Виктор Петерман
(Viktor Petermann)

Petermann Viktor

Кавалер Рыцарского Креста к Железному Кресту

Страна:

Германия

Годы жизни:

26.05.1916 - 19.05.2001

Вид авиации:

Истребительная

Категория:

летчик

Места службы:

Stab/JG52

4./JG52

5./JG52

6./JG52

10./JG52

III./JG7

Боевых вылетов:

550

Воздушных побед:

64

 

Родился 26 мая 1916 г. в г. Вайперте (Weipert) в Судетах.

В июле 1939 г. он вступил в Люфтваффе и с апреля 1940 по апрель 1941 г. прошел курс летной подготовки в 3-й школе летчиков-истребителей (Jagdfliegerschule 3) в Мэркиш-Фридланд (Markisch Friedland).

С 5 июня 1941 г. Jagdfliegerschule 3 была переведена в Данию и некоторое время называлась Jagdgruppe Drontheim. В ней и продолжил службу Виктор Петерман. Затем он был переведен в сформированную в конце января 1942 г. учебно-боевую Erganzungs-Jagdgruppe Ost в состав 2./EJGr. Ost, базировавшуюся в Гляйвитце (Gleiwitz)

16 мая 1942 г. унтер-офицер Петерман прибыл в 6./JG52 под командованием обер-лейтенанта Рудольфа Реша (Rudolf Resch), которая тогда базировалась на аэродроме Артемовск, в 68 км севернее Донецка.

30 июня 1942 г. Петерман одержал свою первую воздуишную победу. Вскоре он был переведен в штабное звено JG52, где летал в качестве ведомого у Гордона Голлоба (Gordon Gollob), командира JG52 майора Херберта Илефельда (Herbert Ihlefeld), а затем сменившего его оберст-лейтенанта Дитриха Храбака (Dietrich Hrabak).

В течение осени 1942 г. - весны 1943 г. Петерман выполнил множество вылетов на штурмовку наземных целей, в ходе которых уничтожил около ста автомобилей, 30 самолетов на земле, около пятидесяти небольших десантных лодок и судов и одну канонерскую лодку.

Весной 1943 г. фельдфебель Петерман был переведен в 5./JG52 лейтенанта Хельмута Хаберды (Helmut Haberda) и 5 мая одержал уже свою 37 воздушную победу.

6 июня 1943 г. во время боевого вылета его Bf-109G-4 W.Nr. 19257 был поврежден и совершил вынужденную посадку за линией фронта. Петерману удалось избежать попадания в плен, и спустя четыре дня он вышел к позициям немецких войск. После такой "прогулки" Петерман некоторое время восстанавливался в госпителе в Николаеве.

18 августа 1943 г. в ходе боя его "Мессершмитт" столкнулся с советским истребителем И-153, но Петерман смог на поврежденном самолете дотянуть до своего аэродрома в станице Гостагаевской, в 20 км северо-восточнее Анапы.

30 августа 1943 г. Петерман, которому уже было присвоено звание лейтенанта, был награжден Германским Крестом в Золоте (DK-G), а 9 сентября он получил "Почетный кубок за особые достижения в воздушной войне" ("Ehrenpokal fur besondere Leistungen im Luftkrieg").

В сентябре 1943 г. он был переведен обратно в 6./JG52, которой к этому времени уже командовал обер-лейтенант Хельмут Липферт (Helmut Lipfert).

29 сентября 1943 г. Петерман в течение нескольких минут сбил один Як-1 и три Ил-2, одержав свои 53 - 56 победы.

1 ноября 1943 г. его Bf-109G-6 W.Nr. 15851 "желтая 3" попал под огонь собственной зенитной артиллерии и получил прямое попадание. Петерман остался жив, но затем в полевом госпитале ему пришлось ампутировать левую руку и один палец на ноге.

25 февраля 1944 г. лейтенант Петерман за 60 побед, одержанных в боях на Восточном фронте, был награжден Рыцарским Крестом.

В госпитале Петерман пробыл до мая 1944 г. После восстановления Петерман служил в военном исследовательском институте Люфтваффе (Kriegswissenschaftlichen Abteilung der Luftwaffe). Несмотря на потерю руки, Петерман настаивал на том, чтобы продолжать летать и участвовать в боевых вылетах. Его настойчивость начала приносить плоды: 15 мая 1944 г. ему сначала было разрешено продолжить службу в боевых частях Люфтваффе, а затем, 22 июля 1944 г. он был назначен в штаб JG52, но для выполнения нелетных обязанностей.

24 сентября 1944 г. Петерман совершил несколько полетов на двухместном Bf-109 G-12, чтобы доказать свои полетные способности. Он убедил инструкторов, и ему разрешили возобновить полеты.

7 января 1945 г. лейтенант Петерман назначен командиром 10./JG 52.

Летая с протезом вместо левой руки, Петерман в марте 1945 г. одержал еще две победы.

Весной 1945 г. лейтенант Петерманн прошел переподготовку на реактивном Me-262 и в составе III./JG7 участвовал в боевых вылетах, летая в качестве ведомого командира 9./JG7 лейтенанта Карла Шноррера (Karl Schnorrer).

22 марта 1945 г. он одержал свою первую победу на Me-262, сбив в районе Котбус - Дрезден, американский В-17. 30 марта севернее Люнебурга истребители 9./JG7 атаковали соединение бомбардировщиков и Петерман сбил еще одну "Летающую Крепость".

11 апреля 1945 г. он вернулся в штаб JG52 и 5 мая 1945 г. совершил свой последний боевой вылет. Всего в ходе Второй мировой войны Петерман выполнил 550 боевых вылетов и одержал 64 победы.

Вечером 8 мая штаб JG52 и I./JG52 в районе чешского города Писек (Pisek), в 87 км южнее Праги, сдались в плен американцам. Однако уже 16 мая все пилоты и наземный персонал, а также все мирные беженцы, сдавшиеся в плен вместе с ними, были переданы советским войскам. Однако Петерману повезло, и спустя три месяца он, как инвалид, был освобожден из плена и вернулся в ГДР.

Умер Виктор Петерманн 19 мая 2001 г.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Дневные истребители. В 2-х томах. Том 1. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

2. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Реактивные истребители. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.