Вернер Баумбах
(Werner Baumbach)

Вернер Баумбах (Werner Baumbach)

Кавалер Рыцарского Креста к Железному Кресту с Дубовыми Листьями и Мечами

Страна:

Германия

Годы жизни:

27.12.1916 - 20.10.1953 (ПАК)

Вид авиации:

Бомбардировочная

Категория:

летчик

Места службы:

5./KG30

Командир эскадрильи

I./KG30

20.07.41‑03.42

Командир группы

III./KG30

20.07.42‑12.42

Командир группы

Stab/KG200

15.11.44‑06.03.45

Командир эскадры

 

Родился 27 декабря 1916 г. в г. Клоппенбурге (Cloppenburg) в 56 км юго-западнее Бремена.

С ранней юности его мечтой были полеты. Вернер начал посещать планерный клуб и уже в 16 лет сдал тест "С", который давал ему право самому стать инструктором. Для Вернера его дальнейший жизненный путь был совершенно ясен - он будет военным летчиком.

Успешно окончив гимназию, Баумбах 6 апреля 1936 г. поступил в военную авиашколу "Берлин-Гатов" (Luftkriegschule Berlin-Gatow). Из десяти тысяч кандидатов было отобрано около сотни счастливчиков.

1 января 1938 г. Баумбаху было присвоено звание лейтенанта и он был назначен командиром звена.

В сентябре 1939 г. он выполнял боевые вылеты над Польшей, и 18 сентября после успешного налета на Варшаву был награжден Железным Крестом 2-го класса.

Затем Баумбах был переведен в состав опытной эскадрильи Ju-88 (Erprobungsstaffel Ju-88) и уже 9 октября 1939 г. впервые участвовал в атаке английских кораблей в Северном море.

1 декабря 1939 г. в Барте была сформирована II./KG30, и лейтенант Баумбах стал летать в составе 5./KG30 под командованием обер-лейтенанта Карла Офервега (Karl Overweg). Первые боевые вылеты II./KG30 совершила в конце марта 1940 г.

Весной 1940 г. "Юнкерсы" KG30 активно действовали против боевых кораблей, которые были посланы к побережью Норвегии для поддержки английских войск, высадившихся там.

17 апреля 1940 г. Баумбах участвовал в атаке на английский тяжелый крейсер "Саффолк" ("Suffolk") (Подробнее об этой атаке см. здесь).

Вечером 19 апреля 1940 г. Ju-88 из II./KG30 атаковали в Нансен-фьорде в районе Намсуса корабли союзников, и Баумбах прямым попаданием тяжело повредил французский крейсер "Эмиль Берти" ("Emile Bertin") (Подробнее об этой атаке см. здесь). С этого момента Баумбах стал специализироваться на атаках морских целей.

4 мая 1940 г. лейтенант Баумбах был награжден Железным Крестом 1-го класса. В этот период начались ожесточенные бои на севере Норвегии в районе Нарвика. В ходе одного из вылетов Баумбах добился прямого повадания бомбой в линейный крейсер "Худ".

8 мая 1940 г. Баумбах был награжден Рыцарским Крестом, при этом он сам узнал об этом лишь 9 мая из выпуска радионовостей.

1 июня 1940 г. Баумбаху присвоено звание обер-лейтенанта и он был назначен командиром 5./KG30.

После завершения боев в районе Дюнкерка Баумбах был включен в состав немецкой делегации, которая отправлялась с визитом в Японию и вернулся в Берлин в конце сентября 1940 г., при этом он дважды пересек территорию СССР на поезде.

Когда Баумбах вернулся в II./KG30, "битва за Англию" была в самом разгаре. "Юнкерсы" KG30, летая по ночам, производили минирование устья Темзы и участвовали в налетах на Лондон. В октябре 1940 г. в ходе одного из вылетов к Лондону самолет Баумбаха был подбит, но он сумел на одном двигателе дотянуть до побережья Голландии. При посадке Ju-88 врезался в деревья, и весь экипаж получил травмы. Обратно в свою эскадрилью Баумбах вернулся только в январе 1941 г.

