Посвящается моему отцу – ветерану войны,

орденоносцу, Генерал-лейтенанту авиации

Малиновскому Николаю Филипповичу

 
 
 
 
 
 

«Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей,

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.»

Державин. «Река времен»

 
 
 
 
 
 
 
 

958 Рижский штурмовой авиационный полк

958 штурмовой авиационный полк (шап) был сформирован 7 июля 1943 года и вошел в состав 281 штурмовой авиационной дивизии (шад) 14 воздушной армии (ВА), а с 13 января 1944 года по 26 ноября 1944 года - в состав 280 смешанной авиационной дивизии. Участие в операциях и битвах: Мгинская наступательная операция — с 22 июля 1943 года по 22 августа 1943 года; Новгородско-Лужская операция – с 14 января 1944 года по 15 февраля 1944 года; Ленинградско-Новгородская операция – с 14 января 1944 года по 1 марта 1944 года; Псковско-Островская операция – с 17 июля 1944 года по 31 июля 1944 года; Тартуская операция – с 10 августа 1944 года по 6 сентября 1944 года; Рижская операция – с 14 сентября 1944 года по 22 октября 1944 года. Приказом НКО №0353 от 31 октября 1944 года на основании Приказа ВГК №196 от 13 октября 1944 года 958-му штурмовому авиационному полку присвоено почётное наименование «Рижский». Условное наименование - войсковая часть полевая почта 26341.

 

Летный
состав 958 штурмового авиационного полка, октябрь 1944 г.

Летный состав 958 штурмового авиационного полка, октябрь 1944 г.

 

Бессменным командиром полка с момента его образования был майор Ярошенко Всеволод Васильевич, начальником штаба с октября 1943 года майор Марченко Василий Васильевич. Трое воспитанников полка были удостоены звания Героя Советского Союза: Кабишев Борис Дмитриевич, старший лейтенант, командир эскадрильи; Мейлус Иван Игнатьевич, капитан, штурман; Никитенко Николай Михайлович, младший лейтенант, командир звена. Все трое получили это высокое звание одним указом 23 февраля 1945 года.

Двое ветеранов полка продолжили службу в рядах ВС СССР и стали генерал-лейтенантами авиации: Кабишев Б.Д. до 1980 г. заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны по боевой подготовке (умер в 1998 г.) и Малиновский Николай Филиппович заместитель командующего Дальней Авиации – начальник политотдела, с 1985 года в отставке (умер в 1985 г.).

26 ноября 1944 года полк выведен из состава действующей армии и приступил к переучиванию на самолеты «Ил-10». Расформирован полк в июле 1946 года.

Боевой и численный состав 958 шап:

По состоянию на 22.07.1943 года штат 958 шап (в соответствии с боевыми донесениями 281 шад) состоял из: командования (командир, штаб, начальники служб, партийный аппарат), трех авиационных эскадрилий и авиационного звена управления полка. Всего личного состава – 146 чел., из них: начальствующего – 33 чел., младшего – 95 чел., рядового состава – 18 чел. Полк с 7.7. по 11.8.1943 г. располагался на аэродроме возле деревни Уродов Остров.

В большинстве своем полк был сформирован из летчиков-штурмовиков, окончивших в марте 1943 года Тамбовскую школу летчиков, летчиков 448 шап, а также других частей и подразделений 14 ВА.

Боевых самолетов (Ил-2) – 30 и один самолет связи УИл-2.

Авиационные эскадрильи (в полку три) состояли из: командира эскадрильи, военного комиссара (политрука), заместителя командира эскадрильи он же штурман, адьютанта. Всего их в полку было – 12 чел.

 

Личный состав 1-ой авиаэскадрильи 958 шап, май 1944 г.

Личный состав 1-ой авиаэскадрильи 958 шап, май 1944 г. Стоят: пятый справа – командир полка майор Ярошенко В.В., последний – лейтенант Мейлус И.Г.; лежат: третий слева – лейтенант Малиновский Н.Ф., седьмой – лейтенант Кабишев Б.Д., восьмой – младший лейтенант Никитенко Н.М.

 

Авиационные звенья (в полку их шесть): командир звена, старший летчик и летчик. Всего в полку 20 чел.

