Игорь Мангазеев

Офицерские полки советских ВВС в годы Великой Отечественной

Офицерские полки 27-й авиадивизии

Любой зритель, видавший кинокартину "Чапаев", уверенно скажет, что офицерские полки воевали только у белых, а в Рабоче-Крестьянской Красной Армии офицерских полков не могло быть в принципе. Однако в Военно-воздушных силах РККА существовали, как минимум, три полка, называвшихся офицерскими. Более того, они составляли офицерскую дивизию.

Речь идет о 27-й учебной офицерской авиационной дивизии ночных экипажей ВВС КА. В нее входили 7-й учебный офицерский авиаполк (крайние даты архивных документов в ЦАМО: июнь 1941 - сентябрь 1945), 19-й учебный офицерский авиаполк (22 декабря 1943 - 1945) и 44-й учебный офицерский авиаполк (12 апреля 1942 - сентябрь 1945). Сама 27-я уоад существовала с 30 марта 1944 по 29 мая 1946 года (до 30 марта она представляла собой 27-ю запасную авиабригаду).

7-й офицерский полк

В августе 1941 года 164-й резервный авиаполк, дислоцирующийся в Воронеже, был переименован в 7-й запасной авиаполк. Переформирование велось командиром полка майором Царевым, военкомом полка - полковым комиссаром Романовым и начальником штаба - майором Говорухой.

В ноябре 1941 года на основании телеграфного указания ВВС округа 4-я и 5-я АЭ с личным составом и материальной частью из состава полка были перебазированы в местечко Донгузская Чкаловской обл. для формирования 21-го запасного авиаполка. И в ноябре 1941 года полк принял командир полка подполковник Мельников, нач. штаба - майор Говоруха.

10 апреля 1942 года 7-й зап вошел в состав 27-й запасной авиабригады (приказ НКО No. 0056 от 18.03.42 г.; приказ АДД No. 001 от 03.06.42 г.; приказ 27-й 3АБ No. 001 от 12.04.42 г.).

15 июля 1942 года полк принял командир полка майор А.М. Семенов, начштаба - майор И.И. Говоруха (шифртелеграмма заместителя командующего АДД генерала-майор авиации Скрипко, приказ 27-й ЗАБ No. 038 от 14.07.42 г.).

1 октября 1942 года в командование полком вступил подполковник Пицхелаури Владимир Георгиевич; начштаба майор Говоруха Иван Иосифович (приказ АДД No. 0135 от 22.09.42 г.).

25 декабря 1943 года полк принял командир полка майор Клевцов Виктор Петрович, нач. штаба майор Говоруха И.И.

30 апреля 1944 года 7-й зап был переименован в 7-й учебный офицерский авиационный полк ночных экипажей АДД, из 3-эскадрильного состава он перешел на 2-х эскадрильный согласно штату No. 015/416 и был включен в 27-ю учебную офицерскую авиационную дивизию. Личный состав 3-й авиаэскадрильи был расформирован по другим полкам дивизии, а материальная часть самолетов была передана в 1-ю и 2-ю авиаэскадрильи своего полка (постановление ГОКО No. 4828 от 22.12.43 г.; пр. ЮжУрВО No. 00125 от 06.03.44 г.; директива АДД No. 0282220 сс от 06.03.44 г.; пр. 27-й уоад No. 001 от 30.03.44 г.).

28 июня 1944 года полк принял командир полка майор Семенов Андрей Максимович; начштаба - майор Говоруха И.И. (пр. АДД No. 0370/ОК от 12.07.44 г.).

18 января 1945 года 7-й уоап н/э АДД переименован в 7-й уоап н/э ВВС КА (директива командующего 18-й ВА ВВС КА No. 111сс от 02.01.45 г.). Командир полка - подполковник Семенов А.М., начштаба полка подполковник - Говоруха И.И. (пр. 27 уоад No. 0012 от 18.01.45 г.).

 

Боевая подготовка части

 

Полк в течение 1941 года претерпел ряд переформирований, особенно с августа.

