Козубов Петр Стефанович

орден Красного Знамениорден Отечественной войны 2 степениорден Красной Звездыорден Красной Звездыорден Красной Звездымедаль "За боевые заслуги"медаль "За оборону Советского Заполярья"медаль "За Победу над Германией"
Козубов Петр Стефанович

Страна:

СССР

Годы жизни:

03.11.1922 - 22.11.2012

Место рождения:

Курская обл., Большетроицкий р-н, с. Неклюдово

Призван в армию:

Белгородский РВК Курской обл.

Вид авиации:

Транспортная, штурмовая

Категория:

летчик

Звания:

сержант, мл. лейтенант

Места службы:

КФ оаг/5 оап ГВФ

18.08.42‑01.08.43

Летчик

668 шап

01.08.43‑01.06.46

Командир звена

Боевых вылетов:

27

Воздушных побед:

1 индивидуальных

 

Подполковник в отставке, военный летчик 1-го класса Петр Стефанович Козубов родился 3 ноября 1922 г. в селе Неклюдово Большетроицкого района Курской области (ныне Шебекинский район Белгородской области) в многодетной семье.

В 1930-1937 годах учился в Неклюдовской семилетней школе.

В 1937-1940 годах – учащийся фельдшерского отделения Белгородской фельдшерско-акушерской школы. Одновременно в 1938-1939 годах учился в Белгородском аэроклубе на аэродроме вблизи с. Беловское.

В ноябре 1940 года поступил в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов и выпустился в июле 1942 года в звании сержанта летчиком-истребителем на самолете И-16.

Проходил службу в Карело-финской особой авиагруппе ГВФ, затем переименованной в 5-й отдельный авиационный полк ГВФ, которая базировалась на аэродроме Кегостров в городе Архангельске. Переучился на английском самолете "Харрикейн", совершив на нем 45 полетов.

С августа 1943 года в действующей армии. В звании младшего лейтенанта направлен в 668 шап. Переучивание на штурмовике Ил-2 проходило на аэродроме Кондручей в Беломорском районе Карелии.

С 25 июня по 7 августа 1944 года участвовал в Свирско-Петрозаводской операции по освобождению Карелии с аэродромов Сегежа и Сопуха. Участвовал в штурмовке сильно укрепленных позиций противника, поддерживая 176-ю и 289-ю стрелковые дивизии 32-й Армии, вплоть до их выхода на государственную границу СССР. Совершил 21 боевой вылет, налетав 34,1 часа.

С 7 октября 1944 года участвовал в Петсамо-Киркенесской операции по освобождению Заполярья. С аэродрома Ура-Губа совершил 3 боевых вылета на штурмовку артиллерийских позиций и живой силы противника. Боевой налет составил 2,7 часа.

9 октября 1944 года при штурмовке позиций противника юго-восточнее н. п. Луостари его самолет атаковали сзади 3 самолета противника Ме-109. Снаряды разбили фонарь Ил-2 с левой стороны, пройдя рядом с плечом летчика и попали в двигатель, повредив его. После атаки один Ме-109 из-за большей, чем у Ил-2, скорости вылетел перед его самолетом и Козубов, не растерявшись, сбил его. Второй Ме-109 сбил его воздушный стрелок сержант И.М.Данченко. Во время полета на свой аэродром двигатель не выдержал и остановился в районе реки Титовка, которая в это время была нейтральной полосой. При посадке на реку у самолета отвалилась хвостовая часть, и он врезался в скалистый берег. Экипаж выжил и возвратился в свою часть. Этот боевой вылет штурмовиков 668-го шап писатель Иноземцев И.Г. описывает в военно-историческом очерке боевых действий ВВС Карельского фронта и 7-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны "В небе Заполярья и Карелии".

Всего произвел 27 боевых вылетов. За время выполнения боевых заданий по штурмовке артиллерийских позиций и живой силы противника в Карелии и Заполярье сбросил на противника около 8 тонн бомб, выпустил 72 реактивных снаряда и выстрелил 6754 патрона.

За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-финскими захватчиками был награжден 12 августа 1944 года - орденом "Красная звезда", 26 октября 1944 года – орденом "Красное Знамя", а также медалями "За боевые заслуги" и "За оборону Советского Заполярья".

24 июня 1945 года вместе с 11-ю летчиками 668 шап в составе 3-го батальона сводного полка Карельского фронта участвовал в Параде Победы на Красной площади в г. Москве. Там ему была вручена медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

После окончания Великой Отечественной войны продолжил службу в Военно-воздушных силах РККА (с 1947 года – Советская армия), командиром звена в 668-м штурмовом авиационном полку, который базировался на аэродроме Африканда Мурманской области.

В июне 1946 года в звании лейтенанта переведен в 108-ю отдельную разведывательную авиационную эскадрилью, которая базировалась в Карелии в г. Беломорске, потом на аэродроме Бесовец, и затем на аэродроме Гирвас. В эскадрилье переучился на пикирующий бомбардировщик Пе-2. С июля 1949 года по июнь 1955 года в звании старшего лейтенанта, потом капитана служил в должности заместителя командира эскадрильи. С сентября 1950 по январь 1952 года в звании старшего лейтенанта исполнял обязанности командира эскадрильи. В июне 1953 года в эскадрилью на вооружение поступает реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28, а позже и самолет-разведчик Ил-28Р. В числе первых прошел летную программу переучивания и уже в июле допущен к самостоятельной тренировке на самолетах Ил-28 и Ил-28Р. В августе он уже летал под колпаком ("слепой" полет), в облаках при нижней кромке облаков 600 метров, достиг высоты полета – 11750 метров. В сентябре допущен к контрольным и вывозным полетам летного состава на самолете Ил-28У. Задачей эскадрильи на случай военных действий было обеспечение войсковых соединений в Карелии и на Кольском полуострове разведданными о противнике. Ежедневно летчики вели учебно-боевую подготовку: летали на учебное фотографирование, воздушную стрельбу по конусу. Летали также самолетами-целями на Москву и Ленинград для проверки противовоздушной обороны городов. Периодически вели радиолокационную разведку в западном направлении на глубину до полутора тысяч километров. Летали по заявкам артиллерии противовоздушной обороны, воинская часть которой располагалась в районе Пряжи.

В июне 1955 года направлен во вновь созданный бомбардировочный авиационный полк (войсковая часть 32812) 184-й бомбардировочной авиационной дивизии 22-й Воздушной армии на аэродром Африканда Мурманской области на должность командира 3-й эскадрильи, где служил до января 1959 года. С летчиками эскадрильи на Ил-28У произвел 634 инструкторских полета, в том числе 58 ночных полетов, налетав 273 часа. За это время лично на самолете Ил-28 освоил полеты на разных высотах, в ночное время и в сложных метеоусловиях.

За успехи в боевой подготовке награжден двумя орденами "Красная звезда".

Демобилизован по состоянию здоровья в возрасте 37 лет, при этом его выслуга составила тоже 37 лет.

За время службы в Военно-воздушных силах Советской армии совершил 3550 полетов, из них 27 боевых, налетав 1800 часов и пролетев 761368 км.

После демобилизации с 1960 по 1981 год работал на разных предприятиях г. Харькова.

Награжден 23 правительственными наградами: орденами: Красного Знамени, Красной звезды (трижды), Отечественной войны 2-й степени, Богдана Хмельницкого. Медалями: "За боевые заслуги", "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", юбилейными медалями и знаками.

 

Источники информации:

1. Данные Валерия Козубова

2. Одноклассники

3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 36213233

4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1523556735

5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 32262263

6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1530966806

7. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1535499860

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Козубов

 

  • Контакты

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.