В экипаж самолета входило два человека – летчик и воздушный стрелок. Кроме того, самолет обслуживают авиамеханик, авиамоторист, авиаоружейник. Все вместе они составляют боевой расчет, которым командует командир экипажа, обычно летчик младший лейтенант. Командир экипажа отвечает за воспитание своих подчиненных, за их боевую и политическую подготовку. В звене и эскадрильи имеются еще и узкие технические специалисты: по радио, по приборам и по другому спецоборудованию. Во главе технического состава звена стоит техник, обычно техник-лейтенант. Во главе технического состава эскадрильи стоит авиаинженер, обычно старший техник-лейтенант. Всего, вместе с летно-подъемным и техническим составом в авиационной эскадрильи насчитывается около 80 человек личного состава, в распоряжении которых находится, как правило, 12 боевых самолетов Ил-2.

Техники 958 шап готовят самолет к боевому вылету, июнь 1944 г.

Техники 958 шап готовят самолет к боевому вылету, июнь 1944 г.

Кроме техническо-эксплуатационной службы полк обслуживался 66-м батальоном аэродромного обслуживания (бао) 10-го района авиабазирования.Батальон представлял собой отдельную авиационно-техническую часть, предназначенную для непосредственного обеспечения боевых действий одного — двух авиационных полков (в зависимости от расположения аэродромов базирования). Командир батальона подчинялся непосредственно командиру авиационной базы, а в оперативном отношении — командиру полка.

Так на Волховском фронте в батальонах аэродромного обслуживания были созданы отделы: технический, продовольственный, финансовый, вещевой, метеостанция, АХО (административно-хозяйственный отдел). Также были созданы: медицинская часть, ПВО (противовоздушная оборона), клуб, прачечная, кухня и роты: связи, аэродромная, авторота, прожекторная и другие. Батальоны создавались для полного и непосредственного обеспечения аэродромов в зависимости от их классификации и типов эксплуатируемых и принимаемых самолетов. Военнослужащие батальонов аэродромного обслуживания заправляли самолеты топливом и маслами, боекомплектом, производили ремонт и покраску самолетов, ремонт оборудования и вооружения.В городе Малая Вишера дислоцировалась и 725-я подвижная авиационная ремонтная мастерская.

Медицинская служба батальонов аэродромного обслуживания располагала только медицинскими пунктами (амбулаториями) с войсковыми лазаретами на 10-15 коек, которые были развернуты в 1,5-2 километрах от аэродрома, в районах расположения основных подразделений БАО. Во время полетов и работы на аэродроме находился дежурный фельдшер или медицинская сестра с санитарной или с приспособленной для перевозки раненых и больных грузовой автомашиной, оснащенной медицинским имуществом для оказания доврачебной помощи на месте.

Общая численность личного состава 66 бао составляла 367 чел., из них: офицеров – 44, сержантов – 62, рядовых – 215, вольнонаемных – 46 чел. Всего в батальоне было 52 единицы техники, включая грузовики, заправщики и легкие трактора.

Боевое применение

Первые же дни участия 958 шап в боевых действиях в ходе Мгинской операции (22.07. – 22.08.1943 г.) показали ряд существенных недостатков в организационном и практическом плане:

Во-первых, работающая с перебоями, а в ряде случаев, и полное отсутствие радиосвязи;

Во-вторых, слабая предполетная подготовка летного состава, связанная с практическим отсутствием учебно-боевой подготовки;

В-третьих, отсутствие навыков ведения боевых действий, особенно в боевом/лётном слаживании. Большинство летчиков (около 80%) не имели опыта боевых вылетов;

В-четвертых, устаревшая тактика применения самолетов Ил-2, не учитывающая реальную обстановку в ходе проведения фронтовой операции.

Вот что об этом написал в своих воспоминаниях И.И. Пстыго, Герой Советского Союза и маршал авиации, а в 1941 году еще просто летчик-штурмовик: «В начале войны мы оказались один на один с этим самолетом и с этим родом авиации. Меня могут опровергнуть, но у нас в полку и в дивизии до середины 1942 года не было не только руководства по боевому применению самолета Ил-2, но даже инструкции по технике пилотирования. В этом не был повинен конструктор, это была вина службы боевой подготовки ВВС. Положение в частях сложилось не из легких. Раз нет этих основных документов, то летай и воюй, как умеешь. Самолет был достаточно простым, и летчики летали. Если бы это был сложный самолет, никто бы не полетел, предварительно не изучив инструкцию. Но от этой свободы нам было совсем не просто. Очень много частных вопросов и основательных проблем тактики нам пришлось решать самостоятельно. Во-первых, как строить боевые порядки звеньев, эскадрилий и полков? До сих пор звенья были из трех самолетов, и в воздухе они ходили строем «клин». Такой боевой порядок был подобен самоубийству. При маневрировании крайние самолеты часто «вываливались» из строя и становились легкой добычей «мессершмиттов». Во-вторых, как и с каких высот можно наиболее успешно атаковать цель, в какой последовательности применять весь арсенал оружия, как маневрировать перед выходом на цель и при уходе от нее?» И еще: «Тактика, как наука боя вновь созданного самолета и новой штурмовой авиации, рождалась в тяжелых боях первых месяцев войны. Ценой огромных потерь наши летчики-штурмовики по крупицам искали и обобщали элементы этой новой для себя тактики, учились воевать, и экзаменатором у них был жестокий противник».