До декабря в полк входили 98-й, 100-й, 219-й, 223-й полки, сформированные вне штата из личного состава, прибывшего с фронтов (остатков расформированных частей). В декабре эти полки были расформированы для отбора 180 экипажей во 2-ю ВШШ из летного состава, проходившего летную подготовку при 7-м зап.

Всего подготовлено и отправлено на фронт и на пополнение частей без мат.части: летчиков - 553, летнабов - 625, стрелков-радистов - 572, полков - 1, эскадрилий - 1 и экипажей - 52. Кроме того, подготовлено и отправлено на фронт: с мат.частью ДБ-3ф - 5 эскадрилий из переменного состава, на пополнение полка У-2 подготовлено из нелетающих на ДБ-3 и СБ - восемь ночных экипажей. С 1 октября 1941 года личный состав полка участвовал в строительстве бетонированной ВПП.

По приказу командующего ДБА полковника Горбацевич с декабря 1941 года полк силами личного состава производил сборку самолетов Ил-4, прибывавших в разобранном виде с Комсомольского завода.

Наряду с подготовкой экипажей для фронта зимой 1941 - 1942 гг. полк силами тех. состава производил сборку самолетов Ил-4, прибывающих с завода в разобранном виде. Всего собрано 44 самолета. Все самолеты переданы в действующие части (в дивизии Новодранова и Логинова).

7 ноября 1941 года по приказу командующего ВВС ПриВО полковника Судец полк принимал участие в воздушном параде в городе Куйбышев в количестве 27 самолетов.

Средний налет на один выпущенный экипаж составил: в 1943 году - 63 часа 23 минут.

Всего самолетов на 1 января 1943 года полк имел - 31, из них ДБ-3 - 16, Ил-4 - 15. В ноябре 1943 г. при МТО 8-го зап сформирована аэродромная техническая рота по штату 029/302 на базе расформированной 328-й аэродромно-технической команды. С 28 июня 1944 года командир полка - майор Семенов А.М. (подполковник по состоянию на 3 ноября 44). Полк укомплектован в основном опытным летно-инструкторами состава имеющими четырехлетний опыт инструкторской работы. За подготовку ночных экипажей в 1944 году полк получил благодарность от командующего АДД главного маршала авиации Голованова.

Годовой праздник - 9 января.

 

Изменения в дислокации полка

 

Июнь 1941 - август 1941: 7-й зап 1-й резервной авиабригады ОрВО; село Левая Россошь, а также: "ОСО" и Плясово Воронежской области.

С августа 1941 года до расформирования дислоцируется в городе Бузулуке, ПриВО.

Июнь 1942 - апрель 1944: 7-й зап 27-й запасной авиационной бригады АДД;

30 апреля 1944 года 7-й зап был переименован в 7-й учебный офицерский авиаполк;

Апрель 1944 - январь 1945: 7-й учебный офицерский авиаполк 27-й учебной офицерской авиадивизии;

18 января 1945 года - 7-й учебный офицерский авиаполк н/э АДД 27-й учебной офицерской авиадивизии переименован в 7-й уоап н/э ВВС КА 27-й учебной офицерской авиадивизии.

4 апреля 1945 года командиром полка назначен майор Сукач Трофим Семенович.

 

7-й уоап ночных экипажей ВВС КА в декабре 1945 года был расформирован на основании директивы Генштаба и ВВС КА (директива ГШ номер орг/10/14171 от 4.12.45 года; ВВС номер 640907 от 10.12.45 г.). Летчики и штурманы переданы Ивановской и Мичуринской школам ВВС КА; воздушные стрелки-радисты и воздушные стрелки направлены в строевые части 18-й ВА ВВС КА.

Самолетный парк был законсервирован на длительное хранение и сдан 244-й авиатехбазе 18-й ВА ВВС КА с последующим назначением в строевые части 18-й ВА ВВС КА. Авиатехимущество, учебное оборудование переданы Рязанской, Ивановской и Мичуринской школам.

