Кочетов Александр Васильевич

Родился 08.03.1919 г. в городе Алатыре Казанской губернии (ныне Чувашия). Отец работал машинистом, мать сезонами трудилась в заготконторе. В семье было пятеро детей. Старшему из них, Саше, приходилось в летние каникулы подрабатывать на лесозаводе. После окончания школы ФЗУ в 1936-1937 годах работал в депо помощником машиниста.

Еще мальчишкой Александр пришел в Алатырский аэроклуб. Начались занятия по теории, первые полеты на У-2. Спустя семь месяцев, проверявший технику пилотирования старший лейтенант Яковенко и другие члены комиссии приняли решение рекомендовать Кочетова кандидатом в школу ВВС.

В 1938 году Кочетов вместе со своими друзьями по первому выпуску аэроклуба Александром Осиповым, Михаилом Варнавиным, Юрием Голядкиным и другими стал курсантом Энгельсской военной школы летчиков.

С 1940 года Александр Васильевич Кочетов в истребительной авиации Киевского особого округа. 22.06.41 г. у Кочетова родилась дочь. Но не мог он отдаться счастливому чувству отца. Командирские курсы, на которых он учился, преобразовали в полк, и 22 июня Кочетов принял первую воздушную схватку с врагом. Начались тяжелые месяцы отступления. Почти каждый день Кочетов летал прикрывать наши войска, сопровождал бомбардировщиков.

13.08.41 г. в составе 629-го иап Кочетов в паре прикрывал железнодорожный узел в Бахмаче. Издали заметил немецкий He-111, проводивший разведку. Сначала Кочетов расправился со стрелком, а затем зашел в хвост "Хейнкелю" и поджег его. Так пришла первая победа. Через два дня он повторил свой успех, сбив еще один He-111.

Вскоре в числе других летчиков Кочетова отозвали в Москву, в штаб ВВС. Жалеть не приходилось: летали много, днем и ночью, прикрывая важные предприятия от вражеских налетов.

С июля 1942 г. Кочетов воевал под Сталинградом.

23.09.42 г. мл. лейтенант Кочетов записал на свой счет два самолета противника.

В вечерней сводке Совинформбюро за 30.09.42 г. сообщалось: "Советские летчики самоотверженно ведут борьбу с численно превосходящими силами немецкой авиации. Младший лейтенант Кочетов за один день сбил "Юнкерс-87" и "Мессершмитт-109". В тот день, 30.09.42 г. на рассвете поднялись в воздух восемь советских истребителей. Вскоре над городом завязался сильный воздушный бой. 23-летний Кочетов был ведомым у более опытного летчика Е.А.Евсеева. Александр Васильевич рассказывал: "Вот идет в атаку мой ведущий Евсеев. Я - за ним. "Юнкерсов" тоже два. Я огляделся, перешел на другую сторону и пошел под первого. Торчат "лапти" - желтые обтекатели шасси. Беру в прицел, даю длинную очередь. Еще и еще. Тот задымил, и летчик тут же выбросился на парашюте. Оглянулся, а меня уже прикрывает командир. Идем искать новую цель. Мой командир атакует Ю-88, я прикрываю. Ниже меня справа кто-то из товарищей атакует Ю-87, а за ним в хвосте "мессер". Товарищ, увлеченный атакой, его не видит. Ведомого нет. Мне и командира бросить нельзя и товарища нельзя оставить в беде. Решаю отогнать фашиста трассой. Отжимаю ручку от себя и с большим упреждением даю очередь впереди "мессера". Он не уходит, должно быть, тоже увлекся. С углом сверху подхожу ближе, но беспокоюсь за командира. Осматриваюсь, а он, поняв мой замысел, бросил "юнкерса" и стал прикрывать меня. Я успокоился, подхожу вплотную, беру в прицел, нажимаю гашетки. И "мессер" горит. Возвращаемся на свой аэродром сплоченной группой, без потерь".

В 105 воздушных боях над Сталинградом Кочетов сбил лично 7 самолетов и один в группе. Здесь он получил первую награду, орден Отечественной войны 1 степени.

С апреля 1943 г. А.В.Кочетов воевал в составе 43-го иап (278-я иад, 3-й иак). С каждым вылетом повышалось его мастерство, укреплялось мужество, закалялся характер командира звена, эскадрильи. В наградном листе отмечались его качества: отличный летчик-истребитель, в воздушных боях смел, дерзок, решителен, храбр. Отлично владеет радиосвязью и руководит группой, воздушный бой проводит тактически грамотно и с большим мастерством.

Особенно тяжелыми были бои в небе Кубани. Звено Кочетова вылетело на прикрытие линии фронта. На подходе командир сразу сбил "юнкерс". Тут же вела бой группа С.И.Маковского. Кочетов видел, как сошлись в лобовой атаке "Як" Маковского и истребитель противника. Целым и невредимым вышел из нее Маковский, но тут же попал под удары другой группы "Мессершмиттов". Кочетов вмешался в схватку, сбил один Bf-109, и прикрывал Маковского до своего аэродрома.

В июне 1943 г. А.В.Кочетов встретил в воздухе 4 Bf-109. В неравном бою, умело маневрируя, он сбил одного из них и вернулся невредимым.

