Дончук Василий Иванович

Золотая Звезда Героя Советского Союзаорден Ленинаорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Отечественной войны 2 степениорден Красной ЗвездыМедаль «Партизану Отечественной войны» 1 степени
Дончук Василий Иванович

Герой Советского Союза

Страна:

СССР

Годы жизни:

10.12.1910 - 21.10.1944 (ПБЗ)

Место рождения:

Киев

Вид авиации:

Транспортная, бомбардировочная, разведывательная

Категория:

летчик

Места службы:

Сев.оао/КФ оаг/5 оап ГВФ

11.41‑1943

Летчик,
Командир отряда

114 гбап

11.43‑05.05.44

Командир аэ

108 ораэ

05.05.44‑21.10.44

Командир аэ

Боевых вылетов:

270+

 

Родился 10.12.1910 г. в Киеве, в семье бывшего волынского крестьянина Ивана Дончука, работавшего смотрителем здания и столяром при Первой киевской гимназии. Иван Дончук умер в 1921 г., оставив после себя вдову с тремя детьми. Мать Василия почти всё время проводила на заработках, пытаясь прокормить детей, семья бедствовала, Василий, его сестра и брат попрошайничали на улицах и некоторое время провели в детском доме.

В 1927 г. вступил в комсомол. По окончании школы ФЗУ, где получил профессию токаря по металлу, поступил на Сталинградский тракторный завод, где проработал два года. В 1932 г. вступил в ВКП(б). Окончил Ейское авиационное училище, после чего служил в Московском военном округе, быстро поднявшись в должности до начальника лётной части. В Москве женился и вскоре с женой Ларисой отправился на Дальний Восток, перейдя в гражданскую авиацию. С 1935 г. работал начальником лётной части и лётчиком-инструктором в аэроклубе Хабаровска, с 1936 года — на Камчатке в качестве пилота Акционерного Камчатского общества, доставлял грузы в труднодоступные районы.

Службу в РККА проходил с 1937 г. и в 1938 г. принял участие в боевых действиях на озере Хасан. Совершил один разведывательный вылет на самолёте МП-1 бис. За этот вылет Дончук был премирован и купил на полученные деньги мотоцикл.

В конце 1938 г. переведён из пилотов в наземный отряд техобслуживания, а 30 декабря арестован. 31.07.39 г. осуждён по статье 58-1а-10-11 УК РСФСР УНКВД по Хабаровскому краю, но после этого дело было внезапно закрыто, а Дончук освобождён из-под стражи.

После этого возглавлял авиаотряд при управлении лагерями железнодорожного строительства «БАМпроект». Весной 1941 г. направлен в Воркуту командиром отдельного авиаотряда специальной авиационной группы. Отряд Дончука базировался в Абези, откуда совершались вылеты над побережьем Северного Ледовитого океана и проливом Югорский Шар, в основном по доставке грузов и ледовой разведке, а также спасательные операции.

После начала Великой Отечественной войны, в июне 1941 г., Дончук запросил перевод во фронтовую авиацию, однако по распоряжению командования оставался в Заполярье почти до конца года.

С ноября 1941 г. — на фронте, пилотом Северного особого авиационного отряда ГВФ (затем Карело-Финской особой авиагруппы ГВФ). На самолёте П-5, который Дончук со своим бортмехаником Владимиром Лосевым привёл из Заполярья, он осуществлял вылеты за линию фронта, доставляя боеприпасы партизанам и вывозя их раненых и военные донесения, а также обеспечивая доставку в тыл противника разведывательных и диверсионных групп. В феврале 1942 г. по инициативе Дончука самолёты П-5 были переоснащены как лёгкие бомбардировщики — на них были установлены подкрыльные бомбодержатели для двух авиабомб. Дончук и другие опытные пилоты Матвеев и Никитов участвовали в бомбовых налётах на вражеские военные объекты, в том числе казармы в Суомуссалми и аэродром в Кестеньге, после этого признанный негодным к дальнейшей эксплуатации. Совершив к маю 1942 года 94 боевых вылета, Дончук был награждён орденом Красной Звезды с присвоением звания капитана, после чего был назначен командиром 1-го авиаотряда Карело-Финской особой авиагруппы.

