Павел Сергеевич Лебедев

Воспоминания о Великой Отечественной войне

С авиацией связаны самые молодые годы моей жизни. В авиацию я пришел в 1939 году. 4 октября 1939 г. поступил в Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей, которое окончил в 1940 г. в декабре месяце. Из училища выпустился сержантом стрелком-бомбардиром и был направлен в воздушную Армию Дальневосточного Фронта (Приморский край).

Находясь в Приморском крае, мы выполняли задачу защиты наших дальневосточных рубежей. В Манчжурии с начала 1941 года находилась миллионная квантунская армия, оснащенная по тому времени самой передовой военной техникой, нацеленная в сторону нашего Приморья. Ежедневно японцы совершали по 10 - 15 нарушений сухопутной и воздушной границы Советского Союза.

После начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года все войска Дальневосточного Фронта находились в состоянии повышенной боевой готовности. Я в то время был штурманом самолета СБ скоростного ближнего бомбардировщика. Повышенная боевая готовность у нас в авиационном полку состояла в том, что мы круглосуточно находились в самолетах или возле самолетов. По очереди летчик, штурман, механик прогревали двигатели самолетов через каждые 4 часа. Член экипажа покидал самолет только с разрешения командира экипажа (летчика). Самолеты стояли все время с подвешенными бомбами, пулеметы заряжены, баки полностью заправлены горючим.

В определенной очередности одному звену в эскадрилий давали задание на учебно-боевой вылет, это полет по маршруту, стрельба по конусу и бомбометание. После выполнения учебного задания самолет снова приводился в повышенную боевую готовность и вновь продолжалось боевое дежурство.

В таком состоянии мы находились 1941, 1942 и 1943 годы. Кроме того, мы совершали частые передислокации. Через 4-6 месяцев перелетали на другой аэродром базирования.

Так Дальневосточная служба моя проходила по всему Приморскому краю от Комсомольска до Владивостока от границы с Манчжурией до бухти Ольга, Советской Гавани на восточном побережье Приморья.

За 2,5 года пришлось побывать на многих аэродромах Приморья и полетать с них. А в Приморье аэродромов в то время было очень много. Условия службы, жизни и быта были нелегкими. Жили в землянках, работали без выходных дней, постоянное дежурство в самолетах и т.д. Несмотря ни на что, мы не унывали, молодость свое брала. В свободное время от боевого дежурства мы, молодежь, собирались в землянку, где был зал столовой, потанцевать, попеть, поиграть в шахматы. Здесь же в этом зале у нас находились спортивные снаряды и была сцена, с которой часто выступали наши собственные самодеятельные артисты.

Наряду с мужчинами в армии в то время было много женщин. В нашей эскадрилии было 12 девушек. Они занимали должности оружейников, механиков по двигателям и самолетам, прибористов, укладчиков парашютов. Несмотря на трудности, лишения, зной и холод, наши девчата самоотверженно выполняли свой воинский долг. Шла тяжелая Отечественная война с фашистской Германией, сводки Совинформбюро первые полтора года войны были во многом тревожными и огорчающими, наши войска отступали, оставляя врагу нашу землю, города и села и советских людей, мы несли значительные потери в живой силе и технике, все это с болью переживали советские люди и особенно мы, воины, находящиеся в глубоком тылу в Приморском крае на защите дальневосточных рубежей. Находясь вместе с нами в боевом строю девушки-солдаты выполняли трудную солдатскую службу ничем не хуже мужчин. Девушки нашей эскадрилий были отличными специалистами на технике. Одной из трудных специальностей была специальность оружейника. Девушки-оружейницы все делали для того, чтобы мы, летчики, успешно выполняли боевые задачи по разгрому врага.

Находясь в Приморье, переживая глубокие чувства патриотизма и любви к Родине, мы, летчики-дальневосточники, горели истинным желанием попасть на фронт. И вот в начале 1944 г. наша часть на деньги из личных сбережений летно-технического состава полка оплатила 37 самолетов Пе-2 и вышла с ходатайством перед Верховным Главнокомандующим И.В.Сталиным о направлении нашего полка на фронт. Наша просьба была удовлетворена. Весной 1944 г. получила приказ отправиться на фронт.

Огромное чувство радости и патриотизма охватило весь личный состав полка. Личный состав рвался в бой. Получили новые самолеты Пе-2 в течение двух месяцев в Запорожье на Мокрой. Научились на Пе-2 летать, бомбить и стрелять и после этого полк был переброшен под Варшаву в состав 1-го Белорусского фронта. Осенью 1944 г. нам довелось совершить по несколько боевых вылетов девятками полком на укрепления немцев на реке Висле и на скопление войск противника в Польше западнее реки Вислы.

16 января 1945 г. началось крупное наступление наших войск под Варшавой и активные наступательные действия советских войск по всему Советско-Германскому фронту. В ходе боев за Варшаву наши летчики совершили по нескольку десятков боевых вылетов, в том числе на укрепленную крепость немцев в городе Познани. Немецко-фашистские войска, не выдержав сокрушительного натиска советских войск, оставили город Варшаву и в панике откатились на Западный берег реки Одер, оставив всю Польшу. Наши войска с хода в нескольких местах форсировали реку Одер и создали плацдармы на ее западном берегу.