Несмотря на то, что командиром вновь сформированного полка был назначен опытный летчик кавалер «Ордена Ленина» (1941 г.) майор Ярошенко В.В., отличившийся в начальный период войны в бомбардировочной авиации, в штабной работе были допущены существенные ошибки и просчеты.

Результатом этих трагических просчетов явилась потеря в первый месяц боевых действий почти трети личного состава и боевых самолетов.

В первые же месяцы погиб командир эскадрильи лейтенант Ермаков Василий Иванович, три заместителя командиров эскадрилий лейтенанты Семченков Василий Иванович и Барсуков Георгий Борисович, старший лейтенант Асмаев Андрей Никитич, старший летчик младший лейтенант Домарацкий Глеб Николаевич, командир звена старший лейтенант Леженин Андрей Андреевич и четыре летчика: младшие лейтенанты Заярный Семен Григорьевич, Кузнецов Иван Михайловичи Парай Юрий Петрович, а также лейтенант Кузьминский Григорий Корнеевич. Кроме того, среди погибших и не вернувшихся с задания числятся 9 воздушных стрелков: старшие сержанты Алексеенко, Артеменко Иван Павлович, Архипов Александр Михайлович, Рябоконь Александр Тихонович, Себелев Михаил Васильевич и сержанты Ермолаев Дмитрий Григорьевич, Мазурин Василий Андреевич, Путятин Андрей Анатольевич и Широков Владимир Иванович.

Всего же 281 шад было потеряно в ходе Мгинской операции: боевых самолетов 47 (5 – от истребителей противника, 21 – от зенитный артиллерии, 11 – не вернулись с боевого задания, 2 – от катастрофы, 8 – от аварий), летчиков – 27 чел., воздушных стрелков - 16 чел.

К концу второго месяца боевых действий полк уже насчитывал 23 боевых самолета и был перебазирован на аэродром Б. Заборье (21.09.1943 г.).

В августе 1943 года был отстранен от должности начальник штаба полка майор Белявский и еще ряд оперативных офицеров, что потребовало от руководства полка осуществления ряда реорганизационных мероприятий. Была также усилена учебно-боевая и штурманская деятельность.

А с приходом в октябре 1943 года нового начальника штаба майора Марченко Василия Васильевича (бывшего начальника штаба смешанного авиаполка) летно-боевая подготовка летчиков полка резко изменилась.

К осени 1943 года в полку образовалась группа летчиков, которая благодаря своей отваге и самоотверженности образовала некий костяк, на боевой опыт которого ориентировались все остальные. Они в среднем осуществили по 12-15 боевых вылетов и были первыми представлены к награждению орденом «Красная Звезда» (5.11.1943 г.). Это младшие лейтенанты: командир звена Малиновский Н.Ф. и старшие летчики Антонов А.Ф., Волчок А.И., Кабишев Б.Д. и Фурсов Н.П.

Антонов А.Ф.

Антонов А.Ф.

В наградных документах на младшего лейтенанта Антонова А.Ф. сказано: «… на фронте с 7.7.1943 г. За этот период осуществил 15 успешных боевых вылетов. 25.7.43 г., выполняя боевое задание по уничтожению арт. позиций в р-не ВОРОНОВО, сброшенными бомбами с высоты 250 мет. подавил огонь батареи ПА; последующими заходами на цель пулеметно-пушечным огнем эффективно обстрелял живую силу пр-ка. 3.9.43 г., выполняя боевое задание по штурмовке автоколонны на шоссейной дороге СОЛОГУБОВКА-ПЕТРОВО, идя ведомым в группе с двух заходов сброшенными бомбами и снарядами РС уничтожил 7 автомашин с войсками и грузом. Результат штурмовки подтвержден фотоснимками».

Кабишев Б.Д.

Кабишев Б.Д.

