Эрих Хартман
(Erich Hartmann)

Hartmann Erich

Кавалер Рыцарского Креста к Железному Кресту с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами

Страна:

Германия

Годы жизни:

19.04.1922 - 19.09.1993

Вид авиации:

Истребительная

Категория:

летчик

Места службы:

7./JG52

10.10.42‑02.09.43

Командир эскадрильи

9./JG52

02.09.43‑25.08.44

Командир эскадрильи

4./JG52

01.10.44‑01.45

Командир эскадрильи

Stab I./JG53

01.45‑02.45

Зам. командира группы

Stab I./JG52

02.45‑05.45

Командир группы

Боевых вылетов:

1404

Воздушных боев:

825

Воздушных побед:

352

 

Родился 19 апреля 1922 г. в Вайсзахе (Weissach/Wurttemberg).

"Буби" ("Мальчуган, детка") Хартман - это самый успешный летчик-истребитель всех времен. Его выдающийся результат - 352 воздушных победы - никогда не будет превзойден, поскольку в современном мире найдется немного стран, имеющих столько боевых самолетов.

В военную авиацию он пришел в октябре 1940 г., 1 марта 1941 г. был направлен в авиашколу в Берлин-Гатов (Berlin-Gatow), а с 1 ноября 1941 г. начал обучение как летчик-истребитель.

20 августа 1942 г. направлен в Erganzung-Jagdgruppe Ost и только 10 октября 1942 г. его перевели в звании лейтенанта в 7./JG52 на восточный фронт.

Своей первой победы он добился 5 ноября 1942 г. Это был сбитый им Ил-2. Но первая победа далась Хартману нелегко: возбужденный такой победой, он не заметил, что сзади к нему подобрался истребитель ЛаГГ-3, и тут же Хартман был сбит сам. Он выпрыгнул с парашютом.

По сравнению с другими известными летчиками-истребителями, на начальном этапе службы Хартман не блистал особыми успехами. После 100 боевых вылетов он имел до середины апреля 1943 г. только 7 побед. До 18 мая 1943 г. он совершил 158 боевых вылетов и имел только 17 воздушных побед.

"Звезда" начала восходить во время битвы в небе над Курском и Орлом 5 июля 1943 г. В этот день Хартман добился сразу 4-х воздушных побед, 7 побед он одержал 7 июля, и еще раз 4 победы одержаны им 8 июля. С 5 июля 1943 г. Хартман исполнял обязанности командира 7./JG52. В июле 1943 г. Хартман записал на свой счет 24 победы (18-41), в августе - 49 воздушных побед, при этом 7 побед 7 августа (62-68), по 5 побед 1-го, 4-го и 5-го августа, и три раза по 4 победы - 3-го, 9-го и 17-го августа 1943 г.

20 августа 1943 г. он добился 89-й и 90-й воздушных побед, но сам был сбит над советской территорией (он летел на самолете Bf-109G-6 W.Nr. 20485) и 4 часа был в русском плену. После отчаянного бегства он через 2 дня добрался через линию фронта до своих позиций.

2 сентября 1943 г. он назначен командиром 9./JG52. После трехнедельной паузы после плена он продолжил свое триумфальное шествие и 20 сентября 1943 г. записал на свой счет 98-101 победы.

Октябрь 1943 г. проходил также очень успешно - 33 победы. Наконец, после 148 сбитых самолетов 29 октября 1943 г. лейтенант Хартман был награжден Рыцарским Крестом, и уже 13 декабря отмечал 150-ю воздушную победу.

Трудное положение фронта не позволяло расслабиться. 30 января 1944 г. Хартман сбивает сразу 6 самолетов (178-183 победы), 1 февраля - еще 5 (186-190), а 2 марта - сразу 10 советских самолетов (193-202 победы), после чего он был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr. 420)

Весной 1944 г. немецкая армия вела тяжелые бои в Крыму. И когда 8 мая Хартман со своим подразделением покидал Крым, он вывез в фюзеляже своего Bf-109 двух механиков. К этому времени на счету Хартмана было 223 воздушных победы, из которых по 6 он одержал 5-го и 7-го мая 1944 г.

Не смотря на поражения сухопутных войск Вермахта, истребительная авиация Люфтваффе делала отчаянные попытки удержать свои позиции в воздухе. В ожесточенных воздушных боях Хартман наращивал свой счет. Так, с 21 мая по 24 июня 1944 г. он сумел сбить 43 самолета противника. В том числе 244-250 победы были записаны на счет Хартмана 4 июня. В Румынии Хартман впервые "познакомился" и с американскими истребителями прикрытия 15 американского воздушного флота P-51, сбив 23 и 24 июня 5 "Мустангов".

1 июля 1944 г. Хартману присвоено звание обер-лейтенант, а 2 июля, после 266 воздушных побед он был награжден Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами (Nr. 75).

В августе 1944 г. счет Хартмана пополнился на 29 самолетов, в том числе 283-290 победы 23 августа, и 291-301 победы 24 августа. Так, 24 августа 1944 г. обер-лейтенант Эрих Хартман стал первым в истории летчиком истребителем, перешедшим рубеж в 300 побед.

25 августа 1944 г. Хартмана, имеющего на счету 303 воздушных победы наградили Бриллиантами к Рыцарскому Кресту (Nr. 18).

