Франц Шалль
(Franz Schall)

Schall Franz

Кавалер Рыцарского Креста к Железному Кресту

Страна:

Германия

Годы жизни:

01.06.1918 - 10.04.1945

Вид авиации:

Истребительная

Категория:

летчик

Места службы:

3./JG52

Kdo.Nowotny

2./Kdo.Nowotny

10./JG7

 

Родился 1 июня 1918 г. в австрийском городе Грац. Свою военную карьеру начал в зенитной артиллерии и только 1 сентября 1941 г. был переведен в авиацию и начал подготовку в качестве летчика-истребителя.

18 февраля 1943 г. лейтенант Шалль прибыл в 3./JG52 под командованием обер-лейтенанта Рудольфа Митига (Rudolf Miethig), которая тогда базировалась на аэродроме в Курске.

Свою первую победу он одержал 6 мая, а к концу 1943 г. на его счету было уже 26 самолетов.

17 мая 1944 г. лейтенант Шалль одержал свою 50 победу, а 12 августа 75-ю.

11 августа 1944 г. он был назначен командиром 3./JG52. На следующий день он одержал свою 75-ю победу.

В ходе ожесточенных боев с 22 августа по 3 сентября 1944 г. Шалль сбил 41 самолет, одержав свои 77-117 победы. Так, в течение 26 августа на его счету было сразу 11 побед (83-93 победы), а после того, как 31 августа он сбил 13 самолетов (97-109 победы), его имя было упомянуто в сводке Главного командования вермахта. При этом в ходе боевых вылетов «Мессершмитт» самого Шалля несколько раз был подбит и он четырежды совершал вынужденные посадки, причем в одном случае за линией фронта.

В конце сентября 1944 г. обер-лейтенант Шалль был направлен в III./JG6, которая уже тогда неофициально называлась Командованием Новотны, и была оснащена реактивными Me-262.

Реактивные Me-262 были еще очень сырыми машинами и доставляли больше проблем не в бою, а в обычной эксплуатации. Так, 4 октября 1944 г. при перелете из Лэрца в Хезепе во время промежуточной посадки на аэродроме Брауншвайг-Ваггуум (Braunschweig-Wagguum) у Me-262A-1a W.Nr. 170047 лейтенанта Шалля сломалась носовая стойка шасси, и самолет вышел из строя. В этот день при заходе на посадку на аэродром Хезепе разбился командир 8./JG6 обер-лейтенант Альфред Тоймер (Alfred Teumer), и лейтенант Шалль был назначен командиром эскадрильи.

7 октября 1944 г. состоялся первый боевой вылет III./JG6, в котором Шалль одержал первую победу на реактивном самолете, сбив в районе Магдебурга B-24D.

10 октября 1944 г. лейтенант Шалль сбил P-51 и в этот же день был награжден Рыцарским Крестом, к которому он был представлен еще в начале сентября после 117 побед, одержанных на Восточном фронте.

В тот же день, 10 октября 1944 г. III./JG6 была уже официально переименована в Командование Новотны (Kommando Nowotny) и Шалль стал, соответственно, командиром 2./KdoNow.

28 октября 1944 г. Шалль, сбив P-51D, одержал свою третью победу на Me-262. Затем во время посадки в Хезепе у Me-262A-1a W.Nr. 110419 Шалля не вышла носовая стойка шасси, но все завершилось относительно благополучно и повреждения получил только самолет.

6 ноября 1944 г. Шалль сбил P-47, а 8 ноября - сразу три американских истребителя. 8 ноября 1944 г. погиб майор Вальтер Новотны, а Командование Новотны 9 ноября было расформировано. Лидером по числу сбитых самолетов в этом командовании был Франц Шалль с семью победами.

19 ноября 1944 г. в Лехфельде (Lechfeld) на базе оставшейся структуры Командования Новотны была сформирована III./JG7 во главе с майором Эрихом Хохагеном (Erich Hohagen). Командиром 10./JG7 был назначен обер-лейтенант Франц Шалль.

18 марта 1945 г. Шалль сбил P-51D лейтенанта Нормана Джентца (Norman E. Jentz) из 361FG.

19 марта 1945 г. на счету Шалля была "Летающая Крепость" B-17.

21 и 22 марта 1945 г. на счету Шалля были по одному P-51D.

24 марта 1945 г. - B-17.

25 марта 1945 г. - P-51.

31 марта 1945 г. - сразу два "Ланкастера".

4 апреля 1945 г. - P-51.

9 апреля 1945 г. - "Ланкастер".

10 апреля 1945 г. - P-51.

Командир 10./JG7 хауптман Франц Шалль погиб 10 апреля 1945 г., когда его «Мессершмитт» потерпел аварию во время посадки на аэродроме Пархим, в 36 км юго-восточнее Шверина. Одна из стоек шасси Ме-262 попала в плохо выровненную воронку от бомбы, самолет перевернулся и взорвался.

Всего в ходе Второй мировой войны Франц Шалль совершил около 550 боевых вылетов, из них 35 на штурмовку наземных целей. На его счету было 137 (по другим данным - 133) побед, из них 123 (по другим данным - 117) он одержал в боях на Восточном фронте, сбив в т.ч. 64 штурмовика Ил-2. Кроме того, в ходе вылетов на штурмовку наземных целей на Восточном фронте он уничтожил 24 автомобиля, три танка, один паровоз, один железнодорожный вагон и одну зенитную установку.

Летая на Ме-262A-1a, сначала в Командовании Новотны, а затем в III./JG7, он стал одним из лучших пилотов в их составе. Здесь обер-лейтенант Шалль одержал официально 14 побед, в том числе 8 P-51, 3 "Ланкастера", 2 B-17 и один P-47. Еще четыре победы ему не были зачтены.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Дневные истребители. В 2-х томах. Том 1. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

2. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Реактивные истребители. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.