Особо отличился и младший лейтенант Кабишев Б.Д.: «… совершил 13 успешных боевых вылетов… 10.9.43 г. На боевое задание летал ведущим пары в группе 4 самолетов. Задание: нанести штурмовой удар по эшелону цистерн с горючим в р-не КИРИШИ. …Кабишев, преодолевая сильный заградительный огонь ЗА пр-ка, метко сброшенными по цели бомбами и снарядами РС создал 8 очагов пожара, что подтверждено истребителями прикрытия и командованием наземных войск. …Кабишев все задания, не описанные здесь, благодаря высокому летному мастерству, выполнял успешно…».

Малиновский Н.Ф.

Малиновский Н.Ф.

Успешно воевал и его однокашник по Тамбовской школе летчиков младший лейтенант Малиновский Н.Ф.: «… совершил 12 боевых вылетов. Молодой, бесстрашный летчик, своими меткими ударами по врагу заслужил звание мастера штурмовых ударов. 25.7.43 г. На боевое задание летал ведущим пары в группе 4 самолетов. Задача: нанести удар по арт. и минометным позициям пр-ка. В р-не цели противник вел сильный огонь из всех средств ПВО. Преодолевая заградительный огонь пр-ка, … Малиновскийсо своим ведомым сделал 3 захода. Метко сброшенными бомбами взорвал склад боеприпасов, вызвал три очага пожара, что подтверждено экипажами группы. В этот же день … в районе зап. ВОРОНОВО, … летал ведущим пары в группе 6 самолетов. Умело применяя противозенитный маневр, со своим ведомым вышел на цель и с высоты 350 мет. Метко сброшенными бомбами уничтожил два орудия ПА, взорвал склад с боеприпасами».

Полк был перебазирован на аэродром Мал. Вишера (южный).

 

Аэродром Мал. Вишеры (южный)

Аэродром Мал. Вишеры (южный). Трофейный немецкий снимок

 

27.10.1943 г. аэродром базирования полка в Мал. Вишерах был трижды в течение дня подвергнут авиационной атаке противника, в ходе которой было сожжено два и повреждено 9 самолетов Ил-2, повреждены две машины ПАРМ, сожжен склад ГСМ и ВМЗ, убито 3 человека (два из бао и сержант механик полка Попов Иван Кузьмич), ранено 4 военнослужащих 958 шап.

2.11.1943 г. полк 13-ю оставшимися самолетами был перебазирован на аэродром Городна. С этого момента началось переформирование полка. Обновлялся летный состав, пополнялся боевой состав.

В полк также прибыл опытный летчик старший лейтенант Мейлус Иван Игнатьевич, за плечами которого уже было 93 боевых вылета на самолете Су-2 в составе 209 ближнебомбардировочного авиационного полка. Весной 1943 г. в связи с отсутствием самолетов Су-2 он прошел переподготовку в 16-ом учебно-тренировочном авиационном полку на Ил-2.

Таким образом, к 24.12.1943 г. 958 шап насчитывал 23 самолета Ил-2 и 29 подготовленных экипажей. Всего было проведено более 380 часов учебных занятий.

Летный состав проходил подготовку по следующим дисциплинам: марксистско-ленинская подготовка, тактика, штурманская, бомбардировочная, воздушно-стрелковая, техническая подготовка, связь, метеоподготовка, санитарная, химическая и физическая подготовка, воздушная разведка и практическая отработка плана боевых тревог. Кроме того, 22-23.12.1943 г. была проведены дивизионные конференции по обобщению и обмену опытом боевой работы. Воздушные стрелки проходили обучение совместно с летным составом.

 

Летный состав и воздушные стрелки 1-й авиаэскадрильи проводят занятия

Летный состав и воздушные стрелки 1-й авиаэскадрильи проводят занятия по бомбардировочной подготовке, ноябрь 1943 г.

 

Технический состав в своей подготовке уделял больше внимание уходу за техникой в осенне-зимний период и изучению материальной части Ил-2.

13 января 1944 года полк в полном составе был передан 280 смешанной авиационной дивизии и сразу принял участие в Новгородско-Лужской операции (с 14.01. по 15 .02.1944 г.).

