Владимир Иванович Трушин

Полеты в бессмертие

659-й истребительный авиационный Галацкий Краснознаменный ордена Кутузова полк

(входил в состав 288 истребительной авиационной дивизии, 17 Воздушной армии)

 

Выдалась свободная между боями минута. Групповое фото на память. Летчики дежурной смены в готовности No.1, чтобы выглядеть молодцевато, показать награды, расстегнули комбинезоны, уселись. Подошли оказавшиеся рядом однополчане. Я рассматриваю доставшуюся мне от отца фронтовую фотографию его боевых друзей. Какие же они были молодые и светлые! Это они завоевывали Победу на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., не задумываясь о свершаемом великом подвиге.

Чувство опасности, нависшей над Родиной, желание победить врага - вот что было движителем их воинской доблести. По рассказам отца, иногда летчикам полка приходилось совершать по 2-3 боевых вылета за сутки. Это были разведывательные полеты, полеты для проведения корректировки огня своей артиллерии, полеты на прикрытие нашей штурмовой и бомбардировочной авиации. И, конечно же, на перехват вражеских самолетов. Особое впечатление произвели на меня рассказы о боевых вылетах на штурмовку вражеских войск: боевых вылетов на штурмовку вражеских войск. Необходимо было на фанерно-перкалевом самолете с высоты 10 - 15 метров производить бомбометание и обстрел врага из пулеметно-пушечного вооружения. Враг же, защищаясь, огрызался смертельным дождем. Мне представляется, что достаточно одного удачного пистолетного выстрела и самолет будет сбит. Летчики рвались в бой. Летчики гибли в бою. Однако невосполнимые потери не были напрасными, неоправданными. Для каждого летчика, каждого воина главное было - честь. Честь, достойное имя - вот что остается в памяти потомков, переживая время. В память об этом - мои очерки об отце.

В первом ряду слева - Трушин Иван Павлович

В первом ряду слева - мой отец Трушин Иван Павлович. За ним стоит - Павловский Илья Михайлович, в конце войны удостоенный звания Героя Советского Союза. Имена остальных восстановить не удалось

 

Отца не стало в 1971 году. Очень захотелось восстановить героику тех дней, боевой путь отца, увидеть вживую исторические документы. Некоторые из его воспоминаний были мною приобщены к описаниям подвигов, указанных в наградных документах отца, что, на мой взгляд, оживило события, словно мы стали современниками.

Просматривая наградные документы, я смог частично восстановить список личного состава 659 ИАП, принимавшего участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Собирал сведения в Интернете по крупицам. Удалось найти имена 62 военнослужащих полка. Хочется выразить особую благодарность создателям общедоступного банка документов "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.", и людям, выложившим информацию о 659 ИАП в Википедии.

Война велась до последнего солдата, до последнего патрона. 659 ИАП в составе 288 ИАД участвовал в Харьковской операции 1942 года, крупном сражении Великой Отечественной войны. Наступление советских войск началось как попытка стратегического наступления, но завершилось окружением и практически полным уничтожением наступающих сил Красной армии ("операция Fredericus"). Советские потери составили 270 тыс. человек, из них 171 тыс. - безвозвратно.

После двадцати боевых дней с 15 июня 1942 года по 6 июля 1942 года 659 полк был настолько обескровлен, что его отправили в Саратов на переформирование.

В составе действующей армии 659 ИАП с 4 января 1942 по 14 мая 1945 года. На Сталинградском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах Великой Отечественной войны полк совершил 9770 боевых вылетов, сбил 372 самолета противника.

Командирами полка были: майор Караулов Григорий Алексеевич (11.1941-02.1943г.г.) и с 23.02.1943 до окончания войны Смешков Василий Мефодьевич. Войну закончили 135 военнослужащих полка, имена 115 из них установлены.

Очерки об Отце

Трушин Иван Павлович, 22.09.1918 г.р., уроженец д. Апушка, Шацкого района, Рязанской области, русский.