Зимой - весной 1941 г. Баумбах топил один корабль за другим в Атлантике. В течение нескольких месяцев он отправил на дно корабли общим тоннажем 200 тыс. брт, и 14 июля 1941 г. обер-лейтенант Баумбах был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr.20).

20 июля 1941 г. Баумбаху было присвоено звание хауптмана и он был назначен командиром I./KG30.

Весной 1942 г. он как специалист по борьбе с кораблями был командирован Генеральным штабом Люфтваффе в Крым. Одной из главных целей He-111H из I./KG100 и Ju-88A из I./KG76, базировавшихся в Крыму, стала советская военно-морская база в Новороссийске. Затем Баумбах выполнял подобные задания в Атлантике и на Средиземном море. В июне 1942 г. перед началом решающих боев за Севастополь он по личному распоряжению начальника Генерального штаба Люфтваффе Ханса Ешоннека снова был направлен в Крым.

В конце июля 1942 г. хауптман Баумбах был назначен командиром III./KG30, которая базировалась в Норвегии и действовала в Северной Атлантике против конвоев союзников, шедших из США в порты Англии, а также из Англии в Мурманск и Архангельск.

К 18 августа 1942 г. на счету Баумбаха были потопленные корабли общим тоннажем около 300 тыс. брт, и он первым в бомбардировочной авиации был награжден Мечами к Рыцарскому Кресту (Nr. 16). Одновременно члены его экипажа - бортрадист обер-фельдфебель Хайнрих Тхис (Heinrich Thies), обер-фельдфебель Браун (Braun) и унтер-офицер Баервальд (Baerwald) - были награждены Германскими Крестами в Золоте.

В ноябре 1942 г. войска союзников высадились на побережье Алжира, и III./KG30 перебазировалась из Норвегии и Финляндии на Сицилию. Теперь их целью стали огромные конвои союзников, идущие под защитой английского флота в Алжир. Боевые вылеты следовали один за другим, ежедневно добавлялись все новые цели для атак. Баумбах, которому 14 ноября 1942 г. было присвоено звание майора, видел, что силы бомбардировочной авиации на этом театре военных действий постепенно тают, а руководство Люфтваффе не предпринимает ответных действий. 12 декабря 1942 г. Баумбах принял отчаянное решение. Он решил обратиться напрямую к начальнику Генерального штаба Люфтваффе генерал-оберсту Ешоннеку и направил ему письмо. Это был буквально крик о помощи, и он не остался без последствий для майора Баумбаха. Уже на следующий день он разговаривал лично с Ешоннеком, а также с командующим 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршалом Альбертом Кессельрингом (Albert Kesselring), которому не понравилась излишняя самостоятельность молодого майора.

В конце декабря 1942 г. Баумбах по приказу Геринга был отозван в министерство авиации в Берлин и назначен сначала ответственным за испытания, а затем и за применение новых управляемых бомб Hs-293 и PC1400X, после чего последовал ряд других заданий.

В августе 1943 г. Баумбах заболел и попал в госпиталь.

В сентябре 1943 г. Баумбах в беседе с министром вооружений Альбертом Шпеером сообщил обо всех своих, начиная с 1941 г., неудачных попытках вызвать изменения в бомбардировочной авиации. Шпеер обещал свою поддержку по реформированию бомбардировочной авиации и Баумбах более года занимался безрезультатной организационной работой. В августе 1944 г. Гитлер получил меморандум под названием "О значении Люфтваффе в этой войне", подготовленный Баумбахом. Вскоре состоялась его встреча с Гитлером, но и она не дала никакого результата.

15 ноября 1944 г. оберст-лейтенант Баумбах был назначен командиром KG200.