В ходе войны совершенствовались тактика штурмовиков и способы формирования штурмовых авиаполков. Уровень боевой подготовки летчиков заметно вырос. Улучшилось взаимодействие штурмовиков как с наземными войсками, так и с истребителями прикрытия. В 1944 году авиаполки Ил-2 уже редко действовали малыми группами, а перешли к нанесению сосредоточенных массированных ударов. Этим обеспечивалось уверенное поражение цели и возможность подавления зенитных батарей противника. Для концентрации ударной силы штурмовой авиации задействовались большие группы самолетов – полки и дивизии. К 1944 году изменился состав штурмовых эскадрилий. Теперь в них входили три звена по четыре Ил-2. Звенья летали боевым порядком «пеленг», а полеты эскадрилий и полков осуществлялись «змейкой» звеньев, где каждое последующее звено летело ниже предыдущего, защищая его снизу.

Появились также смешанные авиадивизии, которые состояли изистребительно-штурмовых и истребительно-бомбардировочных полков.Действия штурмовиков в Новгородско-Лужской операции в целом были успешны. Но победы все еще доставались дорогой ценой. За два месяца боевых действий потери 958 шап составили семь летчиков: командиры эскадрильи капитан Боев Дмитрий Никитич и лейтенант Ермаков Василий Иванович, зам командира эскадрильи лейтенант Зобов Алексей Георгиевич, старшие летчики лейтенанты Гаврилов Семен Семенович и Леоненко Степан Андреевич, летчики лейтенанты Волынкин Михаил Андреевич, Казаков Иван Авксентьевич и младший лейтенант Морозов Константин Михайлович. Среди погибших и семь воздушных стрелков: старшие сержанты Алексеев Анатолий Георгиевич, Давыдов Алексей Федорович, Евтух Григорий Иванович, Михайлец Григорий Федорович, Рафиенко Федор Иванович, Ржевский Петр Антонович и Сазонов Александр Дмитриевич.

К 1944 году взаимодействие штурмовиков с истребителями прикрытия стало более разнообразным. Одни группы истребителей «расчищали дорогу» перед штурмовиками, другие прикрывали их над целью и на обратном пути. Сами летчики-штурмовики стали увереннее чувствовать себя в воздухе. Они уже не разбегались в разные стороны при виде немецких истребителей, становясь их легкой добычей, а строились в оборонительный крут и вступали в бой с противником, нередко нанося ему ощутимый урон. Летчики стали более наглее вести себя в воздушном пространстве, отвоевывая и завоевывая себе полное господство. Таким образом, потери Ил-2 снижались, а боевая эффективность возрастала.

Боевое сопровождение 958 шап, как правило, осуществляли летчики истребители 845-го истребительного авиационногополка 269 иад (командир полка – капитан Макаров Н.С.). На начальном этапе операции были отмечены недостатки в организации взаимодействия: не выдерживался утвержденный график взаимодействия между авиадивизиями, отмечались случаи, когда группы штурмовиков приходили не на тот аэродром; в ходе меняющейся обстановки, изменялись и цели для штурмовки о чем не ставились в известность истребительные полки; иногда время вылетов штурмовиков не сообщалось, что затрудняло работу летчиков истребителей, вынужденных по нескольку часов дежурить в самолетах и приводило к ненужному хождению штурмовиков возле аэродрома истребителей, особенно в зимний период, когда для запуска и прогрева двигателя Як-9 требовалось до 5 минут; иногда экипажи штурмовиков не выходили на связи с экипажами истребителей.К весне 1944 г. организация взаимодействия, благодаря действию штабов авиадивизий заметно улучшилась.

Активная оборона аэродромов осуществлялась двумя полками ПВО (1606, командир подполковник Подольский П.Е. и 1607, командир подполковник Минченков П.Г.). Было также создано в рамках 14 ВА 12 ложных аэродромов.

 

Летный состав и воздушные стрелки авиационного звена 1-й авиаэскадрильи

Летный состав и воздушные стрелки авиационного звена 1-й авиаэскадрильи готовятся к боевому вылету, январь 1944 г.

 

На март-апрель 1944 г. Полк насчитывал 8 готовых к боевому применению Ил-2 и 17 боевых экипажей.

Перед полком стояли задачи по: ведению разведки в районе Псков, Петсери, Тарту, Валга; уничтожению техники и живой силы противника в этих районах, железнодорожных эшелонов на станциях и перегонах; авиации на аэродромах в Петсери и Тарту; опорных пунктов и батарей противника в этом районе.

Дивизии и полку противостояла значительная группировка авиации противника. Всего около 270 самолетов, значительную часть из которых более 40 самолетов были Ме-109.

