Игорь Мангазеев

Планерные полки

Николай Александрович Трофимов

Капитан Н.А.Трофимов. 1943 г.
Фото из архива Прокопьевского краеведческого музея

Война планёров

В Прокопьевском музее хранится краеведческая работа прокопьевской школьницы Даши Анисимовой. Она рассказала о своем земляке - летчике Николае Трофимове, воевавшем в авиапланерном полку на Калининском фронте. Всего в Красной Армии было три авиапланерных полка, и все они имели отношение к Верхневолжью. Напомним, что именно там в августе 1996 года был открыт мемориальный комплекс павшим воинам-сибирякам.

Рассказ Даши

Почти 60 лет отделяют нас от Победы, но и сегодня ветераны полны энергии. Одним из активных деятелей Совета ветеранов войны г. Прокопьевска является Николай Александрович Трофимов.

Родился он в 1921 году в городе Гаврилов-Ям в Ярославской области. С детства Николай мечтал о небе, полетах, красивой летной форме, самолетах. И его мечта сбылась. После окончания школы No. 1 в 1939 г. он поступил в аэроклуб. Учиться было сложно, но очень интересно. На политзанятиях много говорилось о событиях, происходящих в Европе, особенно в Германии. И сегодня Николай Александрович помнит ту душевную тревогу, которая возникла у курсантов после объявления о том, что все они должны выйти из аэроклуба высококлассными специалистами летного дела. Курсанты поняли, что их силы, знания и умения понадобятся не для парадов, а для боевых действий. И вот окончен аэроклуб. В 1940 году Николай стал пилотом. Хотелось набраться мастерства - и летать, летать, летать!..

Но грянула война. На фронт сержант Трофимов ушел добровольцем - иначе не брали по возрасту.

Военная биография Николая Александровича неразрывно связана с авиацией. Он очень гордится тем, что внес свой вклад в разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Воевал и на Калининском фронте. Служил он летчиком в составе 2-го отдельного авиапланерного полка. В обязанности Трофимова входило снабжение боеприпасами, взрывчаткой, продовольствием наших партизан, действующих в тылу противника. Вылеты были в основном ночными, для чего требовались мастерство и смелость. Приходилось сбрасывать груз под непрерывным огнем вражеских зениток, от которого приходили рвались тросы управления, и самолет начинало бросать. Затем боевые маршруты Николая Трофимова пролегли в небесах Белоруссии и Польши. Известие о Победе догнало летчика в польском городе Мелеце. К концу войны за образцовое выполнение заданий Николай Александрович получил звание майора авиации. В 1946 году он демобилизовался из рядов действующей армии, но через некоторое время снова вернулся в строй. Небо манило.

Активный спортсмен, военрук прокопьевской школы No. 3, учитель, директор школы - это тоже строчки из биографии Николая Трофимова. И даже на пенсии он не помышляет об отдыхе.

 

Это письмо - хороший повод еще раз вспомнить о советских авиапланерных полках. Заметка "Планерные полки в войне", опубликованная в "Вечерней Твери" 23 июня 2004 года, нашла, конечно, своих читателей, но только среди местных ветеранов. А ведь эти полки были своеобразным ответом немецким планерным частям Люфтваффе.

Немецкие планеристы

Планеры очень похожи на самолеты, но не имеют моторов и самостоятельно подняться в воздух не могут. Немцы опередили всех и первыми применили их в боевых операциях. 10 мая 1940 года они с помощью планеров DFS-230 впервые в мире осуществили операцию воздушно-десантных войск, захватив бельгийский форт Эбен-Имаэль. А через десять дней германские планеристы участвовали в захвате стратегически важного острова Крит.

Планеристы Люфтваффе летали и над Калининской областью. В начале октября 22-я и 2-я (запасная) эскадрильи планеров Мессершмитт-321 (Ме.321 "Гигант") влились во 2-й воздушный флот. Они снабжали передовые танковые колонны, перевозя боеприпасы и топливо. Так что "Гиганты" наверняка обеспечивали топливом и 3-ю танковую группу Гота, в октябре 1941 года рвавшуюся к г. Калинину.

Удачный планер Gota-242 немцы впервые широко использовали при снабжении 100-тысячной группировки немецких войск, окруженных в районе города Холма Калининской области. Ежедневно в немецкий гарнизон доставлялось воздухом до 200 тонн грузов.