Очень досаждали самолеты неприятеля, вылетавшие с аэродрома в Анапе. Звену Кочетова было поручено вылететь на фоторазведку, и вскоре два советских самолета были на высоте 5 тысяч метров. Едва пролетели половину пути, как в утренней дымке стала просматриваться Анапа. Показались силуэты восьми "Мессершмиттов". Уйти без боя стало невозможным. Началась горячая схватка. Постепенно начали оттягиваться к своей территории. Здесь Кочетову удалось сбить два Bf-109, но шесть других яростно преследовали советских летчиков. Все меньше оставалось горючего. Снизились до бреющего, помогало и солнце, постоянно слепивших немецких асов, от чего они часто теряли из виду наши самолеты. Так и дошли в "сопровождении" до Краснодара. С пустыми баками сели на первый же аэродром, с которого взлетали советские истребители. Они-то и отогнали "мессеров".

В боях на Кубани счет А.В.Кочетова пополнился на 13 сбитых самолетов противника.

10.10.43 г. восьмерка "Яков", возглавляемая Кочетовым, вылетела на боевое задание в районе Мелитополя. Издали над рекой Молочной заметили под прикрытием истребителей группу из 60 бомбардировщиков противника. Командир запросил подкрепление и увел свою группу в сторону солнца, откуда все сразу внезапно обрушились на бомбардировщиков. Кочетов сбил ведущего, затем следующего. Два самолета сбили другие советские летчики. Подоспела группа С.И.Маковского. Строй немецких самолетов нарушился, и прицельного бомбометания не получилось. Группы Кочетова и Маковского вернулись без потерь.

В начале 1944 г. начались боевые действия наземных войск по освобождению Крыма. Истребители полка должны были прикрывать переправы на Сиваше, штурмовать вражеские аэродромы. Впервые в большом количестве стали применяться свободный поиск и охота групп истребителей в тылу противника. Это требовало повышенного боевого мастерства. При штурме Сапун-горы Кочетов сбил два самолета.

14.04.44 г., незадолго до окончательного освобождения Крыма, в полк приехал командир дивизии В.Т.Лисин. Перед всем личным составом и знаменем части был зачитан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13.04.44 г. о присвоении А.В.Кочетову и С.И.Маковскому звания Героев Советского Союза. Это были первые герои в полку.

В мае 1944 г. Кочетову был предоставлен отпуск, который он провел в Чувашии. Рабочие Алатырского депо, вдохновленные подвигами своего земляка, предложили собрать деньги на самолет А.В.Кочетову. Инициатива железнодорожников нашла поддержку у рабочих и служащих остальных предприятий города. Во время отпуска героя пригласили в Чебоксары к руководителям Чувашии З.А.Андреевой и И.М.Чарыкову. Когда он вошел в кабинет, присутствующие полушутя спросили сидящего здесь третьего: "Ну, как? Этот герой тебя удовлетворяет?" Так А.В.Кочетов впервые познакомился с председателем колхоза "Марс" Яльчикского района А.Г.Гаязовым. Еще в конце 1942 - в начале 1943 годов Абдулла Гаязович внес на строительство танковой колонны "Колхозник Чувашии" 105 тыс. рублей и в фонд обороны 178 пудов хлеба. Теперь, в июне 1944 года, он по примеру Ферапонта Головатого решил приобрести на 110 тысяч рублей личных сбережений истребитель для Кочетова. Вскоре пришел ответ: "Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Гаязов, за вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. Сталин". А в августе самолет был построен. На нем была надпись "От колхозника Гаязова А.Г.".

20.12.44 г. на одном из подмосковных аэродромов состоялась передача двенадцати самолетов Як-9 летчикам 43-го иап. "Комсомольская правда" сообщила о том, что летчики эскадрильи "Алатырец" на подаренных самолетах вылетели прямо под Варшаву.

С честью выдержала испытания войны эскадрилья А.В.Кочетова. В воздушных боях летчики сбили еще 22 немецких самолета. Свой последний, тридцать четвертый самолет командир эскадрильи, капитан Кочетов сбил в районе Кенигсберга.

Войну Кочетов закончил в составе 54-го гв. иап. К маю 1945 г. он совершил более 450 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, сбил 34 самолета лично и 8 в группе.

Награжден орденом Ленина, двумя Красного Знамени, тремя Отечественной войны I степени, медалями.

После войны А.В.Кочетов уволился в запас и вернулся к мирному труду. Но вскоре народным комиссариатом внутренних дел Чувашской Республики был назначен начальником Цивильского РО НКВД. Затем был переведен на должность ответственного офицера гражданской обороны МВД Чувашии. После ухода на пенсию руководил стрелковым спортивным клубом ДОСААФ.

 

Источники информации:

1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.

2. Кочетков В. Гроза фашистских стервятников.

3. Бодрихин Н.Г. Советские асы. Очерки о советских летчиках. — М.: ЗАО КФК "ТАМП", 1998.

4. Красные соколы

5. Сталинградская битва. Хроника, факты, люди.: в 2 кн. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - Кн. 1.

6. Красная Чувашия. Подборка газеты за 1944 год.

7. Чебоксарские новости. - 06.05.2000, No. 85.

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.