Орехов Владимир Александрович

Золотая Звезда Героя Советского Союзаорден Ленинаорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Александра Невскогоорден Отечественной войны 1 степениорден Отечественной войны 1 степениорден Красной Звездыорден Красной Звездыорден Красной Звезды
Владимир Александрович Орехов

Герой Советского Союза

Страна:

СССР

Годы жизни:

08.01.1921 - 04.02.1997

Место рождения:

Тула

Вид авиации:

Истребительная

Категория:

летчик

Места службы:

87 иап

06.41‑07.41

Летчик

434 иап/32 гиап

08.41‑12.44

Командир аэ

Боевых вылетов:

420

Воздушных боев:

102

Воздушных побед:

19 индивидуальных и 2 в группе (+ 2 аэростата)

 

Родился 08.01.1921 года в Туле в семье рабочего. Его путь в авиацию был вполне обычным: модельный кружок, планерная школа, аэроклуб.

В январе 1939 г. он был зачислен в Качинскую Краснознаменную военно-авиационную школу пилотов имени А.Ф.Мясникова. В начале марта 1940 г. закончил школу и получил назначение во 2-ю эскадрилью 87-го иап (16-я сад, Киевский ОВО).

В первый день войны на аэродроме был уничтожен И-16 Орехова, и участие в воздушных боях летчик принимал лишь эпизодически, летая на "чужих" самолетах. Недостатка в боях в эти первые дни не было: сбивали немцев, несли потери сами. Все меньше становилось самолетов, и все больше - так называемых "безлошадных" летчиков.

01.07.41 г. группа летчиков была направлена в тыл за новыми самолетами. В эту группу вошел и Орехов. В запасном авиационном полку В.Орехов попал во вновь формируемый 434-й иап. Обе эскадрильи полка получили истребители ЛаГГ-3.

В конце августа 1941 г. полк прибыл на Северо-Западный фронт, в район Новгорода и Волхова. Господство в воздухе было у немцев, их "охотники" часто подкарауливали советские самолеты прямо над аэродромом. Владимир Орехов хорошо запомнил сентябрьское утро, когда полк в составе пяти исправных самолетов вылетел на штурмовку аэродрома Любань. В этот день молодому летчику удалось открыть свой счет сбитым самолетам.

"Взлетели мы в утренние сумерки. Линию фронта пролетели на малой высоте, летели в стороне от дорог и населенных пунктов, используя лесисто-болотистую местность. На аэродром вышли внезапно для противника. Увидев его, мы горкой набрали высоту, довернув свои самолеты на стоянки, забитые самолетами и другой техникой противника. Наша группа начала расстреливать их. Первый заход произвели звеном. Над стоянками выросли черные клубы дыма и пламя загоревшихся самолетов. Было видно, как забегали гитлеровцы, спешили укрыться, занять боевые позиции.

Уже на втором заходе зенитки открыли яростный огонь. Навстречу потянулись гирлянды трасс. Рядом рвутся снаряды, попадание одного в самолет грозит большой опасностью. Но перед нами враг, и мы бьем его. На выходе из атаки заметил взлетающий истребитель противника Ме-109, довернул свой самолет, с близкого расстояния прицельно всей мощью огня всадил в него длинную очередь. Самолет загорелся, окутался пламенем, рухнул на землю и взорвался за аэродромом.

Над аэродромом появились истребители противника. У нас кончались горючее и боезапас. Мы с боем отходили на свою территорию. Пользуясь внезапностью и тем, что противник не ожидал нашего налета, мы нанесли ему значительный урон. По данным разведки и партизан, мы уничтожили 14 самолетов на земле и 5 сбили в воздухе. Наши потери - два самолета."

Кроме сбитого Bf-109E В.Орехов уничтожил на аэродроме четыре Ju-88.

В начале ноября 1941 г. В.Орехов уже лейтенант и командир звена.

01.01.42 г. Владимир Орехов был награжден первой боевой наградой - орденом Красного Знамени. К этому времени на его счету было три индивидуальных и одна групповая победа.

В начале апреля 1942 г. 434-й иап был выведен на пополнение в тыл, где был перевооружен истребителями Як-1. В мае 1942 г. на основе 434-го иап и 150-го бап была создана особая группа при командовании ВВС. Ее возглавил полковник В.И.Сталин. Из состава полка были выведены еще не воевавшие летчики, а на пополнение прибыли имевшие боевой опыт кадры. Командиром полка стал известный летчик Герой Советского Союза И.И.Клещев. Так было создано элитное подразделение, способное на равных сражаться с любым противником. В июне 1942 г. летчики полка вели напряженные воздушные бои в районе Краматорска.

13.06.42 г. во время тяжелого воздушного боя самолет Орехова был серьезно поврежден, сам он был ранен в левую руку и ногу осколками двух разорвавшихся в кабине снарядов "Мессершмитта". Летчику все же удалось приземлиться, посадив машину "на брюхо", в расположении своих войск.