Кроме высокой награды Хартман получил запрет на выполнение боевых вылетов и приказ на откомандирование в подразделение, в котором испытывались реактивные Me-262. Хартману удалось убедить инспектора истребительной авиации генерала Адольфа Галланда (Adolf Galland), что больше пользы он принесет Германии, оставаясь на Восточном фронте. В октябре 1944 г. Галланд отдал приказ, разрешающий Хартману продолжать боевые вылеты, и вернул его в родную эскадру.

1 сентября 1944 г. Хартману присвоено звание хауптман.

1 октября 1944 г. Хартман назначен командиром 4./JG52 и, начиная с 27 октября в Венгрии продолжил наращивать свой счет побед. До конца 1944 года он одержал 331 воздушную победу.

В январе/феврале 1945 г. Хартман был заместителем командира I./JG53, но уже в марте назначен командиром I./JG52, которая базировалась в Верхней Силезии. Тогда же, в марте 1945 г., Галланд предпринял попытку уговорить Хартмана перейти в особое истребительное подразделение JV44, вооруженное Me-262, но Хартману вновь удалось вернуться на Восточный фронт.

17 апреля 1945 г. он достиг результата в 350 воздушных побед.

Последнюю, 352-ю победу Хартман одержал 8 мая 1945 г. над г. Брюнном (Брно) (Brunn). Это был его 1404-й боевой вылет и 825-й воздушный бой. В этот день Хартману было присвоено звание майор, а I./JG52 сдалась американским войскам у г. Пльзень (Чехословакия). Но, согласно договореннностям между союзниками, военнопленные, захваченные в Чехословакии, были 24 мая 1945 г. переданы в распоряжение СССР. Так майор Эрих Хартман, который не успел примерить майорские погоны, попал "в русский плен", из которого был освобожден только 15 октября 1955 г.

После возвращения в Германию Эрих Хартман участвовал в создании Бундеслюфтваффе. В 1959 году получил под свою команду 71-й истребительный полк "Рихтхофен", дислоцированный на авиабазе Альхорн в Ольдебурге. Начав все сначала, он еще раз прошел курс обучения полетам на реактивных машинах, пройдя проверку на Ме-262 времен второй мировой войны. На этот раз его учителями были американцы. В конце концов, Хартман, дослужившись до оберса, ушел в отставку и доживал свой век в пригороде Штутгарта.

Умер Эрих Хартман в 19 сентября 1993 года.

 

Источники информации:

1. www.jg52.net

2. Чертова дюжина асов Люфтваффе / Сост. Обухович В.А., Кульбака С.П. — Мн.: Харвест, 2000.

3. Толивер Р.Ф., Констебль Т.Дж. Лучший ас Второй мировой войны: Пер. с англ. А.Г.Больных. - М.: ООО ''Издательство АСТ'', 2001. - 429 с.

4. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Дневные истребители. В 2-х томах. Том 1. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

5. Warbirds Resource Group

6. Andreas Altenburger. Lexikon der Wehrmacht

 

Фотогалерея

Лейтенант Эрих ХартманОбер-лейтенант Эрих ХартманХауптман Эрих Хартман

Лейтенант Эрих Хартман

Обер-лейтенант Эрих Хартман

Хауптман Эрих Хартман

Вальтер Крупински (Walter Krupinski) и Эрих Хартман (справа)Четыре пилота III./JG52 на Восточном фронте в конце 1942 г.
Слева направо: оберфельдфебель Ханс Даммерс (Hans Dammers), оберфельдфебель Эдмунд Россман (Edmund Rossmann), оберфельдфебель Альфред Гриславски (Alfred Grislawski) и лейтенант Эрих ХартманЭрих Хартман со своим механиком Хайнцем

Вальтер Крупински (Walter Krupinski) и Эрих Хартман (справа)

Четыре пилота III./JG52 на Восточном фронте в конце 1942 г. Слева направо: оберфельдфебель Ханс Даммерс (Hans Dammers), оберфельдфебель Эдмунд Россман (Edmund Rossmann), оберфельдфебель Альфред Гриславски (Alfred Grislawski) и лейтенант Эрих Хартман

Эрих Хартман со своим механиком Хайнцем "Биммелем" Мертенсом (Heinz Mertens)

Слева направо: Вальтер Крупински (Walter Krupinski), ?, Йоханнес Визе (Johannes Wiese) и Эрих ХартманОбер-лейтенант Эрих Хартман в кабине своего Bf-109G-6 Обер-лейтенант Эрих Хартман в кабине своего Bf-109G-6

Слева направо: Вальтер Крупински (Walter Krupinski), ?, Йоханнес Визе (Johannes Wiese) и Эрих Хартман

Обер-лейтенант Эрих Хартман в кабине своего Bf-109G-6 "1 + ~", 9./JG 52. Россия, август 1944 г.

Обер-лейтенант Эрих Хартман в кабине своего Bf-109G-6

Лейтенант Эрих ХартманЭрих ХартманЭрих Хартман

Лейтенант Эрих Хартман

Эрих Хартман

Эрих Хартман

Эрих Хартман с английским асом Дугласом Бейдером (Duglas Bader)

 

 

Эрих Хартман с английским асом Дугласом Бейдером (Duglas Bader)