Херман Граф
(Hermann Graf)

Graf Hermann

Кавалер Рыцарского Креста к Железному Кресту с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами

Страна:

Германия

Годы жизни:

24.10.1912 - 04.11.1986

Вид авиации:

Истребительная

Категория:

летчик

Места службы:

I./JG51

09.39‑06.41

Летчик

9./JG52

06.41‑10.42

Командир эскадрильи

Stab/JGr.Ost

01.02.43‑07.43

Командир группы

Stab/JG50

07.43‑10.43

Командир эскадры

Stab/JG11

11.11.43‑29.03.44

Командир эскадры

Stab/JG52

01.10.44‑08.05.45

Командир эскадры

Боевых вылетов:

830

Воздушных побед:

212

 

Родился 24 октября 1912 г. в Энглене недалеко от границы с Францией. Страсть к авиации зародилась у Графа с детства. Он самостоятельно изучал теорию полетов в библиотеке города и строил с друзьями планер. Правда, отец Хермана с помощью топора прервал строительство.

В 1932 г. двадцатилетний юноша стал членом недавно образованного общества воздухоплавания своего города. Все инструкторы отмечали, что Граф очень целеустремлен и настойчив в достижении поставленных задач. Хорошая теоретическая и практическая подготовка способствовали стремительному росту пилотажного мастерства юноши. В одном из полетов на планере, который пилотировал Херман, произошла поломка, и ему в тяжелейших условиях удалось посадить практически неуправляемый планер. За этим маневром наблюдал известный в Германии пилот, пионер немецкой авиации, капитан Трюкенброк, который высоко оценил действия Хермана и предложил полетать с ним на самолете. После полета Трюкенброк вручил Графу рекомендацию для поступления в летную школу.

В 1935 г. Граф стал курсантом военной авиационной школы в Карлсруэ. В 1939 г. успешно сдал экзамены и ожидал назначения в авиационную часть. Но возникла, одна неожиданная проблема. Командование Люфтваффе ввело ограничение на возраст летчиков, направляемых в истребительные авиачасти, и "старик" Херман попадал в эту категорию.

15 июля 1939 г. Граф прибыл в Мнихов, где располагался центр распределения летного состава Люфтваффе и с помощью своей настойчивости, сообразительности и даже обаяния добился назначения в I./JG51.

Осенью 1939 г. Граф прошел стажировку в школе летчиков-истребителей и через год вернулся в свою эскадру.

В июне 1941 г. фельдфебель Граф был переведен в III./JG52, которая дислоцировалась на черноморском побережье близ румынского города Констанца. Перед эскадрой стояла задача охраны нефтеносных районов Румынии совместно с местными ПВО. Граф в боевых действиях участвовал мало, только в качестве ведомого и побед не имел.

В начале августа 1941 г. III./JG 52 была перебазирована в район Белой Церкви, где проходили напряженные бои. Здесь Херман Граф одержал свою первую воздушную победу, сбив И-16.

С самого начала своей боевой карьеры Граф прослыл непревзойденным бойцом на низких высотах. Отменное летное мастерство позволяло ему завлекать противника на низкие высоты, где тот чувствовал себя неуверенно, и в непосредственной близости от земли в стремительном маневренном бою добиваться успеха.

23 октября 1941 г. Херман граф назначен командиром 9./JG52. К этому времени он дважды едва не лишился жизни: один раз его сбил воздушный стрелок советского бомбардировщика и Граф с трудом дотянул поврежденный самолет до линии фронта, а во второй раз он с Леопольдом Штайнбатцем (Leopold Steinbatz) приземлились для осмотра на аэродром вблизи Полтавы. Оказалось, что вблизи с аэродромом находятся советские войска и аэродром подвергся бомбардировке и обстрелу. Штайнбатц был ранен, а Граф был до смерти напуган пулей, пролетевшей рядом с его головой.

К 26 декабря 1941 г. Граф имел на своем счету 37 воздушных побед. В это время III./JG52 действовала с аэродрома вблизи Таганрога. Аэродром постоянно подвергался атакам советских бомбардировщиков в сопровождении истребителей И-16. Прямо над взлетной полосой часто возникали жестокие схватки. 27 декабря 1941 г. Граф сбил 4 нападавших самолета и перешагнул рубеж в сорок побед.

24 января 1942 г. Граф был награжден Рыцарским Крестом.

