Эдуард Шалльмозер
(Eduard Schallmoser)

Страна:

Германия

Годы жизни:

04.10.1923 - 07.10.1991

Вид авиации:

Истребительная

Категория:

летчик

Места службы:

JV44

02.03.45‑05.45

Летчик

Воздушных побед:

4

 

Родился 4 октября 1923 г. в небольшом городке Айнге (Aying), в 20 км юго-восточнее Мюнхена. Он принадлежал к поколению немецких юношей, которое выросло уже при нацизме и которое искренне верило в то, что им внушалось.

В 30-е гг. он, как и тысячи его немецких сверстников, был полностью поглощен мечтой о полетах. Еще в детстве Эдуард был очарован рассказами своего дяди Макса Ридмайера (Max Riedmaier), который во время Первой мировой войны в звании лейтенанта летал в составе военной авиации и 30.06.1918г. был сбит на Западном фронте. В 12 лет он вступил в "Гитлерюгенд" и затем в 1938 г. стал членом его отделения (Flieger-Hitlerjugend), занимавшегося подготовкой юношей, желавших стать летчиками. 15-летний Эдуард с нетерпением ждал следующего воскресенья, чтобы отправиться на очередное занятие. В 1941 г. в возрасте 18 лет, успешно сдав все три теста, он получил сертификат пилота планера и был зачислен в резерв Люфтваффе.

В мае 1941 г. Эдуард Шалльмозер был призван в Люфтваффе и для первоначальной военной подготовки направлен в Клагенфурт в 3-й учебный полк (3.Fliegerausbildungsregiment). В декабре того же года в составе батальона кандидатов на подготовку в качестве пилотов (Flugzeugfuhrer-Antwarte-Batallion), расквартированного на аэродроме Шейринг (Seyring) около Вены, он прошел стандартный курс радиосвязи и навигации.

В феврале 1942 г. ефрейтор Шалльмозер был направлен в 112-ю авиашколу первоначальной летной подготовки (Flugzeugfuhrerschule А/В 112), находившуюся в тот момент на аэродроме Бобинген, в 12 км юго-западнее Аугсбурга. К лету 1943 г. он налетал там более пятисот часов на самолетах Kl-135, FW-44, Bu-181, He-51, Аr-96 и W.34. Подготовка Шалльмозера в качестве пилота среди прочего включала 38 вылетов на освоение полетов по приборам, 32 вылета на отработку фигур высшего пилотажа, 9 вылетов для отработки полетов в составе группы и 44 полета на большую дальность для отработки навыков аэронавигации.

Способности ефрейтора Шалльмозера и его энтузиазм оказались достаточными для того, чтобы командование решило продолжить его подготовку, но уже в качестве инструктора. В июле 1943 г. он был направлен в единственную в Люфтваффе школу летчиков-инструкторов (Fluglehrerschule). Налетав здесь еще 84 часа и пройдя курс слепых полетов, Шалльмозер получил сертификат летчика-инструктора.

В октябре 1943 г. он вернулся обратно в Бобинген, где стал инструктором, специализировавшимся на обучении ночным полетам. В течение ноября 1943 г. - сентября 1944 г. Шалльмозер выполнил не менее 325 учебных ночных вылетов. При этом в мае 1944 г. он был ненадолго направлен на аэродром Альтенбург (Altenburg), в 38 км южнее Лейпцига, где базировалась учебно-боевая I./JG110. Там Шалльмозер освоил Bf-109, который использовался в качестве ночного истребителя.

В октябре 1944 г. реально сложившаяся ситуация заставила командование Люфтваффе привлечь всех наиболее подготовленных пилотов, в т.ч. и летчиков-инструкторов, к участию в противовоздушной обороне Рейха. 7 октября унтер-офицер Шалльмозер был переведен сначала в 6./JG101, а спустя несколько дней в 7./JG112, где освоил истребитель Bf-109G. В ноябре он прибыл в 12./EJG1, базировавшуюся на аэродроме Вайденгут около Бреслау. Там Шалльмозер налетал на Bf-109G-6 еще 17 часов, отрабатывая элементы воздушного боя и тренируясь в стрельбе. Однако 26 ноября вместо боевой части, оснащенной поршневыми "Мессершмиттами", Шалльмозера направили в III./EJG2, где он должен был пройти переподготовку на Ме-262.

Освоив Ме-262, унтер-офицер Шалльмозер 2 марта 1945 г. был направлен в JV44 и на следующий день прибыл на аэродром Бранденбург-Брист. В течение 31 марта и 1 апреля группа во главе с генерал-лейтенантом Адольфом Галландом (Adolf Galland) перелетела па аэродром Мюнхен-Рием.

3 апреля пилоты JV44 совершили оттуда свой первый боевой вылет. В 17.55 в воздух поднялись Ме-262 лейтенанта Готтфрида Фэрмана (Gotfried Fahrmann) и унтер-офицера Шалльмозера, однако в ходе патрульного полета над Мюнхеном им не удалось встретить вражеские самолеты и они ни с чем вернулись обратно.