В авиацию попал из Железнодорожного аэроклуба Московской области.

Великую Отечественную войну1941-1945 годов встретил курсантом Армавирской военной авиационной школы пилотов (г. Армавир) Выпускник ускоренных курсов (с 05 января по 12 августа 1941 года).

С августа 1941 по август 1942 года проходил авиационную до подготовки в 20 запасном истребительном авиационном полку 3 запасной истребительной авиационной бригады Сиб.В.О. (станция Коченево, Новосибирск).

В Великой Отечественной войне участвовал 34 месяца. С 22августа 1942 по 08 августа 1943 года - командир звена связи управления 288-й истребительной авиационной дивизии для обеспечения боевой оперативной связи на Сталинградском фронте. После переформирования дивизии в Саратове назначен командиром авиационного звена истребителей. С 14 августа 1943 года по 14 мая 1945 года воевал на Юго-Западном и 3-м Украинском фронте, в составе 659-го истребительного авиационного Галацкого Краснознаменного ордена Кутузова полка 288-й дивизии 17-й воздушной армии. Летал на истребителе Як-9ф в основном на разведку противника.

Командир звена связи управления 288-й истребительной авиационной дивизии для обеспечения боевой оперативной связи за год совершил 627 самолетовылетов.

Боевые вылеты: на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, штурмовку войск противника и разведку - 135 раз

Воздушные бои: 6

Сбитые самолеты: 2 самолета противника типа МЕ-109

Штурмовка войск противника: 27 штурмовок, при этом уничтожил до 7 автомашин и 15 солдат и офицеров вермахта

Сбивали самолет отца: 4 раза (2 раза свои +2 раза немцы).

Имел одно тяжелое ранение - 02 января 1945 года и одно легкое - 24.08.1944года.

Награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями: "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За освобождение Белграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", "За оборону Сталинграда", выдано удостоверение "За участие в героической обороне Сталинграда".

Трушин Иван Павлович похоронен 09.03.1971 на ст. Вырица Ленинградской области.

 

 

Выписка из наградного листа ст. лейтенанта Трушина Ивана Павловича командира звена 659 ИАП от 14 мая 1945 года

"02.01.1945 года, выполняя задание командования по прикрытию штурмовиков Ил-2 в группе 4-х ЯК, в котором был ведущим, в районе Тата встретил 8 ме-109, которые пытались атаковать штурмовиков. Не допустив врага и расстроив его планы в этом неравном воздушном бою, тов. Трушин сбил один самолет противника и получил тяжелое ранение. Штурмовики успешно выполнили боевое задание и вернулись на свой аэродром.

За смелость и мужество, проявленные на фронте борьбы с немецкими захватчиками, произведенные 46 успешных боевых вылетов, успешное ведение разведки, сбитый один самолет противника типа МЕ-109 и получение тяжелого ранения в боях за Советскую Родину, достоин правительственной награды - ордена Отечественная Война первой степени."

Об обстоятельствах ранения в этом бою мне рассказал отец.

Воздушный бой происходил над линией фронта. С земли наши самолеты были поддержаны зенитным огнем своих войск. Как уж случилось, но самолет отца был подбит "дружественным" огнем зенитной артиллерии. Самолет стал падать. Катапульт в то время не было. Открыв фонарь и отстегнув привязные ремни, летчик выполнил маневр "горка". В верхней точке "горки", под действием центробежной силы, отец покинул кабину самолета. При этом зацепился за вертикальный руль, в результате чего левая рука была сломана в шести местах.

На этом злоключения не закончились. Так как кабины самолетов не отапливались, летчики летали в меховых комбинезонах. На ногах - унты. Перед вылетом унты привязывались к поясному ремню специальными штрипками (веревочками).

