.42 - 05.45Ил-4
Серегин Николай ЯковлевичСтрелок-радист02.43 - 1944Ил-4
Бида Иван СтепановичВоздушный стрелок02.43 - 05.45Ил-4
Кисляков Иван ЯковлевичСтрелок-радист1944 - 05.45Ил-4

 

 

Источники информации:

1. Место падения самолета Siebel Si-204 Таджикского управления ГВФ

2. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 22574641

3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 18299663

4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 35836960

5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 42164375

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Штанько

 

  • Контакты

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.