21.09.42 г. на дооборудованном пассажирском Ли-2 участвовал в бомбардировке финского города Оулу, в его окрестностях также высадив десант. В январе 1943 г. за 190 боевых вылетов, включая 29 ночных в глубокий тыл противника, награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, а от Центрального штаба партизанского движения — медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Однако Дончук не оставлял мечты о переходе в боевую авиацию и в итоге был отправлен на доподготовку как пилот бомбардировщиков Дуглас A-20 «Бостон». В ноябре 1943 г. он был назначен командиром эскадрильи 114 гбап 7-й ВА Карельского фронта. В новой должности участвовал в бомбардировках скоплений войск и стратегических объектов, в особенности аэродромов, прославившись умением находить замаскированные вражеские взлётно-посадочные полосы. В апреле 1944 г. награждён орденом Красного Знамени.

С мая 1944 г. — командир 108-й ораэ 7-й ВА, которую принял после больших потерь, когда в ней оставались лишь три экипажа. Дончук сумел восстановить эскадрилью, смешивая экипажи так, чтобы опытные пилоты летали с начинающими штурманами и наоборот; особое внимание он уделял бесперебойной работе наземных служб и своевременной переброске техники на новые аэродромы. Воздушная разведка, осуществляемая Дончуком и его эскадрильей, позволила 7-й воздушной армии уничтожить и вывести из строя более 150 самолётов на вражеских аэродромах. На самые трудные задания в дни Свирско-Петрозаводской операции командир эскадрильи вылетал лично. В июле 1944 г. Дончук награждён вторым орденом Красного Знамени и получил звание гвардии майора.

После начала Петсамо-Киркенесской операции Дончук сам, пилотируя транспортный самолёт, перевозил на новые аэродромы наиболее важное наземное оборудование, обеспечивая максимально быструю подготовку боевой части эскадрильи к вылетам.

21.10.44 г. экипаж «Бостона» А-20 в составе командира эскадрильи гв. майора В.И.Дончука, штурмана эскадрильи ст. лейтенанта Н.Е.Абрамова, ст. стрелка-радиста старшины В.Т.Кожухова, стрелка-радиста ст. сержанта А.К.Сергеева выполнял разведывательный полёт в район Киркенеса (Северная Норвегия), где шли наиболее тяжёлые бои. В процессе вылета экипаж несколько раз выходил на связь, сообщая о передвижениях и скоплениях войск противника у Киркенеса, но последние сообщения были связаны с повреждением правого мотора и атакой немецких истребителей. После этого связь прервалась окончательно. На базу экипаж не вернулся.

В 2014 г. в печати со ссылкой на норвежского историка Михаэля Стокке появилась информация об окончании этого вылета. Согласно Стокке и его соотечественнику - исследователю Руне Раутио, самолёт, прошедший маршрутом Ивало — Инари — Карасйок — Лаксэльв — Киркенес, мог быть подбит над коммуной Нессебю в Норвегии; местные жители наблюдали, как горящий самолёт упал в воды близлежащего фьорда неподалёку от берега. Вероятно, самолёт по настоящее время лежит на дне фьорда на глубине 40—70 метров.

К моменту гибели Николай Дончук совершил 270 вылетов на дальнюю разведку выброску десанта и бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций и промышленных объектов. Совершил 5 посадок в тылу врага. Общий налет составил 5 тысяч часов на 14 разных моделях самолетов.

02.11.44 г. указом Президиума Верховного Совета СССР майору Василию Ивановичу Дончуку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Источники информации:

1. ВикипедиЯ

2. ОБД Мемориал, запись No. 56719426&p=5

3. ОБД Мемориал, запись No. 74567895

4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 18941181

5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 10816496

6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 10878777

7. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 20546652

8. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 21092189

9. Книга Памяти Украины

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Дончук

 

  • Контакты

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.