Планеристы Красной Армии

Калининской области, несомненно, принадлежит ряд приоритетов в использовании и советских планеров, так как высадка союзников на Сицилию и вторжение их в Нормандию (операция "Оверлорд") состоялись гораздо позднее. Союзники еще раскачивались, а планерные полки ВДВ Красной Армии уже проходили боевое крещение.

...Осенью 1941 года в Саратовской области формировались воздушно-десантные корпуса и их собственные авиачасти. На аэродром Энгельс из Краснодара прибыли 43 самолета-разведчика Р-6 (АНТ-7). Туда же перебрались бомбардировщики: из Полтавы - ДБ-3 (Ил-4), из Харькова - ТБ-3. Крылатые машины послужили основой Авиации ВДВ КА.

В феврале 1942 года все разведчики Р-6 перебазировались на аэродром Стрыгино Горьковской области, где уже находились планеристы из Саратовской планерной школы. Каждый планерист знал, что после посадки за линией фронта его летательный аппарат будет уничтожен, поэтому политруки и особисты подвергали планеристов тщательному отбору.

В начале марта в Стрыгино доставили планеры "Грибовский-29" (Г-11) и "Рот-фронт-8" (А-7). Так появился Отдельный учебный авиационно-планерный полк. В тверской прессе утверждалось, что он, базируясь на аэродроме Старая Торопа под Торопцом, снабжал антифризом танковые части в ходе Сталинградской битвы. Но это добросовестное заблуждение.

1-й отдельный авиапланерный полк ВДВ

Полк снабжал антифризом танковые части под Сталинградом, базируясь на аэродроме Тейково Ивановской области. В то время две авиаэскадрильи полка насчитывали по десять экипажей самолетов-буксиров и по 60 человек пилотов-планеристов.

А в Старую Торопу полк под командованием подполковника Алексея Дмитриевича Кузнецова перебросили лишь осенью 1943 года. В октябре и ноябре экипажи пятнадцати бомбардировщиков-буксиров СБ и 35 планеров А-7 и Г-11 забрасывали десантные группы в тыл 16-й немецкой армии. В феврале и апреле 1944 года полк работал на партизан в интересах 1-го Прибалтийского фронта, действовашего в Калининской области и соседних регионах. Потеряв только три экипажа, полк доставил к народным мстителям 41 тонну боеприпасов и вооружения.

В июне 1944 года полк перебазировался в Клин, где получил самолеты Ил-4, а 10 октября он был преобразован в 208-й гвардейский авиаполк и вошел в состав 19-й гвардейской авиадивизии. 13 декабря полк был переброшен из Клина на аэродром города Могилёв Белорусско-Литовского военного округа.

2-й отдельный авиапланерный полк ВДВ

2-й учебный авиационно-планерный полк сформирован в августе 1942 года в г. Киржаче Ивановской области. Дюжина Ил-4 с планерами, взлетев со Щелковского аэродрома, доставила 10 октября 1942 года в район Житкура 60 огнеметов и 14,5 тонн антифриза для танков.

А в марте 43-го полк был придан 3-й воздушной армии Калининского фронта и участвовал в трех отдельных операциях по обеспечению боевой деятельности партизан и по высадке спецдесанта в тыл врага. За 60 боевых вылетов с аэродрома Старая Торопа партизанам доставили 142 командира и подрывника, четыре тонны взрывчатки, 12 тысяч ручных гранат, сто противотанковых ружей, 95 минометов, 1900 автоматов, семьсот винтовок, 95 тысяч патронов, три тонны медикаментов. С 19 апреля по 20 мая 1943 года два десятка планеристов доставили партизанам 19 тонн боеприпасов и вооружения. В августе 1943 года полк стал именоваться 2-м отдельным авиапланерным полком Ил-4. А в октябре 1944 года был преобразован в 209-й гвардейский авиаполк. Им командовал гвардии майор Федор Степанович Карпенков.

С ноября 1944 года полк базировался в Минском военном округе в г. Старый Быхов.

В мае 1945 г. часть переформирована в 209-й гвардейский бомбардировочный авиаполк. Личный состав поступил в распоряжение отдела кадров 9-го гвардейского авиакорпуса, а 118 пилотов-планеристов были направлены в Бердскую авиашколу первоначального обучения. Материальную часть планеров списали как пришедшую в негодность, а самолеты По-2 передали в другие полки, входящие в состав 19-й гвардейской авиадивизии.

Все выше, и выше ...

