Тарапата Петр Викентьевич

орден Отечественной войны 1 степени
Тарапата Петр Викентьевич

Страна:

СССР

Годы жизни:

01.11.1908 - 17.11.1943 (ПБЗ)

Место рождения:

Владимир

В Красной Армии с:

1930, призван Владимирский РВК, г. Владимир

Вид авиации:

Штурмовая

Категория:

летчик

Звания:

капитан

Места службы:

952 шап

1942‑17.11.43

Командир аэ

 

Петр Викентьевич Тарапата родился 1 ноября 1908 г. в г. Владимир. В 1924 – 1926 гг. учился в первых двух классах 3-й советской школы II ступени, но, очевидно, оставил ее из-за неуспеваемости. Пошел работать в железнодорожное депо. В 1931 г. закончил Ворошиловградскую (Луганскую) школу военных пилотов и был оставлен в ней инструктором. В 1930 г. стал членом ВКП(б).

В 1942 г. капитан Тарапата прибыл из Ульяновского летного училища на должность командира 3-й эскадрильи в г. Чапаевск Куйбышевской области, где формировался 952-й шап. Сослуживцы по полку, знавшие его в то время, отмечали, его доброту, гуманность, душевность, вежливость, скромность, умение сострадать, но также и то, что он был отличным летчиком-инструктором. В период формирования полка он «с каждым летчиком много летал, учил по-настоящему овладевать летным мастерством, был смелым и находчивым, мужественным и отважным». С 10 октября 1943 г. полк находился на Западном фронте и начал боевые действия с аэродрома Фролы близ ст. Катынь Смоленской области.

Согласно документам ЦАМАО, 17 ноября 1943 г. капитан Тарапата в воздушным стрелком старшим сержантом Коноваловым на самолете ИЛ-2 № 8423 не вернулись с боевого задания. Полк имел задание произвести штурмовой удар на уничтожение артминбатарей и живой силы противника в районе Шибаны, Загрядье, Заволны. «По докладам летавших вместе экипажей установлено, что капитан Тарапата над целью в период атаки сбит огнём зенитной артиллерии противника, сделал полную петлю и крутой разворот и пошёл со снижением на территорию противника вдоль линии фронта в районе восточнее Заволны». Согласно свидетельству однополчан П.В.Тарапаты, самолет Петра Викентьевича совершил в вертикальной плоскости две петли Нестерова и затем вертикально стал пикировать на скопление войск и боевой техники врага, произошёл огромный взрыв, уничтоживший много врагов.

В наградном листе при представлении П.В. Тарапаты посмертно к награждению орденом Отечественной войны I степени написано: «Тов. Тарапата за период пребывания в полку проявил себя дисциплинированным, преданным делу партии Ленина, Сталина и Социалистической Родине. Командир-организатор, большой силы воли, требовательный к себе и подчиненным. До прибытия в полк работал командиром звена в школе на самолете СБ. Хорошо подготовлен как летчик-инструктор. Своим кропотливым трудом выпустил десятки молодых летчиков для пополнения маршевых полков действующей Армии, которые теперь громят с воздуха немецко-фашистских захватчиков. Работая командиром АЭ, тов. Тарапата при полной отдаче сил и энергии, весь летный состав АЭ подготовил и выпустил к самостоятельному вылету на самолете ИЛ-2 – 7 человек. Подготовленный им летный состав летает хорошо и отлично, с каждым днем совершенствуясь в технике пилотирования. За период учебно-тренировочных полётов эскадрилья налетала на самолете ИЛ-2 473 ч. 20 мин. Сам тов. Тарапата имеет налет на всех типах самолётов 1715 часов, из них на самолёте ИЛ-2 112 часов без летных происшествий и поломок. Под его непосредственным руководством техсостав АЭ в зимних условиях без теплого обмундирования принял на заводе 64 боевых самолета ИЛ-3 и передал в полной готовности действующим частям на фронт. Технический состав его эскадрильи безотказно обеспечивает матчасть на всем протяжении боевой учебы полка. Тов. Тарапата можно всегда видеть там, где требуется командирская помощь, организация и руководство подчиненным составом. Тов. Тарапата имеет большой опыт в дальних маршрутных полетах. Умело, уверенно и решительно ведет в бой свой летный состав на уничтожение врага: будучи ведущим группы в составе 4-х самолетов ИЛ-2 30.10.43 г. своим действием сорвал контратаку противника, что подтверждено наземными войсками. Ведомые им группы по 4 самолета смело уничтожили живую силу и технику противника. За 4 боевых вылета подавлен огонь 6–7 батарей, создано до 7–10 очагов пожара и уничтожено до взвода солдат и офицеров противника. Выполняя боевое задание 17.11.43 г. ведущий четвёрки самолётов ИЛ-2 над целью попал в полосу сильного огня противника, но он не растерялся, пустил в ход всю силу бомбового и пулемётно-пушечного огня и на исходе боеприпасов, не выдержав, видя что еще не уничтожил всех фашистов, направил свой самолет в место скопления солдат и офицеров противника. Тов. Тарапата героически погиб за Родину, с честью выполнил задание командования. Достоин представления к правительственной награде орденом "Отечественной войны I степени"».

П.В.Тарапата был женат, его жена Лидия Андреевна Тарапата и дочь Нелли проживали в Уральске.

 

Биографию подготовила Галина Глебовна Мозгова

Возглавлял экипажи:

Члены экипажа Функция Период Самолет Примечание
Коновалов Иван ВасильевичВоздушный стрелок? - 17.11.43Ил-2Погиб

 

 

Источники информации:

1. ОБД Мемориал, запись No. 3141829

2. ОБД Мемориал, запись No. 74523333

3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 19117790

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Тарапата

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.