Афонин Николай Григорьевич
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился 03.03.1912 г. в городе Иваново-Вознесенск Шуйского уезда Владимирской губернии, ныне Ивановской области, в семье рабочего. Русский. Жил в городе Петроград (Ленинград), с 12 лет пришел работать на Путиловский завод. В 1928 г. окончил 7 классов, в 1929 г. - краткосрочные курсы токарей, а в 1932 году 2 курса рабфака Ленинградского института инженеров путей сообщения. Член ВКП(б)/КПСС с июня 1931 г.
В Красной Армии с июня 1932 г. Направлен в Военную школу морских летчиков им. Сталина (г. Ейск), которую окончил в 1933 г.
С декабря 1933 г. проходил службу летчиком, старшим летчиком 5-й тяжелой бомбардировочной авиаэскадрильи 2-й тяжелого бомбардировочной авиабригады Балтийского моря, позднее Ленинградского военного округа. Экстерном окончил нормальную школу в 1934 г.
С июля 1938 г. - командир отряда 3-й тбаэ 7-го тбап. В этой должности участвовал в войне с Финляндией.
Начало Великой Отечественной войны капитан Афонин встретил помощником командира той же эскадрильи. В августе 1941 г. его эскадрилья была выделена для действий на Юго-Западном фронте, где создалась напряженная обстановка. За два месяца летчики выполнили 130 ночных боевых вылетов по разгрому танковых и моторизированных колонн врага, сбросив 237 тонн бомб.
Осенью 1941 г. эскадрилья в составе полка была переброшена для доставки продовольствия Ленинградскому фронту, к январю 1942 г. было переброшено 1992 тонн груза и 120 человек. В трудных метеоусловиях Афонин водил самолет с максимальной нагрузкой, летал на тяжелом бомбардировщике ТБ-3. После того, как заработала «дорога жизни» по льду Ладожского озера, приказом Ставки их вернули для выполнения непосредственно боевых задач.
К декабрю 1941 г. совершил 61 боевой вылет (из них 50 ночью).
С февраля 1942 г. - зам. командира 7 апдд.
С 5 по 19 февраля майор Афонин руководил группой кораблей, снабжавших действующие в тылу врага войска Белова, Кириллова, Ефремова и партизанские отряды. Группа выполнила 58 самолетов-вылетов и доставила 133,5 тонн боеприпасов, горючего и продовольствия. Экипаж Афонина выполнял по три вылета в день. В августе 1942 г. был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза, командованием дальней авиации статус награды был понижен и летчик награжден орденом Ленина.
С января по сентябрь 1943 г. - слушатель курсов усовершенствования командиров и начальников штабов авиаполков Военной академии командного и штурманского состава. В сентябре (по др. данным, в июле) 1943 г. назначен командиром 325-го апдд (с августа 1944 г. - 29 гапдд), имевшего на вооружении самолеты Ли-2. Этим полком успешно командовал до конца войны. Участвовал в сражении на Курской дуге, в прорыве блокады Ленинграда, взятии Кенигсберга и Берлина.
С 1943 до мая 1944 г. полк действовал на Ленинградском фронте. За это время совершил 1300 боевых вылетов, сбросил 2000 тонн бомб. За успешные действия полка при снятии блокады полку присвоено почетное наименование Красносельский.На завершающем этапе Великой Отечественной войны, в Берлинской операции, полк под командованием гвардии подполковника Афонина действовал в составе 16 воздушной армии. Летчики полка выполнял специальные задания по переброске военных грузов: авиатехимущества, авимоторов и запчастей самолетов, горючего боеприпасов. Было выполнено 1100 самолетовылетов, командиром полка - 12 оперативных вылетов.
Всего за годы войны совершил 128 боевых вылетов на самолетах ТБ-3 и Ли-2.
После окончания боев в Европе поле был переброшен на Дальний восток. В период войны с Японией полк произвел 310 самолетовылетов по доставке горючего частям 6-й танковой армии, боеприпасов к линии фронта, перевозки личного состава и раненых. Здесь гвардии подполковник Афонин добавил на свой счет еще 12 оперативных вылетов.
После войны продолжал службу в полку, преобразованном в 214-й транспортный авиаполк.
С мая 1948 г. командовал 21-й гвардейской транспортной авиадивизией 9-й воздушной армии Дальневосточного военного округа. Участвовал в боевых действиях в Китае, поддерживая отряды Народно-освободительной армии. В 1949 г. силами десанта был захвачен город Шанхай, где в банках хранился золотой запас Китая. За несколько часов самолетами дивизии этот запас был вывезен в город Урумчи.
После возвращения в СССР в январе 1951 г. направлен на учебу Военную академию Генерального штаба.
С марта 1953 по ноябрь 1964 г. - начальник Балашовского военного авиационного училища летчиков. Затем был назначен заместителем начальника авиации Уральского военного округа по тылу.
С января 1968 г. - зам. начальника специального факультета - начальник учебной части Военно-воздушной Краснознаменной академии им. Гагарина.
В декабре 1969 г. генерал-майор авиации Афонин уволен в запас. Жил в поселке Монино. Продолжал работать в академии до 1980 г.
Умер в марте 1992 г. Похоронен на Монинском мемориальном кладбище.
Источники информации:
2. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 12076005
3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 39495768
4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 20525507
5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 37569860
Комментариев пока нет | Добавить комментарий |
- Афонин
- Контакты
Введите Ваши имя, фамилию, сообщение и e-mail
Например:
Ольга Иванова
olga@mail.ru
Внучка летчика. Ищу дополнительную информацию.
Поделиться страницей:

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.
Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.