Заварухин Павел Филиппович
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился 27.12.1913 г. в деревне Разгуляй ныне Краснобаковского района Нижегородской области. Русский. Член КПСС. В РККА с 1932 г. В декабре 1935 г. окончил 7-ю Ленинградскую военную авиационно-техническую школу и в звании воентехника 2 ранга направлен в Брянск. Служил техником отряда по вооружению в истребительной эскадрилье 83-й авиационной бригады. Осенью 1936 г. добровольцем отправился в Испанию. Воевал в группе капитана С.Ф.Тархова. Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.
После возвращения на Родину служил в своей авиабригаде, которая к тому времени перебазировалась в Оршу. В 1939 г. окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу летчиков. Направлен служить в Московский военный округ командиром звена 34-го иап. 01.05.39 г. ст. лейтенант Заварухин в числе лучших летчиков полка участвовал в авиационном параде над Красной площадью.
Участник боев на Халхин-Голе. Был командиром эскадрильи И-15. Совершил 25 боевых вылетов, участвовал в 5 воздушных боях.
Во время советско-финляндской войны воевал в составе 25-го иап. Совершил 69 боевых вылетов на разведку, бомбардировку и штурмовку войск противника. В 10 воздушных боях сбил лично 2 самолета противника.
После войны служил в Закавказье. Был командиром эскадрильи, заместителем командира и штурманом 35-го иап. Летал на И-153 и И-16. Война застала его в Ленинграде, куда он был послан на переучивание на истребитель ЛаГГ-3.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Служил в Закавказье, прикрывал с воздуха Батуми и Поти. В мае 1942 г. окончил курсы усовершенствования начальствующего состава, после чего был назначен командиром аэ 744-го иап. В воздушных боях под Демянском сбил 3 немецких самолета.
17.06.42 г. капитан Заварухин в районе Коровитчино в воздушном бою сбил Ju-88 , но и его самолет получил повреждения. При возвращении на аэродром самолет Заварухина был атакован четверкой Bf-109. Они попытались взять Як в клещи. Не имея возможности вести бой (отказало оружие), Заварухин попытался уйти в облака. В облаках он развернулся на 90°, стремясь выйти из облака в неожиданном для немцев направлении. Но уже на выходе его догнал один "мессершмитт" и открыл огонь. Заварухин был ранен в плечо и ногу. Чтобы избежать столкновения, немец сделал энергичный разворот и на какое-то время хвост его самолета оказалось рядом с Яком. Заварухин довернул и нанес удар консолью крыла по хвостовому оперению. Bf-109 перевернулся и камнем упал на землю радом с позициями 645-го стрелкового полка. После тарана Як загорелся, но Заварухин сумел скольжением сбить пламя, после чего совершил вынужденную посадку в болото между населенными пунктами Пустыня и Запрудно. На следующий день вернулся в свой полк. За этот подвиг награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
15.04.43 г. майор Заварухин назначен командиром 72-го гв. иап. Освобождал Белоруссию и Прибалтику, воевал в Восточной Пруссии. Войну закончил в Курляндии. Всего совершил более 400 боевых вылетов, в 80 воздушных боях сбил 13 самолетов противника.
После войны гв. полковник Заварухин продолжал служить в ВВС. 01.05.47 г. во главе полка Як-15 принимал участие в воздушном параде над Красной площадью. Был заместителем командира 5-й, затем 15-й гв. авиационных дивизий, затем командовал 144-й и 17-й авиадивизиями. В 1950-1952 годах находился в спецкомандировке в Китае. По окончании 1954 г. Военной академии Генерального штаба генерал-майор авиации Заварухин командовал Забайкальским корпусом ПВО. В 1956-1958 годах был старшим военным советником в Китае. Затем преподавал в академии Генштаба, защитил кандидатскую диссертацию. С 1974 г. - в отставке. До 1988 г. работал ст. научным сотрудником в ЦНИИ Министерства обороны, затем с Совете ветеранов.
Награжден семью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды.
Умер в 2003 г.
***
Номера орденов Красного Знамени П.Ф.Заварухина:
1 - 1270
"2" - 3032
"3" - 5320
"4" - 652
"5" - 132
"6" - 62 (награжден 20.09.47 г.)
"7" - 6 (награжден 03.03.53 г.)
Источники информации:
1.
2. Данные Александра Лучкина
3. MiB-Aces