В тактике действий летчиков полка появились и свои новаторские изменения – вылет, как правило, осуществляли двумя парами «охотников».В Боевых донесениях 280 сад указывалось, что: «Бомбардировочно-штурмовые действия на самолетах Ил-2 производились четверками и шестерками в строю левый или правый пеленг в зависимости в зависимости от разворота после обработки цели. Атака цели производилась по парно или по одному в зависимости от воздушной обстановки и насыщенности района действий зенитными средствами противника. Основным строем являлся пеленг пар. Первым заходом сбрасываются бомбы, последующими заходами цель обстреливается РС и пулеметно-пушечным огнем. Бомбометание при высоте свыше 350 метров производилось с планирования под углом 20-25 градусов. Сбрасывание бомб на выходе из планирования. При облачности ниже 300 метров бомбардирование цели производилось с горизонтального полета. Атака цели пулеметно-пушечным огнем практиковалась парами, с замкнутого круга по одному, с разных направлений по одному, огонь открывался на короткой дистанции. Уход от атакуемой цели штурмовики производили на повышенной скорости и в сторону солнца в ясный день и в пасмурные дни переходом на бреющий полет на большие лесные массивы или на болото, где у противника отсутствовала противовоздушная оборона.».

 

Боевой листок 958 шап

Боевой листок 958 шап: «Мастера штурмовых ударов», слева направо фотографии лейтенанта Антонова А.Ф., Кабишева Б.Д., старшего лейтенанта Мейлус И.И. и лейтенанта Малиновского Н.Ф., с фотофиксацией их боевого опыта, март 1944 г.

 

Основными мастерами подобной тактики боя в 958 шап стали: старший лейтенант Мейлус И.И., лейтенанты Антонов А.Ф., Кабишев Б.Д. и Малиновский А.Н. Их постоянно приводили в пример, а их боевые вылеты подробно описывались в Боевых донесениях 280 сад и 14 ВА.

К сожалению, были и непоправимые потери. Так, 23.03.44 г. пара Ил-2 по командованием Мейлус И.И., под прикрытием четверки Як-7 сбросила бомбы по стоянке самолетов противника на аэродроме Парканова. При возвращении столкнулась с группой в 30 самолетов Ю-87, действующих под прикрытием истребителей. Четверка Як-7 завязала с истребителями прикрытия противника воздушный бой. Была атакована и пара Ил-2. Старший лейтенант Мейлус с повреждениями и раненым воздушным стрелком долетел до своего аэродрома, а ведомый младший лейтенант Фурсов Николай Павлович с воздушным стрелком Кормаковым Иваном Васильевичем были сбиты самолетами противника в районе населенного пункта Кривска.

 

Боевые товарищи по 1-ой авиаэскадрильи прощаются с младшим лейтенантом
Фурсовым Н.П. и старшим сержантом Кормаковым И.В.

Боевые товарищи по 1-ой авиаэскадрильи прощаются с младшим лейтенантом Фурсовым Н.П. и старшим сержантом Кормаковым И.В. справа от могила стоит лейтенант Малиновский Н.Ф., март 1944 г.

 

Успешное продвижение войск Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов на Псковском направлении и выход их к псковско-островскому укрепленному рубежу противника создали условия для освобождения Прибалтийских республик. 21 апреля 1944 г. решением Ставки был образован 3-й Прибалтийский фронт, в состав которого вошла 14 ВА и соответственно 280 сад с 958 шап.В двадцатых числах апреля все соединения и части, ранее переданные в состав 13-й воздушной армии, кроме 281-й штурмовой авиадивизии, были возвращены в 14 воздушную армию.

В апреле 1944 года 18 экипажей полка убыли в г. Куйбышев за получением новых самолетов и 9 мая 1944 года осуществили обратный перелет по маршруту: Куйбышев-Рассказово-Тамбов-Тула-Кубинка-Хатилово-Городец, общим протяжением 1 600 км. Перелет был завершен без единого происшествия. Командовал перелетом опытный летчик командир эскадрильи капитан Лякишев В.И., который в составе полка провел эту операцию трижды.

 

Летные экипажи 958 шап на перелете из г. Куйбышева, май 1944 г.

Летные экипажи 958 шап на перелете из г. Куйбышева, май 1944 г.