Весной 1942 г. 9./JG52 получила неофициальное название "Карайя" ("Karaya-staffel"), которое впоследствии стало знаменитым.

Приходилось Графу проявлять хитрость. Так, например, на аэродроме Рогань под Харьковом, где базировалась эскадрилья после 12 мая 1942 г. работало много советских рабочих, которые передавали информацию о вылетах эскадрильи. Поэтому аэродром подвергался частым беспрепятственным атакам в период отсутствия немецких самолетов. Граф демонстративно отдал приказ на взлет, а когда самолеты двинулись к месту старта, отменил вылет. Но все пилоты остались на местах в полной готовности. Так советские пилоты оказались в ловушке. В коротком стремительном бою было сбито 7 советских самолетов, 5 из которых были на счету Графа.

14 мая 1942 г. Граф одержал сразу 8 побед и довел личный счет до отметки 104. Геринг поздравил Графа с этим успехом и одновременно издал приказ, запрещающий ему участвовать в воздушных боях - это было крайне неприятной новостью для честолюбивого пилота. Граф решил не сдаваться и лично обратился с телеграммой к Герингу с просьбой отменить этот запрет, мотивируя его возросшей активностью русской авиации и тем, что его опыт оказывает большое моральное воздействие на молодых пилотов. Геринг не ответил, и Граф уже 15 мая сбил своего очередного противника, нарушив приказ высокого начальника.

17 мая 1942 г. пришло сообщение о награждении Графа Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr. 93), а два дня спустя - беспрецедентный случай - он был награжден Мечами к Рыцарскому Кресту (Nr. 11). 19 мая 1942 г. командир IV авиакорпуса вручил виновнику торжества Мечи, которые прибыли раньше Дубовых листьев. Пропагандистская машина Геббельса решила сделать из Графа национального героя.

Приказ о запрете на боевые вылеты оставался в силе и очень беспокоил не тоько самого Графа, но и командира группы III./JG52 майора Хубертуса фон Бонина (Hubertus von Bonin). Дело в том, что Граф, будучи честолюбивым, нарушал запрет при любом удобном случае даже после того, как фон Бонин перевел Графа подальше от фронта в учебное подразделение. Счет Графа постепенно рос, а фон Бонин опасался, что ему "оторвут голову" за своего подчиненного. Фон Бонин понял, что надо предпринимать что-то экстраординарное, например убрать Графа подальше в тыл. Он напомнил командованию о Дубовых Листьях, которые еще не были вручены летчику. В этот же день пришел приказ: Графу предписывается явиться в ставку Гитлера для награждения.

В ставке Гитлер вручил летчикам награды и пообедал с ними. Затем за дело взялась служба Геббельса, которая отправила героев в пропагандистский тур по Германии. После краткого отдыха Граф возвратился в свою часть. В дороге он узнал, что погиб его друг Леопольд Штайнбатц, сбитый 15 июня 1942 г. зениткой.

К 14 августа 1942 г. Граф имел на своем счету 120 побед.

22 июля 1942 г. Граф впервые слетал к Сталинграду, где сбил И-16 и Ил-2. А к 24 августа на его счету было 135 побед. Он неумолимо приближался к магической цифре - 150. Но первым этот рубеж удалось преодолеть Гордону Голлобу (Gordon Gollob) 29 августа 1942 г.

16 сентября 1942 г. после достижения 172 побед Граф был награжден Бриллиантами к Рыцарскому Кресту (Nr. 5) и ему было присвоено звание хауптман.

Бои на земле и в воздухе на Сталинградском фронте продолжались с небывалым упорством. Вылеты следовали один за другим. противника искать не приходилось - он был повсюду. Потому опытным экспертам удавалось быстро наращивать свои счета.

17 сентября 1942 г. Граф одержал 8 побед, а два дня спустя ему пришлось возвращаться на свой аэродром с поврежденным двигателем и частично действующими рулями. 23 сентября он установил свой личный рекорд - в течение одного дня сбил 10 самолетов противника.

2 октября 1942 г. Херман Граф первым достигает результата в 200 воздушных побед. Вскоре была одержана 202-я победа, и с этого момента в боевой жизни Графа наступил перерыв - пришел приказ, окончательно запретивший ему принимать участие в воздушных схватках.