Выздоровление затянулось, и в свой полк В.Орехов попал только в середине августа. В это время 434-й иап находился под Москвой, в Люберцах, на переформировании. На вооружение поступили самолеты Як-7б. Облетав полученные самолеты, полк прибыл на фронтовой аэродром северо-западнее Сталинграда и с 14.09.42 г. приступил к боевым действиям. Самыми трудными дня летчиков стали три дня: 18, 19 и 20 сентября.

"Наш полк перелетел ближе к линии фронта, на аэродром Большая Ивановка. За эти три дня наш полк в воздушных боях сбил 44 фашистских самолета. Боевые вылеты следовали один за другим. Нам удавалось спать не более 4-5 часов в сутки, а когда спали техники - вообще трудно представить. Боевая нагрузка была настолько изнурительной, что некоторые летчики, в конце дня производя посадку на своем аэродроме после тяжелого боя, даже теряли сознание."

В сентябрьских боях командир звена В.Орехов сбил два Bf-109.

В середине октября 1942 г. полк в очередной раз был выведен в тыл на доукомплектование. В конце ноября 1942 г. полк, теперь уже 32-й гв. иап, улетел на Калининский фронт где участвовал в операциях на великолукском и ржевском направлениях.

В январе 1943 г. Владимир Орехов сбил He-111 и Bf-109G.

В феврале 1943 г. уже на Северо-Западном фронте, не прекращая боевых действий, 32-й гв. иап освоил новые самолеты Як-9. В этом месяце Красная Армия приступила к ликвидации знаменитого Демянского плацдарма.

В первой половине марта 1943 г. в районе реки Ловать шли напряженные воздушные бои. Летчикам полка приходилось совершать по 4 вылета в день, и как правило, в каждом вылете происходила схватка с немецкими летчиками. На Северо-Западном фронте Орехов впервые встретился с новым немецким истребителем Fw-190. В мартовских боях В.Орехов одержал две победы, и обе - над Fw-190.

С 20.03.43 г. полк в составе 3-й гв. иад (1-го гв. иак) был выведен с фронта в резерв Ставки ВГК. В очередной раз пришлось осваивать новуй истребитель. Для унификации авиационной техники 32-й гв. иап получил истребители Ла-5. Первая эскадрилья, в которой воевал В.Орехов, - Ла-5ФН, остальные две - Ла-5Ф.

01.05.43 г. командиру звена, старшему лейтенанту В.А.Орехову присвоено звание Героя Советского Союза.

С начала мая 1943 г. 32-й гв. иап действовал Брянском фронте. С начала оборонительных боев под Курском летчики полка занимались рутинным прикрытием наземных войск Центрального фронта в районе Малоархангельского. Воздушных боев было немного, но 08.07.43 г. группа Орехова заявила об уничтожении трех Fw-190, из которых один записал на свой счет Владимир.

Обстановка изменилась, когда утром 12.07.43 г. войска Брянского фронта начали наступление на орловском направлении. Началась борьба за господство в воздухе.

В течение трех дней - 12, 13 и 15 июля - старший лейтенант В.Орехов сбил три Fw-190.

В середине декабря 1943 г. полк действовал на 1-м Прибалтийском фронте. 15.12.43 г. тяжелый бой пришлось выдержать восьмерке Ла-5ФН 1-й эскадрильи 32-го гв. иап с восемнадцатью Ju-87 и восемью Fw-190. В этом бою Владимир Орехов и сам был подбит, но сумел благополучно приземлиться на аэродроме Рудня.

"Когда вышел из кабины, то увидел - вся левая хвостовая часть побита, стабилизатора не было, руль высоты держался на одном узле, весь киль побит, на руле поворота одни лохмотья. Все хорошо кончилось, противник взял малое упреждение, и очередь пришлась по хвостовой части самолета, а наш "лавочкин" живуч и с такими повреждениями летает."

Следующую победу Орехов одержал в день своего рождения, 08.01.44 г., сбив He-111.

Владимир Орехов был не только отважным истребителем, он обладал и редким талантом воздушного разведчика, его хорошо знали даже в наземных войсках. Ведение воздушной разведки - дело далеко не легкое. Длительный полет над вражеской территорией всегда опасен: можно встретить истребителей противника, попасть в зону зенитного огня, даже заблудиться, поскольку местность зачастую незнакомая. Особенно трудно приходилось при фотографировании: аппарат включался обычно на малой высоте, где огонь немецких "эрликонов" бывал достаточно точен. Поэтому на разведывательные задания посылались лишь опытные летчики, обладавшие к тому же острым зрением, наблюдательностью и цепкой памятью. Не каждый хороший летчик способен был стать хорошим разведчиком. Владимир Орехов по праву считался одним из лучших разведчиков не только в своем полку, но и во всей дивизии.

