Быков Николай Филиппович
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Ст. лейтенант Н.Ф.Быков прибыл в 3 гапдд в августе 1942 г.
В одном из боевых вылетов на его самолет обрушился шквал зенитного огня. Был выведен из строя мотор, и пришлось отбомбиться по запасной цели. Скорость самолета постепенно падала, он терял высоту и с трудом перетянул через линию фронта. В этот момент штурман лейтенант Левер увидел стартовые огни. Очевидно, это был аэродром фронтовой авиации. Надо садиться. Но когда Ил-4 стал заходить на посадку, эти огоньки вдруг погасли (позже выяснилось, что стартовая команда приняла его за «Хейнкель-111»). Быков решил приземляться в поле. В самый последний момент сноп света самолетной фары выхватил из мрака овраг, окопы и быстро набегающий лес. Летчик дал полный газ работающему мотору, убрал шасси и отчаянным движением взял штурвал на себя. Самолет взмыл, перескочил опасное препятствие и упал на минное поле. С помощью саперов экипаж был выведен в безопасное место.
В 1942 г. над Новочеркасском самолет Быкова снова подбили вражеские зенитки. Долго шли на одном моторе. Через некоторое время и он потерял тягу. Пошли на вынужденную посадку. Инерция, вызванная резким торможением на пробеге, швырнула летчика вперед. Ему сильно повредило лицо и выбило зубы. Штурман лейтенант Девер и радист сержант Брюзгин вытащили командира из кабины и доставили в ближайший полевой госпиталь.
Самая большая неприятность случилась на пятидесятом вылете. 15.05.43 г. экипаж в составе: командир звена лейтенант Н.Ф.Быков, штурман звена лейтенант М.И.Левер, стрелок-радист ст. сержант Т.И.Брюзгин, воздушный стрелок мл. сержант Д.Г.Гизатулин должен был сфотографировать результаты удара советских бомбардировщиков по железнодорожному мосту у Днепропетровска. Несмотря на сильное противодействие вражеских зенитчиков, он выполнил поставленную задачу. Но на обратном пути Ил-4 подвергся атакам немецкого истребителя. Штурман, бортовой радист и воздушный стрелок были убиты. Самолет загорелся и пошел к земле. Убедившись, что посадить его невозможно, Быков покинул бомбардировщик на предельно малой высоте.
На рассвете летчик добрался до деревни Середки. Старик, в дом которого он зашел, переодел его в свои обноски и посоветовал, как безопаснее пробраться к своим. Через десять дней Быков подошел к фронтовой полосе. На дальнейшем пути его подстерегали вражеские засады, заграждения, минные поля. Но летчику все же удалось переползти линию фронта и добраться до своих.
В ноябре 1943 г. переведен в 26 гв. авиаполк ночных охотников-блокировщиков.
За годы войны произвел 114 боевых вылетов.
Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1 и 2 степеней, Красной Звезды, медалями.
Источники информации:
1. Киньдюшев И. И. К победным рассветам. — М.: Воениздат, 1978.
2. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 11893278
3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 19790441
4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 37897894