Полковое Красное Знамя 29 декабря 1945 года сдано в штаб 27-й уоад для передачи в Центральный музей КА.

19-й офицерский полк

Согласно совершенно секретному приказу ГУ ВВС КА от 6 марта 1942 года командный и начальствующий состав, прибывший после проверки из спецлагерей НКВД, должен был направляться в запасные авиаполки. Приказ содержал "Перечень запасных авиационных полков", в котором назывался 19-й зап, дислоцирующийся в Новосибирске. Но был еще один 19-й авиаполк, занимающийся подготовкой экипажей.

11 апреля 1944 года в городе Бузулук Чкаловской области на аэродроме No. 2 командир полка майор Семенов Андрей Максимович и начальник штаба полка майор Макаров Василий Сергеевич по штату No. 015/416 начали формирование учебного офицерского полка ночных экипажей авиации дальнего действия на базе 7-го и 44-го запасных авиаполков (постановление ГОКО No. 4828 от 22.12.43 г.; директива ГШ КА No. орг/10/074 от 02.03.44 г.; приказ ЮжУрВО No. 001125 от 06.03.44 г.; директива АДД No. 1028220 сс от 06.03.44 г.).

По окончании формирования 20 апреля 1944 г. полку присвоено наименование - "19-й учебный офицерский авиационный полк ночных экипажей АДД".

Из города Чкалова прибыл обслуживающий состав МТО, организацией МТО занимался капитан Лованов. В мае 1944 года полк расквартировался на аэродроме No. 2, г. Бузулук, где ранее был 7-й авиаполк. Полеты производились с 8-й площадки, южнее аэродрома No. 2 на 18 км, так как с аэродрома No. 2 производить полеты было нельзя из-за близости аэродрома No. 1.

25 июля 1944 г. в командование полком вступил майор Клевцов Виктор Петрович (пр. АДД No. 0370/ОК от 12.07.44 г.). 18 января 1945 г. 19-й учебный офицерский авиационный полк ночных экипажей АДД переименован в 19-й учебный офицерский авиационный полк ночных экипажей ВВС КА (директива командующего 18-й воздушной армии ВВС КА No. 111с от 02.01.45 г.; приказ 27-й уоад ВВС КА No. 0012 от 18.01.45 г.). Командир полка майор Клевцов В.П., начштаба - майор Макаров В.С. (к слову, уроженец дер. Скобелевка Старо-Юр. района Тамбовской области).

В 1944 году при наличии пяти летчиков-инструкторов и шести командиров отрядов полк располагал боевыми самолетами Ил-4, на которых производил обучение экипажей для фронта: в мае имелось 6 самолетов, в июне - 10, в июле-ноябре - 13, в декабре - 16 самолетов Ил-4, два самолета Ли-2 и два - По-2.

По первоначальному плану полк в 1944 году должен был подготовить по программам ночной подготовки 80 экипажей. Но вследствие необеспеченности аэродромом, пригодного для ночных полетов, и ночными стартами, полку была поставлена задача готовить экипажи по дневной программе.

За семь месяцев 1944 года полк подготовил по дневной программе 56 экипажей.

В ноябре 1944 года из Новосибирской школы прибыли 12 летчиков для подготовки их в качестве инструкторов, они занимались в специально оборудованных классах.

Постоянный штурманский состав поступал из 7-го и 44-го полков дивизии. Переменный штурманский состав комплектовался из окончивших Челябинское авиаучилище штурманов. Подготовка переменного состава проходила по программам высших школ АДД, рассчитанным на 4 месяца обучения.

К концу 1944 году отряд управления имел 7 самолетов По-2. Согласно штатам No. 015/416 при полку была организована рота связи и радионавигации. Местом базирования был аэродром No. 2 в Бузулуке, а впоследствии - г. Сорочинск. При перебазировании полка в г. Сорочинск в октябре 1944 г. связисты полка построили постоянную двухпроводную телеграфно-телефонную линию от м. Тоцкое до г. Сорочинск.

