Максимилиан Штотц
(Maximilian Stotz)
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился 13 февраля 1912 г. в местечке Маннсворт (Mannsworth), недалеко от Вены.
С 1935 г. служил сначала в австрийской армии, а затем был переведен в авиацию и прошел летную подготовку.
После аншлюса Австрии 1 апреля 1938 г. на аэродроме Вена-Асперн (Wien-Aspern) на основе шести австрийских истребительных эскадрилий, оснащенных бипланами Fiat CR.32, была сформирована I./JG138 под командованием хауптмана Вилфрида фон Мюллер-Ринцбурга (Wilfried von Muller-Rienzburg), и унтер-офицер Штотц был включен в состав 3./JG138. До 1941 г. подразделение, в котором служил Штотц, несколько раз меняло наименование: 1 ноября 1938 г. I./JG138 была переименована в I./JG134, которая в свою очередь 1 мая 1939 г. получила обозначение I./JG76, соответственно Штотц служил в 3./JG134 и 3./JG76. А 4 июля 1940 г. I./JG76 преобразована в II./JG54, и с этого момента Штоц летал в составе 4./JG54.
Свою первую победу унтер-офицер Штотц одержал 7 ноября 1939 г., сбив в районе г. Фельклингена, расположенного в 12 км северо-западнее Саарбрюккена, французский разведчик "Потез-63". Затем в 1940—41 гг. он сбил еще 15 английских самолетов.
После начала боевых действий на Восточном фронте число его побед стало быстро расти, хотя победы давались ему не просто. 30 августа 1941 г. JG54 потеряла пять истребителей, в т.ч. Bf-109F-2 W.Nr.8929 фельдфебеля Штотца, который совершил вынужденную посадку "на брюхо" в районе Даугавпилса. Погибли два пилота: лейтенант Хайнрих Вашсель (Heinrich Waschsel) из 9./JG54 и обер-фельдфебель Георг Кининг (Georg Kiening) из 6./JG54.
19 июня 1942 г. после 53 побед обер-фельдфебель Штотц был награжден Рыцарским Крестом.
29 октября 1942 г. он одержал уже свою 100-ю победу, и 30 октября Штотц был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr.137) и получил звание лейтенант.
В течение 30 декабря 1942 г. в ходе боев над озером Ильмень он сбил сразу десять советских самолетов, а 26 января 1943 г. Штотц одержал свою 150-ю победу.
Весной 1943 г. обер-лейтенант Штотц был назначен командиром 5./JG54.
30 мая истребители JG54 совершили несколько боевых вылетов, прикрывая Не-111 из KG53, атаковавшие советские корабли на озере Ладога. В течение дня пилоты JG54 сбили 13 советских самолетов, один из которых был на счету Штотца, одержавшего свою 171-ю победу. В свою очередь советская сторона утверждала, что было сбито семь "Хейнкелей" и одиннадцать истребителей при потере всего трех своих истребителей. В действительности, в бою с советскими истребителями из 32 гв. ИАП был сбит один He-111, еще три бомбардировщика получили повреждения, и один из них затем совершил вынужденную посадку "на брюхо". Также был сбит Bf-109G-2 W.Nr. 10419 из 6./JG54, а его пилот фельдфебель Йоханнес Фибер (Johannes Fiber) пропал без вести.
19 августа 1943 г. в бою с Як-9 FW-190A-6 W.Nr. 550201 обер-лейтенанта Штотца был сбит южнее Витебска. Штотц успел выпрыгнуть на парашюте и приземлился на территории, занятой советскими войсками. О его дальнейшей судьбе ничего не известно, и с тех пор он считается пропавшим без вести.
Всего Максимилиан Штотц выполнил свыше 700 боевых вылетов и одержал 189 побед.
Источники информации:
1. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Дневные истребители. В 2-х томах. Том 1. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.
2. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Дневные истребители. В 2-х томах. Том 2. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.