Константин Николаевич Титенков
Родился 16.06.1911 г. в городе Ярцево ныне Смоленской области в многодетной семье слесаря Ярцевской текстильной фабрики. Член ВКП(б) с 1938 г. Окончил 6 классов и школу ФЗУ. Работал на хлебокомбинате.
В РККА с 1930 г. В 1932 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую авиационную школу, в 1933 - 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу летчиков. Служил в Забайкальском военном округе.
В 1938 г. получил назначение в формирующийся под Москвой 11-й иап. Первоначально летал на истребителе И-16, а в 1940 г. освоил Як-1. Назначен командиром эскадрильи.
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 г. В этот период 11-й иап входил в состав 6-й иак ПВО и стоял на защите столицы.
В ночь на 22.07.41 г. участвовал в отражении первого массированного налета немецкой авиации на Москву. Западнее города Звенигорода сбил бомбардировщик He-111, а при возвращении на аэродром Титенков вместе с лейтенантами В.Д.Лапочкиным и В.В.Бокачем сбили еще один немецкий самолет.
В следующую ночь на 23.07.41 г. Титенков, вместе со своим ведомым младшим лейтенантом В.В.Бокачем сбили еще один бомбардировщик.
За отвагу и мужество, проявленные при отражении воздушных налетов на Москву, 23.07.41 г. капитан К.Н.Титенков был награжден орденом Ленина.
В ночь на 24.07.41 г. немцы предприняли третий налет на столицу. При отражении этого налета произошла длительная воздушная схватка капитана Титенкова с опытным немецким летчиком. Вражеский пилот как бы заранее предопределял направление атак Титенкова и умелым маневром давал возможность своим стрелкам вести огонь по советскому истребителю. Титенкову потребовалось затратить много труда, чтобы добиться результата. И лишь под Вязьмой ему удалось сбить бомбардировщик.
Титенков стал подлинным мастером воздушного боя. Он был хорошо подготовлен к полетам и поиску самолетов противника ночью, когда даже на земле трудно было отыскать какой-либо огонек. Нередко за одну ночь ему приходилось подниматься в воздух по нескольку раз.
После каждого вылета командир эскадрильи Титенков производил с подчиненными разбор воздушного боя, учил летчиков мастерству пилотирования, тактике ведения боя, поощрял тех, кто проявлял разумную инициативу, находчивость, смелость в бою. Все это подкреплялось личным примером и показом, как следует вести бой с опасным противником. Его первой заповедью было любой ценой уничтожить прорвавшегося к столице "Юнкерса" или "Хейнкеля". При ведении воздушного боя капитан Титенков применял новый тактический прием. Он подходил к фашистскому самолету на дистанцию 70—80 м, уничтожал в первую очередь стрелка, а потом вплотную сближался с самолетом и огнем поражал его. До этого летчики обычно открывали огонь по самолету с дистанции 400 — 500 м. Огонь с такого расстояния был малоэффективен.
Для прорыва к столице немецкие летчики часто использовали облачность и просветы в ней. В этих условиях Титенков поступал так. Получив с земли курс, по которому противник шел на Москву, он определял, когда примерно вражеский самолет появится в просвете, а затем находил его в разорванной облачности и подвергал атаке.
В воздушном бою первоклассные летчики-истребители К.Н.Титенков и Г.А.Григорьев каждый раз стремились иметь преимущество над противником в высоте. Если, например, бомбардировщики шли на высоте 6 тыс. м, то наши летчики держались на высоте 7 тыс. м. Экипажи бомбардировщиков, завидев советских истребителей, стремились, как правило, уйти к земле, где их и настигали наши летчики. В тех же случаях, когда противник видел, что ему не уйти от преследования, он быстро менял тактический прием и стремился перейти на бреющий полет, используя рельеф местности.
Так произошло и в ночь на 25.07.41 г., когда немцы предприняли попытку несколькими группами прорваться к столице, но всюду были встречены ураганным зенитным огнем и атаками истребителей. В наступивших сумерках Титенков обнаружил бомбардировщик He-111, экипаж которого решил спастись бреющим полетом. Самолет Як-1 Титенкова неотступно преследовал "Хейнкеля", следуя немного выше него. Прикрываясь лесным массивом, противник пытался скрыться, но советский истребитель упорно вел по нему огонь. Наконец боекомплект у Титенкова иссяк, а применить таран на столь ничтожно малой высоте (5—8 м) было небезопасно. Тем временем враг уходил с пылающей правой плоскостью. Какой найти выход? И Титенков нашел его. Он увеличил скорость, зашел под хвост самолета, прижал его к самой земле. Не выдержав смелого маневра истребителя и своеобразной "психической" атаки, бомбардировщик противника врезался в лес и взорвался.
В одном из ночных боев в августе 1941 г. у него кончилось горючее. Сумел посадить самолет на вынужденную в поле.
24.09.41 г. вылетел на Як-1 на перехват воздушного разведчика противника, направляющегося к Волоколамску. В районе города Ржева на высоте 7000 м обнаружил Ju-88. Титенков пошел ему на перерез и не дал уйти в облака. Он зашел "Юнкерсу" в хвост и, держась в зоне, недоступной для верхнего стрелка, открыл огонь и поразил нижнего. Затем несколькими короткими очередями поджог левый двигатель. Немец продолжал лететь. Пикированием ему удалось сбить пламя и он начал уходить на малой высоте. Титенков не отставал. Ему удалось поразить второго стрелка. Следующую очередь он намеревался дать по кабине пилота, но патроны кончились. Тогда он прибавил скорость и повел свой истребитель с небольшим превышением. Уравняв скорость своего самолета с немецким, начал снижаться и винтом отсек хвостовое оперение "Юнкерса".
07.10.41 г. пятерка Як-1, ведомая К.Н.Титенковым, оказалась в районе Вязьмы, где обнаружила под нижней кромкой облаков Bf-110, который был атакован и сбит.
Командир эскадрильи 11-го иап капитан К.Н.Титенков совершил 172 боевых вылета, в 66 воздушных боях сбил лично 4 и в группе 2 самолета противника.
10.10.41 г. при выполнении боевого задания самолет Титенкова был подбит. Пытаясь посадить его на свой аэродром Титенков погиб. Его Як-1 не имел даже приемника, и с земли не могли предупредить летчика о резком ухудшении видимости в районе аэродрома.
28.10.41 г. ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден двумя орденами Ленина.
В 1966 г. группа школьников поселка Старый Городок на окраине Кубинского аэродрома, в заросшей кустарником воронке обнаружила блестящий предмет, который оказался орденом Ленина, врученным Титенкову за первые победы. Этот орден находится в Центральном музее Вооруженных Сил как свидетельство боевой доблести и беспредельной отваги славного защитника столицы.
Источники информации:
1.
2. MiB-Aces
3. Федоров А.Г. Авиация в битве под Москвой. — М.: Наука, 1975.
4. Синичкиянц А.М. Отечества крылатые сыны. — М.: "Мозаика", 2002.
5. Войска противовоздушной обороны страны. — М.: Военное издательство, 1968.
6. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. — М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 1999.
Поделиться страницей:

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.
Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.