Напомню, воздушный бой происходил 2 января 1945 года, можно предположить, что Новогодние праздники на войне не отменялись. При раскрытии парашюта, из-за динамического рывка унты слетели с ног. Отец буквально остался в одних носках. До линии фронта 6 км. Положив левую руку на запястье правой руки, в котором сжимал пистолет, отец, где шагом, где бегом, стал продвигаться в сторону фронта. Отец хорошо ориентировался на местности и вышел на батарею зенитчиц, сбивших его. "Стой, немецкая гадина!" - остановил его женский окрик. Сложно представить, сколько горячих неприветливых слов было произнесено с обеих сторон. Зенитчицы доложили своему командованию о задержанном. За отцом приехала машина, доставившая его в медсанчасть полка. После этого, с переломами левой руки, обмороженными кистями, с обмороженными ступнями отец попал на излечение в 2951 Армейский авиагоспиталь, которым руководил майор медицинской службы И. Гончарж.

Лечение отца проходило сложно. Неправильно сросшиеся кости левой руки хирургам дважды пришлось ломать, чтобы обеспечить правильное сращивание и последующее выздоровление. Молодая, кареглазая дивчина Матрена Гринева помогала выхаживать раненого летчика, обрабатывала и бинтовала раны. Жизнь взяла свое. Лечение прошло удачно. Срослись кости, отступила боль, здоровье восстанавливалось. Иван и Матрена не расстались: пришла любовь, они поженились. Был май 1945 года. Победу молодая семья встречала вместе. Спустя положенные 9 месяцев, в Бухаресте, в феврале 1946 года родился сын - Трушин Владимир Иванович.

 

 

Выписка из наградного листа лейтенанта Трушина Ивана Павловича командира звена 659 ИАП от 08 августа 1943 года

"Звено связи под командованием тов. Трушина с 22.08.42г. и по настоящее время на боевую оперативную связь, в сложных условиях боевой обстановки, произвело 1016 самолетовылетов, без единого случая задержки или срыва в доставке боевых распоряжений подчиненным частям.

Лично сам тов. Трушин, как командир звена, имеет 627 самолетовылетов, он, не считаясь со временем дня и ночи, всегда готов для доставки того или иного боевого распоряжения как подчиненным частям, а также и вышестоящим штабным соединениям.

Тов. Трушин своей повседневной работой на боевую оперативную связь содействовал боевым частям дивизии в быстрейшем разгроме немецких полчищ, в этом его большая заслуга.

За проявленное мужество, самоотверженный труд при выполнении боевой оперативной связи, достоин правительственной награды орденом "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА".

Для управления подчиненными полками 288-й Истребительной авиационной дивизии 17-й Воздушной армии, использовалось звено связи, в которое, после окончания учебы в 20-ом запасном авиационном полку на ст. Кочнево, Новосибирской области, был откомандирован отец. Задача летчиков звена состояла в доставке боевых распоряжений и отчетов командиров полков с мест, и отчетов старшему начальнику. Эту работу выполняли летчики на самолете По-2 (в народе "Кукурузник"). Им приходилось взлетать и садиться на неподготовленные площадки в любое время суток. Самолет не был подготовлен для воздушного боя, был легкой мишенью для немецких летчиков. Как рассказывал отец, летать приходилось на малой высоте, буквально цепляясь шасси за верхушки деревьев. Но и это не всегда спасало. Самолет отца немцы сбивали дважды. На выполнение боевой оперативной связи с 22 августа 1942 года по 8 августа 1943 года отец совершил 627 самолетовылетов. Получается, что за сутки совершал по 2 вылета. И это на Сталинградском фронте, где у немцев было трех кратное преимущество в самолетах!

 

 

Выписка из наградного листа ст. лейтенанта Трушина Ивана Павловича командира звена 659 ИАП от 28 августа 1944 года

"Участвуя в операции по прорыву линии обороны противника в районе нижнего течения р. Днестр, проявил себя мужественным, бесстрашным летчиком-истребителем неутомимым разведчиком, способным выполнить любое задание, поставленное командованием. В период операции произвел 14 успешных боевых вылетов на разведку войск противника, из них со штурмовкой - 8, уничтожив до 6 автомашин противника.