Графа уехал в Германию, где пропагандистская машина Геббельса в течение полугода использовала его в своих целях. Портреты Графа не сходили со страниц газет и журналов. Он выступал с патриотическими речами в воинских частях, на заводах и фабриках, перед учащимися и ранеными. В лице Графа нацистская пропаганда нашла яркий пример для молодежи. Превозносилось его простое происхождение и военная карьера - в течение трех чет он вырос от фельдфебеля до майора.

Но Граф оставался верен себе и всячески боролся за возвращение в действующую армию. 01.02.43 г. он был назначен командиром Jagdgruppe Ost, которая базировалась на юго-западе Франции и готовила летчиков-истребителей для Восточного фронта.

Весной 1943 г. союзная авиация резко активизировала налеты на промышленные центры Германии, и руководством Люфтваффе было принято решение отозвать с Восточного фронта опытных пилотов для комплектования новых авиаподразделений ПВО. Летом 1943 г. Граф получил новое назначение - он стал командиром вновь созданной JG50, которая имела структуру группы, но подчинялась непосредственно Герингу, потому считалась эскадрой. JG50 должна была отработать тактику борьбы с английскими высотными самолетами "Москито" и американскими тяжелыми бомбардировщиками. Местом базирования этой группы был выбран аэродром близ города Висбаден. В группу по безоговорочному требованию Графа были переведены его давние друзья по Восточному фронту, известные "эксперты" Альфред Гриславски (Alfred Grislawski), Эрнст Зюсс (Ernst Süss) и Хайнрих Фюлльграбе (Heinrich Füllgrabe).

6 сентября 1943 г. в составе JG50 Граф сбил 2 американских тяжелых бомбардировщика B-17. Несмотря на страстное пожелание Геринга перехватить "Москито" и посадить на немецкий аэродром, никому из JG50, сделать этого не удалось. Сбивать - сбивали, но не более... В результате эскадру в конце октября 1943 г. расформировали.

Но уже 11 ноября 1943 г. Граф назначен командиром эскадры JG11, которая выполняла функции обороны Рейха от налетов союзнических бомбардировщиков.

24 марта 1944 г. Граф одержал свои последние 211-212 победы. В этот день он сбил два американских "Мустанга", причем второго уже будучи раненным, да еще и протаранив крылом своего "Мессершмитта". С огромным трудом Графу удалось покинуть свой самолет с парашютом. Опустился он без сознания в болото и стал тонуть. К счастью, сильный порыв ветра надул купол парашюта и тот вынес Графа к краю трясины. Проезжавший мимо крестьянин доставил его в госпиталь, где Граф провел пять месяцев.

1 октября 1944 г. Граф вернулся в строй и был назначен командиром "родной" эскадры JG52, которую возглавлял до конца войны.

Всего в ходе войны Херман Граф совершил 830 боевых вылетов, сбил 212 самолетов, из них 202 - на Восточном фронте.

8 мая 1945 г. штаб и I./JG52 сдались в плен американским войскам у г. Пльзень (Чехословакия). Но, согласно договореннностям между союзниками, военнопленные, захваченные в Чехословакии, были 24 мая 1945 г. переданы в распоряжение СССР.

У оберст-лейтенанта Графа и ставшего в последний день войны майором командира I./JG52 Эриха Хартмана (Erich Hartmann) был шанс спастись от соверского плена. 8 мая Граф получил радиограмму, предписывающую ему и Хартману немедленно вылететь в Дортмунд, чтобы сдаться англичанам. Но Граф и Хартман предпочли остаться со своими товарищами.

Советская контрразведка быстро опознала в Графе "национального героя рейха", и тот долгие годы провел в советских тюрьмах и лагерях. Постоянное психологическое давление, которое методично оказывалось на Графа сотрудниками НКВД, в конце концов возымело действие, и он раскаялся в своей боевой жизни, в сотрудничестве с гитлеровским режимом.

В 1950 г. Граф был отпущен на свободу и вернулся в Германию, где поселился в ее восточной части.

Умер Херман Граф 4 ноября 1986 г. в городе Энгене.

 

Источники информации:

1. Чертова дюжина асов Люфтваффе / Сост. Обухович В.А., Кульбака С.П. — Мн.: Харвест, 2000.

2.  Christer Bergstrom, Vlad Antipov. Graf & Grislawski

3. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Дневные истребители. В 2-х томах. Том 1. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Помощь проекту


 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.