Андреев Иван Федорович

Иван Федорович Андреев

Герой Советского Союза

Страна:

СССР

Годы жизни:

11.09.1910 - 02.03.1992

Место рождения:

Горьковская обл., Сеченовский р-н, с. Александровка

Вид авиации:

АДД

Категория:

летчик

Места службы:

420 дбап

07.41‑12.41

Летчик

748 апдд/2 гапдд/2 гбап

12.41‑05.45

Командир звена

 

Родился 11.09.1910 г. в с. Александровка (Сеченовский район Нижегородской области). Русский. Окончил неполную среднюю школу. Работал в 16-й московской типографии полиграфистом, затем мастером-цинкографом.

Учился в Московской школе летчиков ОСОАВИАХИМ, окончил Тамбовскую объединенную школу пилотов. Первоначально был пилотом сельскохозяйственной авиации. Первые полеты были над берегами Волги, под Камышином, где производил подкормку посевов. Потом он окуривал химикатами гнездовья малярийных комаров, вел аэросъемки сельскохозяйственных угодий. Позже патрулировал высоковольтные линии в Подмосковье.

Через шесть лет после того, как стал пилотом, Андреева перевели на пассажирские машины. На восьмиместном самолете "Сталь-3" курсировал по маршрутам Москва—Симферополь и Москва—Астрахань.

Зимой 1939/40 года, в ходе Советско-Финляндской войны, пилота-инструктора Московского управления Гражданской авиации Андреева вместе с друзьями-летчиками Аэрофлота привлекли к транспортировке раненых из района боев. Общий налет в период боевых действий составил около 800 часов. Случалось, Андреев возвращался на аэродром с пробоинами в крыльях.

После разрешения конфликта с Финляндией Андреев продолжил летную работу на международных линиях Москва—Берлин, Москва—Стокгольм, Москва—София. 21.06.41 г. Иван Федорович привел свой пассажирский "Дуглас" из очередного рейса из Берлина. А уже на следующий день началась работа в военном небе: Андреев доставлял людей и грузы в прифронтовую полосу.

Спустя неделю Андреев добился перевода в военную авиацию. Его, как летчика, имевшего солидный стаж летной работы на международных трассах направили в 420 дбап, вооруженный бомбардировщиками Ер-2. Прежде всего летчику пришлось заняться освоением и новой для него техники и азами воздушной тактики. Первые два боевых вылета И.Ф.Андреев совершил в сентябре 1941 г. под Демянск, на бомбардировку колонны танков противника.

Своими ударами по железнодорожным эшелонам и коммуникациям, по резервам и штабам противника дальние бомбардировщики стремились как можно больше помочь своим войскам, которые самоотверженно отражали натиск врага, рвавшегося к Москве. В те дни и ночи росло мастерство, закалялся характер многих замечательных пилотов авиации дальнего действия: будущих дважды Героя Советского Союза А.И.Молодчего, Героев Советского Союза А.М.Краснухина, А.Д.Гаранина, С.П.Даньщина, С.А.Полежаева и других однополчан Ивана Андреева.

Случались в пору битвы за Москву и такие трудные полеты, из которых Андреев мог и не вернуться. Дважды горел в воздухе. Один раз машину подожгли истребители. В другой раз, после бомбометания по железнодорожной станции Сычевка и атаки по автоколонне противника, самолет загорелся от зенитного снаряда. Долго летчик тянул машину, полную дыма, к линии фронта, чтобы избавить экипаж от опасностей приземления на территории, занятой врагом. Шли на восток до последней возможности и сумели приземлиться на нейтральной полосе. Подоспели советские лыжники, вывезли авиаторов из зоны вражеского обстрела. Обогрели в своих землянках, отправили попутным транспортом на аэродром.

Экипаж у Ивана Андреева подобрался замечательный. Штурман С.П.Алейников всегда точно выводил машину на цель, с исключительной меткостью поражал заданные объекты (19.08.44 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза). Однажды, когда они совершали ночной налет на смоленский аэродром, благодаря мастерству Алейникова удалось с одного захода уничтожить несколько немецких самолетов, предназначенных для ударов по Москве. Стрелок-радист И.Д.Петров никогда не допускал потери радиосвязи с землей или другими самолетами боевого эшелона. Воздушный стрелок Николай Голубой всегда был зорок в воздухе, надежно охранял экипаж от атак истребителей противника.

