Лисенков Сергей Родионович

Страна:

СССР

Годы жизни:

25.09.1922 - 

Вид авиации:

Штурмовая

Категория:

техсостав

Места службы:

40 бап ВМФ

07.41‑05.42

Авиамеханик

47 шап ВМФ

06.42‑05.45

Авиамеханик

 

Родился 25.09.1922 г. в деревне Козлово Петровского района Ярославской области в семье крестьянина. В семье было девять детей (Сергей последний). Отец умер, когда ему было 1 год и 3 месяца. Семье жить было трудно. В разное время братья и сестры покидали родной дом для того, чтобы можно было помогать оставшимся. Некоторые уехали в Ленинград. Как младший брат, Сергей дольше всех оставался с матерью. Семья жила в колхозе с 1929 г., трудно было с питанием. На родине Сергей Родионович окончил 7 классов и из-за тяжелого положения в семье в 1937 г. выехал в Ленинград к брату. В том же году поступил в ФЗУ завода "Красный Выборжец", а с 1938 г. стал работать токарем. Помогал матери. С 1937 года учился в планерской школе (без отрыва от производства), но из-за отсутствия теплой одежды вынужден ее бросить.

В 1938 г. стал поступать в летный аэроклуб, но не прошел медкомиссию и поступил в Ленинградский технический аэроклуб (также без отрыва от производства).

В ноябре 1939 г. после окончания аэроклуба добровольно поступил в Пермское военно-морское авиационно-техничес-кое училище. С этого периода началась военная служба. В комсомол вступил на заводе "Красный Выборжец" в 1938 г.

По окончании училища выпускникам должны были присвоить звание воентехников 2 ранга, но месяца за три до окончания пришел приказ Наркома обороны о том, что все средние военные училища будут выпускать сержантов.

Училище окончил 15 июня 1941 г., а 22 июня - война. На следующий день после начала войны молодой сержант получил назначение в 40-й бап ЧФ авиамехаником на самолеты СБ в г. Джанкой (Крым).

Полк летал в основном днем по кораблям противника и по нефтеносным районам Румынии. Летали без сопровождения истребителей, имели большие потери. Вскоре полк практически остался без самолетов. Часть личного состава, в том числе и Лисенков, была направлена в мае 1942 г. в 1-й зап (г. Саранск), а в начале июня этого же года направлена во вновь формировавшийся 47-й шап, где пробыл до расформирования в должности авиационного механика в звене управления полка, обслуживая как Ил-2, так и связные самолеты (Ут-1, Ут-2, У-2).

В боевых действиях в составе 47-го шап участвовал с сентября 1942 г. до Дня Победы.

При перелете с Черноморского флота на Балтийский из-за неправильно оформленных документов Лисенков был задержан органами НКВД Ярославской области и был необоснованно осужден военным трибуналом за, якобы, дезертирство в течение 3 суток. Фактически Лисенков был в командировке, но с неверно заполненными документами. Просьба к суду - направить его на фронт - была удовлетворена. После полуторамесячного пребывания в тюрьме и такого же срока в штрафной роте Лисенков возвратился в свою часть со снятием судимости.

В 1944 г. стал кандидатом в члены КПСС, а в 1947 г. - членом КПСС. Длительный стаж связан со штрафной ротой. После войны при части самостоятельно освоил специальность радиста, а в 1946 г. при подаче рапорта на сверхсрочную службу перешел с должности авиамеханика на должность радиомеханика.

С 1948 г. учился в средней вечерней школе. В 1951 г. ее окончил и в том же году поступил учиться в Ленинградскую военно-воздушную инженерную академию имени А.Ф.Можайского. Окончил ее в 1957 г. и был направлен в войсковую часть (г. Ленинград) на должность помощника ведущего инженера, а затем с 1961 г. - младшего научного сотрудника.

В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1983 г. переведен на должность старшего научного сотрудника.

В 1974 г. уволен из рядов Советской Армии по болезни в запас в звании инженера-подполковника.

С 1976 г. по 1988 г. работал старшим научным сотрудником по вольному найму в воинской части. В этот период Лисенкову было присвоено ученое звание - старший научный сотрудник.

В 1988 г. вышел на пенсию. Имеет 11 авторских свидетельств на изобретения.

В период войны обеспечил безаварийно 53 боевых вылета самолета СБ и 341 боевой вылет на Ил-2. Одновременно обеспечил 211 вылетов самолетов По-2 (У-2) и Ут-2. Всего обеспечил в войну 605 безаварийных вылетов, из них 394 боевых.

Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2 степени, двумя медалями "За боевые заслуги" и др.

 

Источники информации:

1. Гиляревский В.П. Война: Морские летчики. О боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. В 2-х томах. — 1992.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Лисенков

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.