Несмотря на все заслуги Орехова, политорганы его не жаловали. Из донесения комиссара 32-го гв. иап: "... и.о. комэска Герой Советского Союза В.А.Орехов не понимал той силы и значения, которое может оказать ему в выполнении боевого приказа партполитработа. Считает, что совещания, собрания, лекции, доклады являются пустым делом, пустой тратой времени...". "Несознательный" истребитель Владимир Александрович Орехов на тот момент имел больше всех побед в полку и был первым по числу боевых вылетов во всей дивизии.

28.06.44 г. шесть Ла-5ФН под командованием командира эскадрильи майора В.Орехова встретили большую группу немецких самолетов: двадцать семь Ju-87 и десять Fw-190. Внезапная атака со стороны солнца удалась, и в ходе боя было сбито шесть самолетов. Один из них, Fw-190, сбил В. Орехов.

С 16.07.44 г. полк снова действовал на 1-м Прибалтийском фронте. Летчики полка участвовали в боях за Шауляй. Сопротивление немцев в воздухе было незначительным, и только с 5 августа, когда вермахт готовился к контрудару, активность немецкой авиации возросла. Штурмовики Fw-190 группами до 20 самолетов атаковали советские наземные войска. В этих боях В.Орехов заявил об уничтожении одного Fw-190.

12.08.44 г. эскадрилья В.Орехова прибыла в Тулу за новыми истребителями Ла-7 и к 08.09.44 г. перегнала эти истребители для всего полка.

"Во второй половине дня 15 сентября получил задачу парой в свободном полете прикрыть наземные войска в районе города Бауска в Латвии. В этом же районе находились две группы по 8 истребителей Ла-5 нашего братского полка. После взлета группы мы с ведомым гв. лейтенантом П.И.Павловым взлетели и, набрав высоту 4000 м, вышли в заданный район. Мы заметили пару истребителей противника ФВ-190 на одной высоте. Подав команду ведомому приготовиться к бою, с набором высоты пошел на сближение с противником. Мы атаковали его, и с первой атаки я сбил ведущего, а Павлов - ведомого. Но в это время сами попали под огонь звена истребителей ФВ-190. Во время боя Павлов немного отстал, и его атаковала пара истребителей ФВ-190. Заметив это, я передал по радио ему, чтобы он сорвал свой самолет в штопор, в хвосте противник, а сам энергичным маневром пошел на выручку. Но истребители противника успели поджечь самолет Павлова. Петр Иванович выпрыгнул из горящего самолета с парашютом. Я не успел выбить противника из под хвоста самолета Павлова. "Фоккеры", видя, что их атакуют, со снижением ушли на запад. Прикрыв спускавшегося парашютиста (он приземлился в расположении наших войск), я вернулся на свой аэродром.

Настроение было удрученное, первый бой на новом самолете Ла-7 окончился неудачно: хотя мы сбили два самолета противника, но и сами потеряли один. Петр Иванович получил ожоги лица и рук, но после лечения в госпитале вернулся в полк и продолжал бить врага до конца войны".

Это был последний сбитый Ореховым самолет противника.

В конце декабря 1944 г. В.Орехов был откомандирован в г. Краснодар на курсы повышения квалификации в Полтавскую Высшую офицерскую школу штурманов ВВС Красной Армии и участия в боевых действиях против Германии уже не принимал.

После окончания школы получил назначение штурманом 246-й иад которая дислоцировалась в Монголии.

В составе Забайкальского фронта дивизия участвовала в войне с Японией. Сопротивления противника в воздухе не было, истребители занимались штурмовкой японских войск и разведкой. Майор В.Орехов совершил в небе Манчжурии всего три боевых вылета. После окончания боевых действий продолжил службу в ВВС, в основном на штурманских должностях. Последняя должность - главный штурман 1-го гв. иак Западной группы войск. После демобилизации в сентябре 1968 г. Владимир Александрович с семьей переехал в Минск.

За годы войны В.Орехов совершил 420 боевых вылетов (40 штурмовок, 25 разведывательных полетов), провел 105 воздушных боев, в которых сбил 19 самолетов лично и 2 в группе, уничтожил 2 аэростата и 4 самолета на земле.

Заслуженный военный летчик СССР, полковник В.А.Орехов награжден Зездой Героя Советского Союза, орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, 18 медалями.

Умер 04.02.1997 г.

 

Источники информации:

1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.

2. Аэроплан. - 1995, No 12.

3. Данные Сергея Исаева

4. Красные соколы

5. Семенов А.Ф. На взлете. — М.: Воениздат, 1969.

 

Фотогалерея

Летчики 32-го гв. иап. Слева направо: В.Орехов, В.Давидков, Н.Шульженко, В.Гаранин. Тула, май 1943 г.

Летчики 32-го гв. иап. Слева направо: В.Орехов, В.Давидков, Н.Шульженко, В.Гаранин. Тула, май 1943 г.

Источник: Аэроплан. - 1995, No 12.

 

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Орехов

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.