Хельмут Брук
(Helmut Bruck)

Хельмут Брукк (Helmut Bruck)

Кавалер Рыцарского Креста к Железному Кресту с Дубовыми Листьями

Страна:

Германия

Годы жизни:

16.02.1913 - 25.08.2001

Вид авиации:

Штурмовая

Категория:

летчик

Места службы:

I./StG165

01.04.36‑01.11.38

Летчик

1./StG165

01.11.38‑01.05.39

Командир эскадрильи

1./StG77

01.05.39‑20.08.40

Командир эскадрильи

Stab I./StG77

20.08.40‑20.02.43

Командир группы

Stab/StG77

20.02.43‑18.10.43

Командир эскадры

Stab/SG77

18.10.43‑07.12.44

Командир эскадры

Stab/SG151

07.12.44‑04.45

Командир эскадры

Боевых вылетов:

973

 

Родился 16.02.1913 г. в городке Китлитцтребен (Kitlitztreben), округ Бунцлау. После окончания гимназии поступил в полицейскую школу в Бремене. В 1935 г. Брук, уже имевший звание лейтенанта полиции, был переведён в Люфтваффе и прошел летную подготовку.

01.04.36 г. в Китцингене под командованием хауптмана Вернера Юнка (Werner Junck) была сформирована I./StG165, и Брук был назначен в ее состав. Под руководством Юнка прошло окончательное обучение и становление Брука как пилота.

01.11.38 г. обер-лейтенант Брук был назначен командиром 1./StG165.

01.05.39 г. на аэродроме Бреслау-Шёнгартен (Breslau-Schongarten) на базе StG165 была сформирована эскадра StG77 под командованием майора Гюнтера Швартцкопфа (Gunther Schwartzkopff), где продолжил службу Брук.

В 04:45 01.09.39 г. Ju-87 StG77 совершили свои первые 4 боевых вылета, атаковав польские пограничные оборонительные сооружения в районе г. Люблинец (Lublinitz).

Обер-лейтенант Брук отличился уже в первые дни боев. Так, он в паре с другим пилотом своей эскадрильи обер-фельдфебелем Александером Глэзером (Alexander Glaser) вывез с территории противника несколько экипажей, чьи "Штуки" были подбиты и совершили вынужденную посадку в районе Модлина. И 13 сентября он и Глэзер стали первыми пилотами StG77, награжденными Железным Крестом 2-го класса.

10.05.40 г. немецкие войска начали наступление на Бельгию и Голландию, которое завершилось тем, что 20 мая передовые части 2-й танковой дивизии вермахта вышли к Ла-Маншу. Английские и бельгийские части, а также большое количество французских войск оказались окружёнными в районе Дюнкерка. Кольцо окружения постепенно сжималось. StG77 и StG2 блокировали все попытки союзников прорваться на юг, одновременно совершая налеты на порты на побережье Ла-Манша.

22.05.40 г. за успешные действия в ходе боев в Бельгии и Франции Брук был награжден Железным Крестом 1-го класса.

Летом 1940 г. началась "битва за Англию", в которой активное участие принимала StG77. В ходе ожесточенных боев в течение июля - августа I./StG77 потеряла одного за другим двух командиров. 09.07.40 г. погиб Фридрих-Карл барон фон Далвиг цу Лихтенфельс (Friedrich-Karl Freiherr von Dalwigk zu Lichtenfels). А 18 августа погиб Херберт Майзель (Herbert Meisel).

После гибели фон Далвига обер-лейтенант Хельмут Брук исполнял обязанности командира группы, а после гибели Майзеля 20.08.40 г. Брук официально назначен командиром I./StG77.

Весной 1941 г. началось германское вторжение в Югославию и Грецию. StG77 наряду с другими подразделениями совершала налеты на Белград, Лазаревац, аэродромы югославской авиации и др. объекты. 17 апреля Югославия капитулировала, и StG77 теперь уже участвовала в боях в Греции.

20.06.41 г. I./StG77 прибыла на аэродром Бяла-Подляска в 50 км от границы СССР в районе Бреста. Основной задачей группы в первые дни боёв на Восточном фронте была поддержка с воздуха 2-й танковой группы генерала Гудериана.

3 июля I./StG77 во главе с Бруком была переброшена на южный фланг Восточного фронта и действовала с аэродромов в Яссах и Бельцах. В ходе одного из вылетов Брук прямым попаданием бомбы уничтожил мост через Днестр.

04.09.41 г. после 100 успешных боевых вылетов хауптман Брук был награжден Рыцарским Крестом.

21.09.41 г. Ju-87B из I./StG77 расправились в районе Тендровской косы на Черном море с эсминцем "Фрунзе" и буксиром СП-8, на который перешла команда затонувшего эсминца.

28.02.42 г. Брук совершил уже свой 300-й вылет. При этом в ходе вылетов он не раз садился за линией фронта, чтобы вывезти экипажи сбитых самолетов.

В течение 1942-1943 гг. I./StG77 во главе с Бруком действовала в Крыму, в районе Харькова, Ростова и Керчи.

19.02.43 г. хауптман Брук был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr. 193).

На следующий день, 20 февраля, он принял командование над StG77 у майора Вальтера Эннеккеруса (Walter Enneccerus), переведенного во Францию в штаб 9-го авиакорпуса (IX. Fliegerkorps).

1 марта Бруку было присвоено звание майора.

В начале июля 1943 г. StG77 во главе с Бруком участвовала в сражении на Курской дуге.

С 25 по 29 июля StG77 поддерживала части 168-й, 332-й пехотных и 6-й танковой дивизий, ведущие оборонительные бои севернее Белгорода в районе Гостищево - Киселёво. Совершив 312 боевых вылетов, StG77 не потеряла ни одного самолета.

18.10.43 г. StG77 была преобразована в SG77, которую продолжал возглавлять майор Брук.

01.11.43 г. Брук получил звание оберст-лейтенанта.

10.01.44 г. Брук выполнил свой 800-й боевой вылет. В большинстве из них в качестве его бортрадиста-стрелка летал обер-фельдфебель Франц Хеттингер (Franz Hettinger).

01.05.44 г. общее число боевых вылетов пилотов SG77 достигло 100 тысяч. В сводке Главного командования вермахта от 3 мая среди прочего говорилось: "Эскадра SG77 во главе с кавалером Рыцарского Креста с Дубовыми Листьями оберст-лейтенантом Бруком добилась больших успехов в боях на Восточном фронте".

1 июня Бруку было присвоено звание оберста, а 07.12.44 г. он был назначен командиром SG151, базировавшейся в Австрии.

В апреле 1945 г. оберст Брук был назначен на должность командующего штурмовой авиацией на севере Германии (General der Schlachtflieger-Nord) и передал командование над SG151 бывшему командиру I./SG77 майору Карлу Хенце.

Всего в ходе 2-й мировой войны Брук совершил 973 боевых вылета.

После войны Хельмут Брук стал лесником.

Умер 25.08.2001 г.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Штурмовая авиация Люфтваффе. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. - С. 107, 442

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.