На 1 января 1945 года парторганизация полка насчитывала 92 члена и 59 кандидатов в члены ВКП (б), из них летного состава - 39 человек. Комсомольская организация насчитывала 179 человек, из них летного состава - 48 человек.

К маю 1945 года был подготовлен к выполнению задач, как полнокровный, полностью укомплектованный летно-инструкторским составом.

Полк был расформирован в декабре 1945 года на основании директивы Генштаба No. орг/10/14171 от 04.12.45 г.; ВВС No. 640907 от 10.12.45 г.).

44-й офицерский полк

12 апреля 1942 года в г. Бузулук Чкаловской области, в доме 95 по улице М. Горького, майор Егоров Николай Демьянович, батальонный комиссар Гусев Николай Алексеевич и майор Гирин Сергей Васильевич начали формирование запасного авиаполка по штату No. 015/219 на базе резервного авиаполка, входившего в состав 7-го зап, а также 182-го БАО и 4, 96, 7 ДБАП и других подразделений, прибывших из действующих частей ВВС КА в период организации Авиации дальнего действия (приказ НКО СССР No. 0056 от 18.03.42 г.; приказ 27-й заб АДД No. 001 от 12.04.42 г.).

Формирование полка личным составом закончилось 20 апреля 1942 года, полку присвоили наименование "44-й запасной авиаполк" и он был введен в состав 27-й запасной авиабригады (приказ 27-й заб АДД No. 002 от 22.04.42 г.).

На 20 апреля 1942 года полк имел самолетов ДБ-3а - 6, У-2 - 1. Полк дислоцировался на аэродроме Тоцкое Чкаловской области.

6 мая 1942 года в командование полком вступил майор Пицхелаури Владимир Георгиевич. А 12 мая 1942 года в должность начштаба 44-го зап вступил капитан Козьмин Георгий Константинович. В сентябре 1942 года в командование полком вступил подполковник Козлов Николай Андреевич.

В октябре 1942 года полк был полностью укомплектован матчастью самолетов ДБ-3а. С апреля 1943 года полк перешел к работе на Ил-4 и к августу был полностью укомплектован матчастью самолетов Ил-4.

30 марта 1944 года полк был переформирован в 44-й учебный офицерский авиаполк ночных экипажей АДД по штатам No. 015/416.

С мая 1944 года в полк стали поступать самолеты Ил-4 ("Стрелы") и к декабрю 1944 года полк имел 20 самолетов Ил-4 ("Стрелы"). Полк был обеспечен 314 парашютами, пригодными к боевому применению в любое время.

18 января 1945 года полк был переименован в 44-й учебный офицерский авиаполк ночных экипажей ВВС КА (директива командующего 18-й воздушной армии ВВС КА No. 111с от 02.01.45 г.); командир полка - Козлов Н.А., начштаба - майор Козьмин Г.К.

 

Боевая подготовка части

 

В 1942 году полк подготовил 45 дневных экипажей и 11 летчиков-инструкторов.

В 1943 году полк должен был подготовить 150 дневных экипажей, фактически подготовил 128 дневных и 10 ночных экипажей.

В 1944 году полк должен был подготовить 100 ночных экипажей, подготовил 102 экипажа. Командир 27-й уоад н/э АДД генерал-майор авиации Гусев А.Г. поставил полк в пример остальным полкам дивизии.

На укомплектование полка поступали штурманы, радисты из Челябинской школы, летчики из Новосибирской школы (и в 1944 году еще из Кирсановской школы). Стрелки комплектовались из очередного призыва и проходили всю подготовку в полку по программе воздушных стрелков при высшей школе АДД.

 

Полк расформирован в декабре 1945 года на основании директивы Генштаба No. орг/10/14171 от 04.12.45 года; ВВС No. 640907 от 10.12.45 г.).

 

© Игорь Мангазеев, г. Тверь, 2004 г.

 

 

 

  • Офицерские полки

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.