С конца февраля 1945 г. началась усиленная подготовка к Берлинской операции. Наша часть перебазировалась из-под Варшавы (аэродром "Старовесь") на аэродром вблизи города Лодзи в Польше. Из района Лодзи мне пришлось совершить несколько боевых вылетов на крепость в г. Познани, которую немцы удерживали до конца марта 1945 года.

В конце марта 1945 года в один ясный теплый весенний день полк получил приказ совершить непрерывный налет одиночными самолетами на скопления военных грузов и войск на железнодорожной станции Франкфурт-на-Одере. Наш экипаж в составе: летчика - старшего лейтенанта Спицина Бориса Федоровича - заместителя командира эскадрильи, я - младший лейтенант заместитель штурмана авиационной эскадрилии и стрелок-радист старшина Руденко Андрей были вызваны на командный пункт командира полка, где нам была поставлена боевая задача в 17.00 одиночным самолетом с заходом из-за облаков нанести бомбовый удар по цели на железнодорожной станции во Франкфурте-на-Одере. На самолет было подвешено 900 кг бомб, 2 фаба 250 кг. внешняя подвеска и 4 фаб. - 100 кг. в люки.

В подвеске бомб и в зарядке пулеметов участвовала и моя жена - Лебедева Виктория Ивановна. Со своей женой я встретился в Приморье в 1942 году. Мы вместе прошли всю войну в одном полку, эскадрильи и на одном самолете.

Налет на железнодорожную станцию Франкфурт-на-Одере был проведен успешно. Точным бомбовым ударом были уничтожены железнодорожные составы с оружием и боевой техникой. Железнодорожный узел был выведен из строя на несколько дней. После сбрасывания бомб цель была нами сфотографирована и в этот момент из-за облаков произвели на наш самолет атаку два Фоки-Вульфа-190. Нам удалось своевременно заметить истребителей врага, совершили удачный маневр, самолет перевели в крутое пикирование и немецкие истребители потеряли нас из виду. На бреющем полете на высоте 5-10 метров пришли на свой аэродром. После посадки мы были вызваны на командный пункт командира полка, где командующий Воздушной Армией генерал-майор авиации Каравацкий вручил экипажу ордена и медали за успешное выполнение боевого задания. Поражение цели подтвердили телеграммой наземные войска. За этот вылет я был награжден орденом "Красной Звезды".

Завершающим этапом войны для меня была Берлинская операция. В этой операции (с 15 апреля I945 года) наш полк и наш экипаж совершил 55 боевых вылетов.

Особенно мне запомнились три вылета: вылет на Зееловские высоты, вылет на Берлин на Рейхстаг и налет на Эркнер - восточную часть Берлина.

В первых двух вылетах в поле зрения было видно множество разных типов самолетов, летящих на разных высотах и в разных направлениях. Был сильный площадной заслон зенитного артиллерийского огня. Земля всюду горела. Дым пожарищ висел над землей плотным покрывалом затягивал землю от линии фронта до самого Берлина! Линия фронта проходила в те дни по реке Одер. Трудно было различить свои самолеты от самолетов противника. Во время налета на "Рейхстаг" с земли по нас стреляли из фауст-снарядов. Так я наблюдал такой огненный шар от самой земли до момента взрыва, когда он попал в самолет, летящий выше нас на 200 метров и в стороне 500 метров соседней девятки самолетов. Как видно уже в то время у немцев были реактивные снаряды, которые могли поражать воздушные цели.

Третий памятный мне вылет - это полет девяткой на Восточную окраину Берлина местечко Эркнер, где находились заводы по производству различного военного вооружения. Вылетели мы девяткой в 12 часов дня, на линии фронта в районе Кюстрина нас встретили свои истребители прикрытия. Перелетев линию фронта на высоте 2000 м, мы встретили сплошную облачность и истребителей прикрытия потеряли. Решили пробивать облака и идти без прикрытия. На высоте 4000 м вышли из облаков. Девятка собралась в строй, земля полностью была закрыта облаками. На цель решили выходить по курсу и по времени вне видимости земли. Когда до цели оставалось 5 минут расчетного времени, облачность резко прекратилась, земля стала ясно просматриваться и я в прицел увидел аэродром, с которого взлетали истребители Фокке-Вульф-190. Не прошло и 3 минут, как со стороны солнца я увидел две пары истребителей FW-190, идущих в атаку на наше правое звено. И в то же мгновение загорелся и упал наш Пе-2 на котором командиром был летчик младший лейтенант Борис Крылов, штурман младший лейтенант Авдошин Петр и стрелок-радист Пушкарев Павел. Завязался воздушный бой. Нашему стрелку-радисту Белоусову с соседнего самолета в этом бою удалось сбить один FW-190. Стрелок-радист и летчик сбитого Пе-2 выбросились на парашютах, нормально приземлились но в расположении немецких войск. Скрываясь от немцев через неделю вернулись в свою часть, а штурман младший лейтенант Авдошин Петя был сбит на парашюте немецкими стрелками и погиб, как герой.

Этот пример говорит о том, что и в конце войны наши войска несли потери.

День Победы - 9 мая 1945 года я встретил под Берлином в городе Витце.

В заключение я хочу сказать, что наши воины-авиаторы во время Великой Отечественной войны как мужчины, так и женщины, самоотверженно, не щадя своей крови и жизни, бились с врагом до полной Победы. Уверен, что и современная наша молодежь - до конца выполнят свой патриотический долг перед Родиной, если этого потребует обстановка.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.