4 апреля в 11.00 Фэрман с Шалльмозером по тревоге взлетели наперехват группе P-38. Спустя двадцать минут западнее Мюнхена они обнаружили "Лайтнинги", летевшие на высоте 9500 метров. "Мессершмитты" атаковали их спереди сквозь облака, но при этом Шалльмозер, не рассчитав своей скорости, протаранил один из американских самолетов. Во время столкновения Ме-262А-1a W.Nr. 111745 унтер-офицера Шалльмозера получил лишь небольшие повреждения и потому смог благополучно приземлиться на аэродроме Мюнхен-Рием.

17 апреля 1945 г. американские В-26 атаковали различные цели на территории Южной Германии. Бомбежкам подверглись железнодорожные станции, хранилища топлива и склады вооружений. В 13.34 с аэродрома Мюнхен-Рием поднялись семь Ме-262. Известно, что среди них были самолеты генерал-лейтенанта Галланда, оберста Штайнхофа (Johannes Steinhoff), майора Крупински (Walter Krupinski) и фельдфебеля Шалльмозера. Сразу после взлета они были направлены в район Ротенбург-Ансбах-Нюрнберг, где перехватили группу В-26 из 17 и 320BG, которая атаковала склад боеприпасов, расположенный в местечке Альтендетельслау (Altendettelslau) западнее Нюрнберга.

В тот день проблемы начали преследовать Шалльмозера с самого начала. Приближаясь к группе В-26, он обнаружил, что недавно установленный на его "Мессершмитте" новый гироскопический прицел EZ42 работает со сбоями и потому практически бесполезен. Затем во время первой атаки, когда Шалльмозер был в центре боевых порядков бомбардировщиков и нажал на спуск пушек, оказалось, что сразу все его четыре пушки МК108 заклинило. Когда же он начал разворачиваться, пушки совершенно неожиданно "расклинило", что, впрочем, было вполне вовремя, и один из Р-47, сопровождавших бомбардировщики, получил попадание. Пилоты "Тандерболтов" не остались в долгу, оставив в фонаре Ме-262 большое отверстие, и только по счастливой случайности сам Шалльмозер остался невредим.

20 апреля пятнадцать Ме-262 из JV44 перехватили В-26 из 323, 394 и 397BG, которые совершили налет на железнодорожную станцию и депо в г. Меммингене, в 104 км западнее Мюнхена. Около 11.00 "Мессершмитты" атаковали бомбардировщики, летевшие на высоте 3500-4000 метров. Заметив немецкие истребители, пилоты В-26 начали смыкаться в плотный боевой порядок, чтобы сконцентрировать заградительный огонь. Во время атаки Шалльмозер, бывший в первой волне Ме-262, снова обнаружил, что из-за задержки в механизме заряжания его пушки снова заклинило. На какие-то доли секунды его внимание было отвлечено на переключение тумблеров в кабине, но этого вполне хватило, чтобы повторилось произошедшее 4 апреля.

Ме-262 фельдфебеля Шалльмозера задел за В-26 44-68109 первого лейтенанта Джеймса Хансена (James M. Hansen), который возглавлял 455FS. Перевернувшись, "Мессершмитт" начал падать прямо сквозь боевые порядки бомбардировщиков, пролетев при этом всего в 18 метрах от В-26 первого лейтенанта Вининга.

По "Мессершмитту" Шалльмозера успели открыть огонь верхний бортстрелок Вининга сержант Чальз Вингер (Charles W. Winger) и стрелок верхней башни другого В-26, летевшего рядом сержант Эдвард Тышкевич (Edward S. Tyszkiewicz). Они оба затем утверждали, что видели попадания в фюзеляж и правое крыло Ме-262.

С большим трудом Шалльмозер все же сумел выпрыгнуть на парашюте. Он приземлился в саду перед домом своих родителей прямо на глазах у изумленной матери. Выбираясь из кабины падающего самолета, он сильно повредил колено и потому был отправлен в госпиталь, располагавшийся в местечке Унтерфёринг (Unterfohring) около Мюнхена.

В то же время В-26 лейтенанта Хансена, за который задел "Мессершмитт" Шалльмозера, благополучно вернулся на свой аэродром. При этом Хансену даже не потребовалось останавливать двигатель, поскольку, как потом выяснилось, все четыре лопасти винта правого двигателя от удара по килю Ме-262 были равномерно загнуты на расстоянии 15 см от концов, что не вызывало никакой вибрации двигателя.

Обратно в JV44 фельдфебель Шалльмозер вернулся 25 апреля, но уже через несколько дней из-за продолжающихся болей в колене снова был отправлен в госпиталь. 3 мая 1945 г. его там посетили оберст-лейтенант Хайнц Бэр (Heinz Bar), возглавивший JV44 после ранения генерал-лейтенанта Галланда, и майор Вальтер Крупински. Они вручили Шалльмозеру свидетельство о награждении его Железным Крестом 1-го класса.

На счету Шалльмозера числится 4 реактивных победы.

После Второй мировой войны Шалльмозер переехал в Аргентину и поселился в городе Обера (Obera), недалеко от границы с Бразилией. Там он стал активным членом аргентинского авиаклуба и подготовил множество молодых пилотов.

Умер Эдуард Шалльмозер 7 октября 1991 г.

 

Материал подготовил Андрей Любушкин

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Реактивные истребители. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

2. Michael Holm. The Luftwaffe, 1933-45.

3. John Foreman and S.E.Harvey. The Me262 Combat Diary. — ISBN: 1-871187-30-3.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.