За успешное ведение разведки в период операции и добытые при этом важные сведения, произведенные 27 успешных боевых вылетов, из них 14 на разведку войск и аэродромов противника, проведенные 8 штурмовок и уничтожение 6 автомашин противника, достоин правительственной награды - ордена "Красное Знамя".

Фраза из наградного листа - "Неутомимым разведчиком" скрывает факт собственно из-за чего отец был награжден орденом "Красное Знамя". Из рассказа отца, следовало что, выполняя разведывательный полет, он обнаружил в одной из балок скопление до 20 немецких танков. Связавшись по рации с командованием и доложив обстановку он, корректируя огонь артиллерии, сопровождал уничтожение этой группы танков.

Будучи пилотом, а впоследствии и командиром звена управления 288 ИАД, отец обрел навык отлично ориентироваться в воздухе в любых погодных условиях. По его рассказам, при передислокации полка отца всегда назначали ведущим полка. И это умение сохранилось на последующие годы. Спустя много лет (1957-1960 гг) наша семья жила в Анучинском районе Приморского края. Время для страны и нашей семьи было непростым. Чтобы пополнить семейный бюджет, отец брал меня с собой в тайгу для поиска знаменитого корня женьшень. Уходили в тайгу на 3-5 дней. И ни разу не блудили, потеряв направление движения.

 

 

Выписка из наградного листа лейтенанта Трушина Ивана Павловича командира звена 659 ИАП от 17 мая 1944 года

"Участвуя в Отечественной войне в составе 659 ИАП за период с 14 августа 1943 года по настоящее время лично произвел 62 успешных боевых вылета на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и разведку. В проведенных воздушных боях сбил лично 1 самолет противника.

Мужественный, смелый летчик - истребитель, всегда готов на выполнение любого задания командования. Горит желанием скорее разбить ненавистных захватчиков.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, произведенные 62 успешных боевых вылета, сбитый лично 1 самолет противника, смелость и мужество, проявленное в воздушных боях, достоин правительственной награды - ордена КРАСНОЕ ЗНАМЯ".

В наградных документах, в соответствии с существующей практикой, не принято писать о промахах и ошибках, совершаемых награждаемыми. Для этого существуют другие процедуры воспитания и обучения. Об одном из казусов войны, в частности, обстоятельствах, при которых был сбит самолёт отца, да еще и "дружественным" огнем, поведал мне отец.

Был у него фронтовой друг, ведомый, по имени Сеня (Предполагаю, Никитин Семен Никитович, 1921р.) Основная задача ведомого - прикрытие самолета ведущего пилота со стороны задней полусферы.

Во время одного из воздушных боев отец обнаруживает, что у него "на хвосте" висит немецкий самолет, который вот-вот откроет огонь на поражение. Времени на раздумывание и ожидание помощи от ведомого категорически нет. Для спасения отец, по его словам, "открывает воздушные щитки". В результате самолет резко теряет скорость и немецкий самолет на скорости пролетает вперед, обгоняя самолет отца. Ну вот, кажется, и пришло спасение. Но в это время в сценарий боя наконец-то вмешивается ведомый Сеня. Исправляя ошибку, по прикрытию самолета отца, он сблизился с вражеским самолетом для поражения. В горячке боя, не отследив маневр отца по сбросу скорости, Сеня по ошибке берет в прицел своего пулемета не врага, а самолет отца. Пулеметная очередь точно легла в самолет. Отец покидает кабину подбитого Сеней самолета. Сеня сопровождает его до земли. Приземление, к счастью, происходит на территории, занятой своими войсками.

Уж какие объяснения и разборки были друг с другом и командованием мне неизвестно.

Инструктор Чугуевского училища лейтенант Романенко И.И.

Отец слева. Полагаю, справа - ведомый Сеня

 

 

 

 

 

 

  • Полеты в бессмертие

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.