В конце 1941 г. 420 дбап передал оставшиеся машины Ер-2 в другие части и был обращен на формирование нового 748 дбап, который вооружили бомбардировщиками ДБ-3ф (Ил-4). Так Иван Андреев вместе со своим проверенным экипажем пересел на Ил-4.

Летали интенсивно: февраль 1942 г. - 20 летных дней, 288 самолето-вылетов; март — 21 летный день, 253 самолето-вылета; апрель — 18 летных дней, 268 самолето-вылетов. Советские войска, активно действовавшие на Западном фронте, получали хорошую поддержку непрерывными ударами с воздуха по войсковым и оперативным тылам противника. А потом начались полеты по более дальним маршрутам, порой с аэродромов подскока, расположенных вблизи линии фронта. Многие цели находились под Варшавой, Бухарестом, Будапештом, на территории Германии.

В июне 1942 г. экипажу Ивана Андреева поставили задачу — бомбардировать военный объект в районе Кенигсберга. Знакомые места! Ровно год назад, идя рейсом из Берлина в Москву, садился Андреев на кенигсбергском аэродроме. На этот раз маршрут проложили в стороне от аэродромов противовоздушной обороны врага. Но попали в сильнейшую грозу, здорово потрепавшую и экипаж и самолет, а затем и под огонь зениток. Вражеский снаряд угодил в мотор, шли на одном двигателе, на замедленной скорости. Отбомбились, как всегда, удачно. Осторожно развернувшись среди облачков разрывов зенитных снарядов, пошли домой. Поврежденный самолет едва держался в воздухе. А до линии фронта более полутысячи километров. И тут еще предгрозовая болтанка — машина то и дело проваливалась в воздушные ямы, а снова набирать высоту на одном моторе было невозможно. В конце концов они дотянули до своей территории. И тут машина стала почти совсем неуправляемой. Андреев приказал экипажу прыгать с парашютами. А сам? Никогда ведь до сих пор не прыгал. Как и полагается командиру, он оставил самолет последним. И тут новая напасть. Машина, упав на землю, загорелась. Андреев же, раскрыв парашют, опускался, казалось, прямо в огонь. Но все обошлось благополучно — приземлился в соседнем болотце, а экипаж — на огородах разоренной врагом деревни. Когда они возвратились на свой аэродром, то узнали, что в тот самый день их полетного бедствия (20.06.42 г.) правительственным Указом старший лейтенант Андреев награжден орденом Ленина.

18.08.42 г. 748 ап дд, в котором служил Андреев, в числе первых в Авиации дальнего действия был преобразован во 2 гап дд.

С 17 по 27.09.42 г. экипаж Андреева принимал активное участие по разгрому группировок противника в районе Сталинграда, делая по 2 боевых вылета в ночь, что составило 16 вылетов. 20 сентября во время бомбардировки скопления войск противника в районе Сталинграда возник сильный взрыв - это экипаж Андреева уложил бомбы в склад с боеприпасами.

31.12.42 г. командиру звена гвардии капитану И.Ф.Андрееву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1943 г. И.Ф.Андреев служил в Летном центре АДД. В период проведения Тегеранской конференции глав трех государств-союзников (28.11 - 01.12.43 г.) участвовал в доставке в Тегеран и обратно ее участников.

И.Ф.Андреев за годы войны был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, медалями.

После войны некоторое время продолжал службу в дальней авиации. В 1957 г. в звании гв. иайора ушел в отставку.

И.Ф.Андреев умер 02.03.1992 г. Похоронен в Москве.

 

Источники информации:

1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.

2. Денисов Н. В дальних полетах. В сб. Герои огненных лет. — М.: ''Московский рабочий'', 1978.

3. Сталинградская битва. Хроника, факты, люди.: в 2 кн. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — Кн. 1.

4. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. — М.: ООО "Дельта НБ", 2004.

5. Скрипко Н.С. По целям ближним и дальним. — Воениздат, 1981.

 

Фотогалерея

Летчики Герои Советского Союза А.Д.Гаранин и И.Ф.Андреев

Летчики Герои Советского Союза А.Д.Гаранин и И.Ф.Андреев

Источник: Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. — М.: ООО "Дельта НБ", 2004.

 

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Андреев

 

  • Контакты

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.