Опалев Вячеслав Георгиевич

Страна:

СССР

Годы жизни:

 - 08.1943 (ПБЗ)

Вид авиации:

АДД

Категория:

летчик

Места службы:

750 апдд/3 гапдд

01.42‑08.43

Летчик

Боевых вылетов:

100+

 

В раннем возрасте лишился родителей. Воспитанием сироты занималась его тетя — женщина волевая и строгая. С материнской любовью она учила племянника уважительному отношению к труду, готовила к преодолению невзгод и испытаний. Мечтал стать летчиком. В 1931 г. зачислен курсантом Тамбовской объединенной школы пилотов и техников. За малый рост имел прозвище "Малыш". Но Малыш покорил учлетов и инструкторов серьезным отношением к делу.

Самостоятельную службу начал в Хабаровском гидроаэропорту, летал на гидросамолетах. Своей работоспособностью, прекрасным знанием материальной части, хорошей техникой пилотирования быстро заслужил уважение и доверие товарищей.

При содействии В.В.Пономаренко переведен в 12-й транспортный авиаотряд, что расширило зону полетов.

После переучивания Опалев стал летать на самой длинной трассе страны тридцатых годов — Москва — Владивосток.

Осенью 1938 г. во время боев у озера Хасан Опалев доставлял медикаменты на ближайшие к фронту аэродромы.

До войны имел налет более 1 млн. км.

В начале 1942 г. в звании ст. лейтенант вместе с другими пилотами Аэрофлота направлен в 750-й дбап. Опалев принес на фронт жизнерадостность, здравый оптимизм, юмор, летную культуру и смекалку. Балагур и острослов в кругу друзей, в воздухе он проявлял отменную выдержку и требовательность к себе. Летное дело знал до тонкостей. Даже среди опытных летчиков славился искусством пилотирования. Его смелость в бою стала общеизвестна и уважаема всеми авиаторами, он всегда первым вызывался на выполнение самых сложных и ответственных заданий. Это был летчик-новатор, отважный боец, верный друг и товарищ. Несмотря на свой малый рост по сравнению с другими командирами кораблей, он всегда взваливал на себя тяжелые заботы, всегда оставался «аккумулятором», заряжая людей бодростью, энергией, верой в победу.

В первом ночном вылете экипаж Опалева, внезапно появившись над аэродромом противника, поджег склад горючего. Зарево пожара, освещавшее огромную площадь, послужило остальным экипажам полка надежным ориентиром и хорошей точкой прицеливания. В ту ночь на аэродроме были сожжены десятки самолетов врага, а летное поле вдоль и поперек изрыто глубокими воронками.

Будучи человеком кипучей энергии, Опалев не любил спокойной жизни и постоянно изыскивал что-то новое в тактических приемах. Зимой 1942 г. в полку появился трофейный самолет Bf-110. Опалев со своим штурманом Е.Окороковым быстро освоил его, а затем стал летать в тыл врага на свободную охоту. На этом самолете экипаж Опалева сделал около десяти боевых вылетов, и все они оказались победными. Закончились полеты на Bf-110, когда тот был сбит зенитным огнем советской артиллерии. Опалев и Окороков покинули самолет с парашютами и оказались в руках красноармейцев, взявших экипаж в плен. В свою часть авиаторы вернулись через несколько дней после вмешательства командира полка А.И.Щербакова.

К концу 1942 г. экипаж Опалева совершил сто боевых вылетов.

Примерно в августе 1943 г., возвращаясь с боевого задания на подбитой машине с горящим мотором, постепенно теряя высоту, сумел перетянуть линию фронта и, скользя почти над самой землей, приказал экипажу покинуть самолет, намереваясь оставить его последним. Но по курсу возможного падения самолета вдруг оказалась деревня, и пока он ее перетягивал, высота для прыжка иссякла: парашют не успел наполниться. Крестьяне там и похоронили его — на берегу речки Белички, у деревни Машкино, Конышевского района, Курской области.

 

Источники информации:

1. Киньдюшев И. И. К победным рассветам. — М.: Воениздат, 1978.

2. Решетников В. В. Что было — то было. — М.: Эксмо, Яуза, 2004.

 

Фотогалерея

Слева направо: Б.Е.Тихомолов, А.И.Щербаков, В.Г.Опалев и А.В.Вихорев

Слева направо: Б.Е.Тихомолов, А.И.Щербаков, В.Г.Опалев и А.В.Вихорев

Источник: Киньдюшев И. И. К победным рассветам. — М.: Воениздат, 1978.