Наши пилоты летали преимущественно на планерах А-7 и Г-11, а также КЦ-20.

А-7 сконструировал один из основателей советского планеризма, впоследствии - крупный авиаконструктор Олег Константинович Антонов. В годы войны их было выпущено не менее 400. В октябре 1941 года группа Антонова эвакуировалась из Каунаса в Западную Сибирь. В Тюмени в годы войны было выпущено сотни таких планеров. К слову, осенью 1945 года Олег Антонов получил предложение возглавить филиал конструкторского бюро Яковлева при новосибирском авиазаводе им. Чкалова. Полезная нагрузка А-7 составляла около тонны. Планеры участвовали не только в доставке антифриза под Сталинград, но и в высадке десантов под Ржевом и Вязьмой.

Планер Г-11 (Гр-11, Г-29) Вячеслава Константиновича Грибовского предназначался для перевозки 11 человек. Кабина пилота не отделялась от "салона" для бойцов. По каждому борту были укреплены скамейки, которые при перевозке груза складывались книзу. Планер мог взлетать с колесного шасси, а садиться на лыжу, что резко сокращало пробег при посадке. Особенно активно планеры использовались для снабжения партизан в 1943-44 годах.

Планер КЦ-20 создали конструкторы Дмитрий Николаевич Колесников и Павел Владимирович Цыбин. Цыбин, кстати, в 50-е годы активно работал над созданием крылатых ракет на заводе номер 256 в пос. Иванькове Кимрского района. Цыбин вспоминал: "Наш КЦ-20 поднимал двадцать бойцов или 2,2 тонны! Всю войну они неплохо работали. Накануне наступления под Сталинградом сильные морозы потребовали срочной переброски большого количества антифриза для танков. Это сделали тяжелые планеры. На Калининском фронте на планерах за линию фронта перебрасывались подразделения саперов-подрывников: более всего потрудились планеры, помогая партизанским отрядам. Иногда до пятнадцати тяжелых планеров сразу отправлялись ночью за линию фронта на партизанские аэродромы. Обратно не возвращались - партизаны их сжигали".

Для немецкой авиации и наземных частей эти операции были совершенно неожиданными, и противник не сумел сколько-нибудь эффективно помешать нашим планеристам.

45-й УТАПП

В Центральном архиве Минобороны сведений об этом полке в открытом пользовании не так уж много. Самая ранняя дата - 25 февраля 1945 года, самая поздняя - 1958 год. В штатно-должностной книге офицерского состава 45-го отдельного учебно-тренировочного авиапланерного полка первая запись отведена командиру полка - гвардии майору Захару Павловичу Медведеву. В полк он пришел с должности инспектора техники пилотирования 9-го гвардейского авиакорпуса.

45-й УТАПП пополнялся кадрами 208-го и 209-го гвардейских авиаполков. К слову, полком в 1955 году командовал Николай Афанасьевич Иванченко, в прошлом командир 1-й авиаэскадрильи 208-го полка.

В 1947 году полк перебазировался в Торжок. В Торжке летали на планере Ц-25, который мог транспортировать пушку с тягачом. Конструктор Ц-25 Павел Цыбин утверждал, что после войны их было сделано штук 500, и каждый совершил более 500 полетов.

Вплоть до 1952 года, готовя планеристов-инструкторов, 45-й оутапп поэтапно перевооружался и осваивал "вертушки" Ми-1 и Ми-4. В 1955-1956 годах после передислоцирования в Торжок из Теплого Стана (Подмосковье) 6-го учебно-тренировочного центра ВВС и его реорганизации, началось формирование двух военно-транспортных вертолетных полков на вертолетах Як-24. В дальнейшем один из них убыл в состав Северной группы войск, а второй - 696-й отдельный вертолетный полк (с 1989 года - 696-й исследовательско-инструкторский вертолетный полк) - уже 50 лет дислоцируется на торжокской земле.

В 1979 году 696-й вертолетный полк вошел в состав только что образованного 344-й Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, которым сегодня командует генерал-майор Евгений Иванович Игнатов. Этот центр продолжает славные традиции планерных полков ВДВ Красной Армии.

Частично материал опубликован в газетах:

"Вече Твери" (11 марта 2005 г. - стр. 6),

"Вечерняя Тверь" (23 июня 2004 г. - стр. 2).

 

© Игорь Мангазеев, г. Тверь, 15 марта 2005 г.

 

 

 

  • Планерные полки

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.