 

Таким образом, полк получил новые усовершенствованные самолеты Ил-2.Он удачно совмещал качества, необходимые для поля боя, являлся и штурмовиком, и легким бомбардировщиком, и тяжелым истребителем, способным вести бой с бомбардировщиками и уничтожать транспортные самолеты. Наземные цели во время штурмовок атаковывались с планирования или с пологого пикирования, при этом летчик в зависимости от варианта машины мог использовать две пушки калибром от 23 (ВЯ) до 37 (ОКБ 16) мм и два пулемета ШКАС. Все пушки имели высокую скорострельность и по тактико техническим характеристикам превосходили лучшие зарубежные образцы.

Снаряды этих пушек при стрельбе по воздушным и наземным целям обладали большой разрушительной силой. Снаряд 37 миллиметровки весил почти 750 граммов. Достаточно было одного двух попаданий, чтобы, скажем, «юнкерс» буквально рассыпался. ШКАС имел скорострельность 1800 выстрелов в минуту. Такой скорострельности не имел ни один иностранный образец. Лучшие из них делали не более 1200 выстрелов в минуту.

Помимо пушечно пулеметного огня, летчик Ил 2 при штурмовке мог использовать реактивные снаряды. Бомбовая нагрузка достигала 600 кг. Бомбометание выполнялось с пикирования или горизонтального полета. Самолет мог брать выливные авиаприборы – ВАПы, снаряжавшиеся фосфором. Для обороны задней полусферы воздушный стрелок имел крупнокалиберный пулемет УБТ. К концу войны на некоторых самолетах вместо пулемета устанавливалась 20 мм пушка Б 20. Жизненно важные части самолета бронировались удобообтекаемой бронезащитой, закрывавшей двигатель, водомаслорадиаторы, летчика, топливные баки и частично воздушного стрелка.

Наиболее толстой броней защищался задний топливный бак. В целом ее толщина составляла от 6 до 12 мм. Кабина летчика, кроме боковых передних откидных щек фонаря, имела пулестойкое бронестекло. Фонарь кабины был также бронирован. Такой мощной защиты не имел ни один самолет в мире. На Ил 2 стоял мотор Микулина АМ 38Ф, развивавший мощность до 1750 л.с.

К маю-июню 1944 года прибыло и пополнение летчиков и воздушных стрелков. Среди них летчики: младшие лейтенанты Галкин А.В., Евтушенко Г.Г., Коробов Н.С., Королев В.Н., Можаев А.М., Титов В.Я., капитан Грачев К.В. и другие.

Псковско-Островская операция. Перед армией стояла задача - содействовать войскам фронта в прорыве мощного рубежа обороны "Пантера" на реке Великая, южнее Острова, и в дальнейшем их продвижении вперед, а также прикрыть ударную группировку войск фронта и вести разведку войск противника в полосе наступления и в тылу противника. В частях армии развернулась напряженная работа. Партийно-политический аппарат соединений и частей разъяснял, как надо относиться к местному населению Прибалтийских республик, которое за время трехлетней фашистской оккупации было отравлено антисоветской агитацией.

12 июля 1944 г. полк был перебазирован с аэродрома Гривочки на аэродром Старина (10 км южнее Карамышево).

17 июля 1944 г. войска фронта перешли в наступление, прорвали сильно укрепленный рубеж обороны противника южнее Острова, форсировали реку Великая и за два дня упорных боев продвинулись вперед до 40 километров, расширив прорыв до 70 километров, 21 июля освободили Остров, а 23 июля - Псков. Действия авиации были успешными.

В этот же день героический подвиг совершил экипаж штурмовика в составе младшего лейтенанта Никифора Николаевича Чернявского и ефрейтора Николая Ивановича Попова. По примеру экипажа Николая Гастелло Чернявский направил горящий Ил-2 в колонну фашистских автомашин и танков. Летчик и воздушный стрелок погибли.

К великому сожалению, в Псковско-Островской операции погибло еще девять летчиков: командиры эскадрильи капитан Лякишев Василий Иосифович и старший лейтенант Сухорученко Михаил Варфоломеевич, лейтенанты Брославский Самуил Фроимович, Митрофанов Николай Васильевич и Шеин Александр Иванович, а также младшие лейтенанты Афонин Валентин Алексеевич, Камышанский Василий Денисович, Лагоднюк Александр Игнатович и Шайдаков Иван Яковлевич.

Это были последние серьезные потери в составе полка. В сентябре 1944 года, выполняя свой служебный долг, погибли летчики: лейтенант Кадыгров Леонид Максимович, младший лейтенант Поляков Александр Васильевич и сержант Винокуров Виктор Васильевич, а в октябре этого же года: лейтенант Василенков Павел Григорьевич, младшие лейтенанты Волчек Анатолий Иванович и Ермолин Анатолий Васильевич, а также сержант Юдинцев Александр Михайлович.

