Зенин Василий Яковлевич

орден Отечественной войны 2 степениорден Красной Звездыорден Красной Звездымедаль "За взятие Берлина"медаль "За освобождение Праги"медаль "За Победу над Германией"
Зенин Василий Яковлевич

Страна:

СССР

Годы жизни:

28.05.1907 - 27.07.1980

Место рождения:

Ростовская обл., г. Сальск

В Красной Армии с:

1929, кадровый

Вид авиации:

Бомбардировочная

Категория:

прочий нелетный состав

Звания:

ст. лейтенант, гв. майор

Места службы:

132 бап

20.06.40‑05.42

Начальник связи аэ

804 бап

05.42‑06.42

Начальник связи аэ

23 зап

06.42‑08.42

Начальник связи полка

804 бап/161 гбап

08.42‑06.44

Начальник связи полка

1 гбад

06.44‑03.48

Начальник связи дивизии

 

Родился 28 мая (15 мая по ст. ст) 1907 года (Русский), в селе Воронцовско-Николаевское, Ставропольской губернии (ныне Ростовская область, город Сальск), в семье рабочего.

В 1929 г. по призыву ЦК ВЛКСМ добровольцем ушёл в Красную Армию. В РККА с ноября 1929 года, рядовой, курсант в полковой школе 84-го стрелкового полка, 28-ой стрелковой дивизии Северокавказского Военного Округа, в должности командира отделения.

В марте 1931 года, направлен в "Третью военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К.Е. Ворошилова", в городе Оренбурге Уральского Военного Округа (в 1938 году после гибели любимого лётчика Сталина Валерия Чкалова, город был переименован из Оренбурга в Чкалов).

Осенью 1931 года по окончанию Оренбургской школы пилотов и лётчиков - наблюдателей, получил назначение в 58-ю авиационною эскадрилью Ленинградского военного округа в должности стрелка-бомбардира (где проходил службу с октября 1931 года по март 1932 года).

В марте 1932 года, переведён в 53-ю авиабригаду 21-й лёгко-штурмовой авиационной эскадрильи Забайкальского военного округа, в должности стрелка-бомбардира.

В мае 1936 года, назначен на должность младшего лётчика наблюдателя.

В декабре 1937 года назначен на должность штурман звена, 21-й лёгко-штурмовой авиационной эскадрильи Забайкальского военного округа, 53-й авиабригады.

В марте 1938 года согласно Приказу Забайкальского Военного Округа № 00204 от 05.02.1938 г. назначен на должность начальника связи авиаэскадрильи, 15-го штурмового авиаполка Забайкальского Военного Округа.

В январе 1940 года, направлен на высшие авиационные курсы усовершенствования в г. Липецк.

В июне 1940 года по Приказу НКО СССР № 62733 от 20.06.1940 года, назначен начальником связи 132-го пикирующего бомбардировочного авиаполка Южного Фронта. 132-й скоростной бомбардировочный авиационный полк начал формироваться 4 марта 1940 года в Кировограде в рамках первого большого развёртывания ВВС РККА.

С 14 мая 1941 года полк был выведен в летние лагеря на аэродром Екатериновка.

В основном укомплектование части закончилось к 15 мая, и несмотря на то, что большая часть личного состава лишь недавно прибыла из лётных училищ, полк в составе 48 экипажей на бомбардировщиках СБ был готов к боевым действиям днём в простых метеоусловиях со средних высот. Войны с Румынией в ходе «освободительного похода» в Бессарабию и Северную Буковину летом 1940 года, как известно, не случилось, поэтому полк продолжил сколачивание подразделений и тренировку личного состава в спокойных условиях. к 28 октября 1940 года налёт полка составлял 2104 часа 30 мин (4030 посадок), или, в среднем, 33 часа на экипаж. Было проведено 298 бомбометаний, из которых выполнено 206 (в среднем по 4 на экипаж), и 325 воздушных стрельб, из которых выполнено 176 (в среднем по 3 на каждого штурмана и стрелка-радиста).

Первый день войны для находившегося во втором эшелоне начальника связи 132-го пикирующего бомбардировочного авиаполка Южного Фронта ст. лейтенанта Зенина В.Я., прошёл довольно спокойно. Налётов люфтваффе на аэродромы в районе Кировограда 22 июня не было, полки и дивизии, находились в стадии формирования и переучивания на новую матчасть, боевых приказов не получали. ВВС ОдВО 45-й САД, в состав которой входил 132-й СБАП, находилась в затруднительном положении из-за небольшого количества боеспособных частей ударной авиации.

К 22 июня 1941 года в 132-м СБАП было 59 боеготовых экипажей и 60 боевых самолётов трёх типов: 23 Ар-2 (19 исправных), 32 СБ (30 исправных) и 5 Пе-2 (все исправные).

Ар-2 эксплуатировали 3-я и 4-я эскадрильи, 2-я и 5-я эскадрильи летали на СБ, а личный состав 1-й эскадрильи начал переучивание на Пе-2.