5 января 1945 г. Баумбаху было присвоено звание оберста, а уже 19 января он в очередной раз выступил с открытой критикой высшего руководства Люфтваффе. И снова на обращение Баумбаха не последовало никакой реакции. Лишь 5 марта 1945 г. по личному приказу Гитлера он был назначен ответственным за организацию обороны в районе между Одером и Нейсе. В соответствии с этим приказом Баумбах подчинялся непосредственно Герингу и мог привлекать для своих нужд любые части вермахта, однако уже было слишком поздно.

В последние дни апреля 1945 г. Баумбах находился в Гамбурге. 30 апреля по приказу гросс-адмирала Карла Денитца (Karl Donitz), Баумбах прибыл в г. Ойтин (Eutin) в 38 км юго-восточнее Киля, где затем в начале мая и сдался в плен англичанам.

В мае 1945 г. Баумбах в составе группы высших офицеров Люфтваффе был переправлен в Англию, но уже в ноябре 1945 г. был освобожден и вернулся обратно в Германию. Баумбах наблюдал за работой Нюрнбергского военного трибунала, поддерживая при этом переписку с бывшим министром вооружений Третьего рейха Альбертом Шпеером, находившимся среди обвиняемых.

В 1948 г. Баумбах, получив неофициальное приглашение президента Аргентины Хуана Перона, уехал в Аргентину. Там он работал в качестве консультанта аргентинской авиационной промышленности, одновременно лично испытывая образцы новых вооружений.

Вернер Баумбах погиб 20 октября 1953 г., когда во время испытательного полета его "Ланкастер" потерпел аварию над устьем Ла-Платы.

В честь Вернера Баумбаха названы улица в столице Аргентины Буэнос-Айресе и аэропорт в г. Фюрстенфельдбруке (Furstenfeldbruck) в 20 км северо-западнее Мюнхена, а также авиационный спортивный клуб в Клоппенбурге.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Бомбардировочная авиация. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

2. Michael Holm. The Luftwaffe, 1933-45.

 

Фотогалерея

Награждение лейтенанта Вернера Баумбаха Рыцарским Крестом. Май 1940 г.Слева направо: оберст-лейтенант Йоахим Хелбиг (Joachim Helbig), генерал-майор Дитрих Пельтц (Dietrich Peltz), майор Вернер БаумбахОбер-лейтенант Вернер Баумбах

Награждение лейтенанта Вернера Баумбаха Рыцарским Крестом. Май 1940 г.

Слева направо: оберст-лейтенант Йоахим Хелбиг (Joachim Helbig), генерал-майор Дитрих Пельтц (Dietrich Peltz), майор Вернер Баумбах

Обер-лейтенант Вернер Баумбах

Вернер БаумбахВернер Баумбах перед вылетом. Рядом его штурман Браун (Braun)Вернер Баумбах в кабине Ju-88

Вернер Баумбах

Вернер Баумбах перед вылетом. Рядом его штурман Браун (Braun)

Вернер Баумбах в кабине Ju-88

Вернер Баумбах в кабине Ju-88Вернер БаумбахХауптман Вернер Баумбах со своим экипажем

Вернер Баумбах в кабине Ju-88

Вернер Баумбах

Хауптман Вернер Баумбах со своим экипажем

Хауптман Вернер Баумбах со своим экипажем, август 1942 г. Слева направо: унтер-офицер Баервальд (Baerwald), обер-фельдфебель Браун (Braun), Вернер Баумбах, обер-фельдфебель Хайнрих Тхис (Heinrich Thies)Командир III./KG30 майор Вернер Баумбах (в центре) с офицерами своей группы. Аэродром Комизо, о. Сицилия, ноябрь 1942 г.

 

Хауптман Вернер Баумбах со своим экипажем, август 1942 г. Слева направо: унтер-офицер Баервальд (Baerwald), обер-фельдфебель Браун (Braun), Вернер Баумбах, обер-фельдфебель Хайнрих Тхис (Heinrich Thies)

Командир III./KG30 майор Вернер Баумбах (в центре) с офицерами своей группы. Аэродром Комизо, о. Сицилия, ноябрь 1942 г.

 

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.