Георгий Романович Тырин

Воспоминания о службе в Китае

Техсостав

Фотография технического состава полка, я на ней 3-й слева в верхнем ряду.

В 1947 году я начал службу в 815 бап г. Дальнем (Далянь). Меня назначили механиком машины Михаила Никитовича Юманкова (штурман - Вадим Орлов) с бортовым номером 12. Командиром нашей эскадрильи был Сергеев, командир звена - Иван Михайлович Иноземцев, штурман звена - Приступа.

Наш аэродром был сооружен на дне осушенного озера. Летом 1949 года в результате тайфуна он был полностью затоплен, самолеты оказались под водой. В течение нескольких месяцев полк бездействовал, пока не ушла вода, не была подготовлена взлетная полоса и очищены от нанесенного ила самолеты. Особенно большая проблема возникла с приведением в рабочее состояние парашютов.

Кроме стихийных бедствий большую проблему представляли комары, некоторые из которых являлись разносчиками японского энцефалита. Укус такого насекомого мог полностью вывести из строя, заболевший комиссовался из армии.

Когда началась подготовка к ночным полетам, в полку произошел несчастный случай. При заходе на посадку на старте заметили, что самолет приземляется с невыпущенным шасси. Сообщать об этом пилоту было поздно, до земли оставалось полтора десятка метров. Все закончилось благополучно, самолет сел на «брюхо», однако сразу после этого в полку был выпущен приказ об оснащении всех самолетов сигнальными лампочками, которые позволяли заметить, что самолет заходит на посадку с выпущенным шасси.

Был случай, когда в полк прибыли летчики морской авиации, ранее летавшие на американских «Бостонах». Поскольку эти самолеты имели три точки касания, а наши двухколесное шасси, то в результате оплошности летчика, самолет выруливавший на взлетную полосу скапотировал и был разбит.

После признания Китайской республики было принято решение перебросить часть экипажей полка в центральный Китай. Наша эскадрилья прибыла туда одной из первых, на технике без опознавательных знаков, в гражданской форме.

Что бы подготовить технику к перелету, необходимо было убрать все опознавательные знаки с фюзеляжей, а проще говоря перекрасить самолеты. Был март, температура воздуха опускалась ниже нуля и краска не высыхала. После первого окрашивания при запуске моторов, непросохшая краска сползала. Из положения вышли следующим образом. Взяв со склада полотнища брезента соорудили нечто вроде палатки. Воздух в палатке прогревался до +18 при помощи нагревательных печей, используемых для разогрева двигателей зимой. Однако кроме этого следовало убрать все надписи на русском языке на всем оборудовании внутри самолета. Приказ был выполнен и летный состав вылетел к месту нового базирования.

Технический персонал (механиков, прибористов) было решено перебрасывать своим ходом. Мы также были переодеты в гражданскую одежду, но поскольку в то время происходили вооруженные столкновения между чанкайшистами и сторонниками Мао Цзе Дуна, необходимо было вооружить наше подразделение. Лишних винтовок не было. Кому–то пришло в голову, что на складах в Порт-Артуре сохранилось вооружение времен первой мировой войны и наше подразделение было экипировано винтовками образца 1905 года.

Техсостав 1-й эскадрильи

На фотографии запечатлен техсостав 1-й эскадрильи, из офицеров: слева капитан Смирнов - штурман звена, второй - также штурман (фамилии не помню).

В начале наших действий в Китае американцы относились к нам достаточно нормально. Был случай, когда бомбардировщики вылетели на задание, получив истребители в прикрытие. Но после вылета вдруг обнаружилось, что горючего у истребителей не хватит для возвращения на базу. Было принято решение и получено разрешение садиться на американской военной базе. Экипажи после посадки самолеты уничтожили, а самих летчиков американцы вернули.

Но постепенно обстановка накалялась, наши войска на Ляодунском полуострове и военный флот в Порт-Артуре и других тихоокеанских базах были приведены в боевую готовность. Вся авиация центрального аэродрома находилась в готовности 1. Однажды ТУ-2, вылетевший на разведку погоды перед ночными вылетами был сбит сразу после взлета. Это была машина нашего полка. Радист успел передать, что неизвестный самолет заходит в хвост их машине и на этом передача прервалась. После этого случая китайские власти выделили из местного населения тысячи жителей, который были распределены на каждый самолет. Все они имели по 2 корзинки, подвешенные на коромысло. Образовав длинную "муравьиную" цепочку, они сооружали капониры для защиты каждой машины. Им указали, где брать землю, чтобне нарушать поля, и к концу дня каждый самолет был обнесен подковообразным валом высотой около 4м, закрепленным мешками с землей для защиты от обрушения. Нам оставалось только натянуть на этот вал маскировочную сетьи защита от обзора была обеспечена. Вот только экипажам добавилось работы, поскольку каждую машину приходилось откапывать вручную и по тревоге весь аэродром оглашался стонами "некрасовских бурлаков".

Надо заметить, что наши потери в это время были значительно больше, чем у американцев. Уже на тот момент они располагали вертолетами. Своих сбитых, или потерпевших аварию летчиков, подбирали вертолетами, им никто не препятствовал в этом. Да и при падении на воду американский плотик надувался автоматически. Если же наш летчик сбивался над морем, это всегда заканчивалось трагедией.

Личный состав 815 бап

Фотография личного состава 815 БАП.

Поскольку принадлежность советских специалистов к воинскому контингенту нигде не упоминалась, то в наградных документах за подписью Мао писалось: "советский специалист ... награждается за оказание дружеской помощи китайскому народу в деле создания особой армии Китая".

 

© Георгий Романович Тырин, 2008 г.

 

 

 

  • Воспоминания

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.