Командование ВВС 9-й Армии, решило перебросить 132-й СБАП в район Одессы для усиления своей ударной группировки ВВС ОдВО.

Приказ был получен около 17:00 первого дня войны, а к вечеру 23 июня полк боеспособными экипажами (29 СБ и 16 Ар-2) перебазировался на аэродром Раздельная в 60 км на северо-запад от Одессы, и к вечеру был полностью подготовлен к ведению боевых действий. На оставшихся в Екатериновке семи Ар-2 технический состав устранял многочисленные конструктивные и производственные недостатки, и эти машины по мере готовности вливались в боевой состав полка.

С утра 24 июня полк начал выполнять боевые задачи преимущественно по уничтожению переправ и войск противника в районе Скуляны – Яссы. Собственно, в районе Скуляны находился центр построения войск немецкой 11-й Армии, которая своим центральным

54-м армейским корпусом 23 июня форсировала пограничную реку Прут и захватила плацдарм на восточном берегу, начав продвижение вглубь советской территории.

Самолёты 132-го СБАП должны были усилить части 20-й САД, которые начали действовать по войскам противника с утра второго дня войны, выполнив 77 вылетов.

24 июня работа советской авиации достигла своего апогея – всего ударные самолёты выполнили в этот день более 200 боевых вылетов, из которых 39 пришлось на 132-й СБАП (15 СБ и 24 Ар-2).

Почин был сделан девяткой Ар-2, 4-й эскадрильи (ведущий комэск майор Н. А. Зобов), которые в 11:50 с пикирования звеньями отбомбились по скоплению техники противника в районе Скуляны. Экипажи искали танковые колонны на дороге Скуляны – Фалешты, но цели, идентифицированные как четыре группы танков по 6–8 штук в каждой, были обнаружены лишь на окраине Скулян, в 100–200 метрах от дороги на Фалешты.

По докладам лётчиков, ввод в пикирование осуществлялся на высоте 3000 метров, вывод – на 1500. Всего было сброшено 32 бомбы ФАБ-100 (один экипаж бомбы не сбросил). Согласно докладам экипажей, было уничтожено 14 танков противника и 100 человек пехоты. В районе цели группа была атакована звеном истребителей противника неустановленного типа, но потерь и повреждений удалось избежать.

С июня по август 1941 года, полк понёс большие потери и был перебазирован в Липецкий авиационный учебный центр для пополнения. Формирование полка было поручено капитану Гаврилову Владимиру Яковлевичу. 25 сентября 1941 года, по Приказу Верховного Главнокомандующего полк был переименован –"804 бомбардировочный авиационный полк (бап)"

В мае 1942 года ст. лейтенант Зенин В.Я. назначается начальником связи авиаэскадрильи, 804-го бап.

24.06.1942 года полк был введён в состав 23-й запасной БАД, 7-й запасной авиационной бригады Забайкальского Военного Округа (аэродром Белая), начальником связи авиаполка, 23-го зап. бап. Заб-го Военного Округа назначен ст. лейтенант Зенин В.Я.

С личным составом срочно была организована учеба с целью переучивания на самолёт Пе-2. После окончания переучивания лётного и технического состава полк в полном составе (две авиационной эскадрильи) был перебазирован с аэродрома Белая на аэродром Тушино и 14.09.1942 года вошёл в состав (20 самолётов Пе-2) в 293-й БАД 1-го бомбардировочного авиационного корпуса резерва ГК.

В её состав входили: 1-й бомбардировочный авиационный корпус (командир полковник И.С. Полбин) в составе 1-й гвардейской и 293-й бомбардировочной авиадивизий (командовали этими соединениями полковники Ф.И. Добыш и Г.В. Грибакин);

Перед началом наступления 5-я воздушная армия пополнилась новыми полками истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Некоторые из них в своём составе насчитывали до 50% молодых лётчиков из запасных частей, не принимавших участия в боевых действиях.

Свои 1-ые боевые вылеты в составе 14 экипажей пикирующих бомбардировщиков Пе-2, под командованием командира полка майора Гаврилова В.Я. полк выполнил 23 ноября 1942 года на Калининском фронте с полевого аэродрома Будово. Уже в первый день боевой работы был уничтожен штаб Великолукской группировки противника, склады ГСМ армейского значения и две батареи тяжёлой артиллерии в окрестностях города Великие Луки.

16.01.1943 г. при выполнении боевого задания по бомбардированию войск и техники противника в районе Бурцево-Алексеевское в результате меткого бомбометания группы 804-го бап (293-я бад, 1-й бак, 3-я ВА, Калининский фронт) противник понёс большие потери, а советские войска получили возможность перейти в контрнаступление и занять выгодные рубежи.

04.08.1943 г. Удар по артиллерийским позициям двумя группами в составе 16 самолетов Пе-2 81 гбап (1 гбад, 1 бак, 5 ВА, Степной фронт) во главе с командиром эскадрильи гв. майором Н.С. Зайцевым и 17 самолетов во главе с командиром 804 бап (293 бад, 1 бак) майором А.М. Семеновым нанесли бомбовый удар по артиллерии на огневых позициях в районе Топлинки.

