Ридный Степан Григорьевич
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился 26.03.1917 г. на Украине, рано остался без родителей, рос и воспитывался в детском доме. В Богодухове окончил Зоологический техникум, а оттуда уехал в Одесскую школу летчиков. Среднего роста, коренастый, широкоплечий. Лицо красиво обрамляли вьющиеся волосы. Часто его можно было видеть в кругу однополчан. В свободные минуты любил развлекать их игрой на губной гармошке, которую хранил за голенищем сапога.
О храбрости Степана Григорьевича Ридного ходили легенды. Казалось, для него не существовало никаких преград в воздушном бою. У него было правило: навязывать противнику бой, с первых секунд встречи с ним захватывать инициативу, пусть даже враг численно превосходил его в несколько раз.
В первый же день войны, пролетая в районе Гомеля, С.Г.Ридный заметил на горизонте вражеский бомбардировщик Ju-88 и пошел на сближение с ним. Воздушные стрелки бомбардировщика открыли огонь по самолету Ридного, но он даже не изменил направления полета. У пилота Ju-88 нервы не выдержали, и он уклонился. В этот момент с короткой дистанции Ридный сразил его.
Во время этой атаки истребитель МиГ-3 Ридного сильно пострадал: вышли из строя масляная и водяная системы и заклинило двигатель. У летчика не было времени на выбор площадки для посадки, машина плюхнулась без шасси прямо на болото. Потом механики разобрали самолет и по частям доставили в полк. Так, Степан Ридный оказался "безлошадным" — остался без самолета. А сидеть и ждать — не в его характере. Он присмотрел на окраине аэродрома устаревший истребитель И-16. Техники и механики несколько дней его латали, пока не вернули в строй.
Вскоре он на этой уже списанной машине вылетел на перехват бомбардировщиков противника. И сразу одержал победу! Сбил "юнкерс", но и сам с трудом дотянул до аэродрома. Плоскости и хвостовое оперение "ишачка" обгорели, только в фюзеляже насчитали более двухсот пробоин.
В начале битвы за Москву С.Г.Ридный был в 126 иап рядовым летчиком, а в октябре уже возглавлял звено. Он быстро изучил район боевых действий Подмосковья, хорошо ориентировался в воздухе, безошибочно определял любой населенный пункт, над которым пролетал, как будто был старожилом этих мест.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с врагом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09.08.41 г. младшему лейтенанту Степану Григорьевичу Ридному было присвоено звание Героя Советского Союза.
С 12.10.41 г. 126 иап начал совершать боевые вылеты на Кертисс P-40 "Томахаук".
В конце октября 1941 г. С.Г.Ридный погиб на P-40 после взлета из-за отказа матеpиальной части.
***
Из воспоминаний техника Тронова о своем командире С.Г.Ридном:
"Степан Ридный, — пишет Тронов, — был хорошим боевым командиром и старшим товарищем, всегда заботился о подчиненных его звена. Перед тем как занять место в пилотской кабине истребителя, он обычно говорил: "Вылетаю давать жару фашистам..." Если была свободная минута, то показывал мне полетную карту с отметкой цели, которую он должен обнаружить и поразить. Как-то в первых числах октября Ридный возглавил группу истребителей, которой было приказано нанести штурмовой удар по гитлеровской колонне. С большой высоты летчики не заметили, что в колонне есть конница, и с бреющего полета потом увидели, как противник побросал коней с повозками и устремился в лес. Но в этот момент кончился боезапас. Вернувшись на аэродром, Ридный попросил меня побыстрее подвесить бомбы, зарядить пулеметы новыми лентами. А спустя несколько минут его группа самолетов снова была в полете. Когда он вернулся с задания, то сказал:
— От колонны фашистов остались рожки да ножки...
На другой день звено Ридного вело бой против девяти Bf-109. Трехкратное превосходство врага! И наши летчики не дрогнули. Они сражались до последней возможности. Когда мой командир совершил посадку, то не верилось, как сумел он на изрешеченном самолете дотянуть до аэродрома. Прилетел на честном слове и на одном крыле... Были пробиты фюзеляж, масляный бачок, из которого вытекло все масло. А без него, как известно, мотор мог бы перегреться и воспламениться.
Несмотря на очень напряженную боевую работу, Степан Ридный всегда образцово выполнял партийные поручения. Мы, авиационные специалисты, охотно посещали политические занятия, которыми он руководил. Умел он доходчиво объяснить, верно ответить на наши вопросы.
Любили мы своего командира и за то, что он не считал зазорным взять гаечные ключи, вместе с нами поработать, чтобы ускорить подготовку самолета к боевому вылету..."
Источники информации:
1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.
2. Федоров А.Г. Авиация в битве под Москвой. — М.: Наука, 1975.
3. Синичкиянц А.М. Отечества крылатые сыны. — М.: "Мозаика", 2002.
5. Советские асы 1941—1945. Победы Сталинских соколов: Сборник / авт.-сост. М.Ю.Быков. — М.: Яуза, Эксмо, 2008.
6.
7. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 645, л. 42.