В результате бомбового удара артиллерийский огонь противника был подавлен и части 7-й гвардейской армии получили возможность развивать наступление. Эффективность этого удара подтверждается следующей телеграммой: "Полковнику И.С. Полбину. Произведенный Вашими группами в период 07.15-07.25 час. бомбардировочный удар дал хороший результат. Военный Совет 7-й гвардейской армии всему личному составу, участвовавшему в этом бомбовом ударе, объявил благодарность. Шумилов".

В июле 1943 года на Воронежском фронте дивизия принимает участие в Курской битве. Пе-2 позволял пикировать с углом до 90 (!) градусов, но обычно бомбили с 70, при этом приборная скорость возрастала до 550 км в час, а потеря высоты, «просадка» на выводе составляла 800 – 900 метров! Перегрузка в 4, а то и в 6 единиц безжалостно «плющила» экипаж, хотя бывали случаи, что на Пе-2 приходилось терпеть и 8 – 11 единиц!

Самолёт и тот едва выдерживал, а каково было экипажу! Многое здесь зависело не только от лётчика, но и от исправности тормозных решёток и автомата вывода из пикирования. Поэтому любителей бомбить с пикирования среди пилотов было не так уж и много. Рискованная игра стоила свеч, ведь при пикировании экипаж гарантированно поражал цель размером всего 3 х 5 метров! Под Курском и Прохоровкой эти снайперские удары по танкам оказались весьма кстати.

14 декабря 1943 года за отличные боевые действия в операции по разгрому противника и освобождение города Черкассы приказом Верховного ГК полку присвоено почётное наименование "Черкасский".

За проявленное мужество, героизм и стойкость при проведении операции по расширению плацдарма на реке Днепр, уничтожению танковых группировок и железнодорожных эшелонов с живой силой и техникой в районе города Кировоград, Приказом НКО СССР № 017 от 5 февраля 1944 года 804-й бомбардировочный авиационный полк Преобразован в 161-й гвардейский бомбардировочный Черкасский ордена Богдана Хмельницкого авиационный полк и вручено "Гвардейское" Красное знамя.

На вооружении полк имел самолеты Пе-2 и входил в состав 293-й бад -> 8-й гв. бад.

С марта 1944 года по июнь 1944 года гвардий капитан Зенин Василий Яковлевич начальник связи авиаэскадрильи, 161-го гвардейского бап, 8-ой гвардейской бад, 2-ой Воздушной Армии Волховского, Северо-Западного, Степного и 2-го Украинского фронтов

26 апреля 1945 года полк награждён за большой вклад в разгроме немецко-фашистских захватчиков орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени.

3 мая 1945 года всему личному составу гвардейского, краснознаменного авиационного соединения за участие в боевых действиях по разгрому берлинской группы немецких войск и овладение центром германского империализма – столицей Германии городом Берлин, Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 2 мая 1945 года № 359, была объявлена благодарность.

Полк дорого заплатил за Победу…Шесть раз пополнялся лётным составом в годы войны.

90 летчиков, штурманов, стрелков-радистов погибли в боевых действиях.

С первоначального состава лётных экипажей День Победы встретили только 13 человек.

За время Великой Отечественной войны полк выполнил 6800 боевых вылетов, сбросив на врага более 6000 тонн бомб.

Полком уничтожено и выведено из строя :

*"живой силы" противника около 30 тысяч человек.

**танков 350 единиц.

***больше 1000 автомашин.

*****12 паровозов и более 800 вагонов, 1 бронепоезд.

******10 железнодорожных мостов.

*******уничтожено на аэродромах и сбито в воздушных боях 100 самолетов.

Родина высоко оценила своих защитников. За время войны высокими государственными наградами отмечены 389 лиц лётного и технического состава.

Командиру полка майору Гаврилову В. Я., командирам звеньев старшим лейтенантам Данилову А.В. и Тагильцеву В.М. присвоено высокое звание "Герой Советского Союза".

Принимал участие в прорыве блокады Ленинграда, разгроме врага под Великими Луками, "Демьяновском" плацдарме, под Старою Руссой, в Курской битве, освобождении Украины, Польши, Чехословакии, в Берлинской операции.

После окончания войны полк в составе 8-ой Гвардейской БАД 6-го бомбардировочного АвК перебазировался с территории Германии в Австрию, и вошёл в состав ЦГВ.

На базе 804 Гв.БАП в июле 1946 года был сформирован 161-й Гв. БАП и доукомплектован 4-й АЭ личным составом расформированного 1-го штурмового АвК, а материальная часть доукомплектована самолетами 4 АвК, начальником связи дивизии назначен гвардий майор Зенин В.Я. в данной должности прослужил до 1948 года.

10 апреля 1949 года 161 Гв. БАП был переименован в 727 Гв. БАП.

 

Биографию подготовил Андрей Фёдорович Тузов

 

Источники информации:

1. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 42515760

2. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1561006821

3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 150208298

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Зенин

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.