 

Боевой инструктаж экипажей группы 4 Ил-2 958 шап, лето 1944 г.

Боевой инструктаж экипажей группы 4 Ил-2 958 шап, лето 1944 г.

 

Продолжая развивать наступление, войска фронта, вступив на территорию Эстонской и Латвийской республик, к 1 августа подошли к рубежу обороны противника "Мариенбург", где и были остановлены войсками 18-й армии противника. Не прерывая боевых действий, фронт начал подготовку к Тартуской операции. Авиация фронта проводила систематическую разведку фашистских войск и аэрофотосъемку вражеской обороны на участках прорыва, подавляла и уничтожала артиллерию противника. В целях маскировки полеты проводились только по приказанию командующего воздушной армией.

958 шап был перебазирован 8 августа сначала с аэродрома Старина на Подосье, а затем 28 августа с Подосье на аэродром Тона.

 

Построение полка на аэродроме Тона, август 1944 г.

Построение полка на аэродроме Тона, август 1944 г.

 

 

Боевой листок 958 шап

Боевой листок 958 шап: «Отважные летчики-штурмовики». К сожалению, двое из них: Василенков П.Г. и Поляков А.В. погибли буквально через несколько недель после публикации этого листка, сентябрь 1944 г.

 

Тартуская операция. К началу этой операции вся авиация была перебазирована на ближайшие к линии фронта аэродромы, в районы Пскова и Острова, удаление которых составляло для истребителей и штурмовиков 30-50 километров, для бомбардировщиков-80 километров.В наступательных боях экипажи 958 шап совершали по 50-70 вылетов в сутки, показывая высокие морально-боевые качества, ненависть к врагу и презрение к смерти.

Особенностью действий противника в этот период было усиление авиационной группировки за счет переброски части авиации из Италии, Финляндии и Германии. На период начала операции у противника имелось значительное превосходство самолетов, где-то примерно 2:1. Бомбардировочная авиация противника действовала группами в составе от 6 до 30 Ю-87, под прикрытием 4-12 самолетов ФВ-190 и МЕ-109.

После значительных потерь немецкое командование все в большем количестве в качестве бомбардировщиков стали использовать истребители ФВ-190. Всего, только за август 1944 г. истребителями и штурмовиками 14 ВА было проведено более 160 воздушных боев, в ходе которых было сбито более 200 ФВ-190, 27 Ю-87 и уничтожено на аэродромах 9 самолетов.

Советские летчики стали более грамотными и подготовленными к тактическому изменению обстановки, стали продумывать заранее и готовить еще на земле стратегию воздушного боя. Поэтому, зачастую, при встрече с нашими истребителями и штурмовиками, ФВ-180 воздушный бой вели пассивно, стараясь после одной-двух атак выйти из боя, в большинстве случаев сбрасывая бомбовую нагрузку не по цели.

В тактике действий штурмового полка появилась новизна. Так, большей частью группу 4-6 самолетов Ил-2 прикрывали 2-4 истребителя. При увеличении же активности авиации противника, состав сопровождения истребителями увеличивался до 6-8 самолетов. Усиленный состав истребителей прикрытия примерно 3-4:1, выделялся при налетах на аэродромы и ведении фоторазведки и корректировки артогня.

При сопровождении восьмерки Ил-2 шестью истребителями боевой порядок строился следующим образом: справа и слева от штурмовиков на дистанции 400-500 метров и с превышением над ней 400-500 метров следовали две пары истребителей, составляя группу непосредственного сопровождения. Ударная пара истребителей следовала сзади общей группы, на дистанции до 500 метров с превышением над ней 500-600 метров, свободно маневрируя на флангах. При встрече с истребителями противника, в бой вступала ударная пара, не допуская самолеты противника к штурмовикам. В том случае, если противник имел превосходство, в бой вступала одна из пар непосредственного сопровождения, оставляя со штурмовиками одну пару. Окончив бой или отбив атаки истребителей противника, наши истребители снова занимали места в общем боевом порядке. Такой порядок не нарушался и исключал возможность внезапных атак противника.

Примеры успешного взаимодействия штурмовиков и истребителей приведены в боевых донесения 14 ВА:

Капитан Мейлус И.И.

Капитан Мейлус И.И.

1. «18.8.44 г. в 15.20, группа в составе 4 Ил-2, под прикрытием 4 Як-9, ведущий капитан Мейлус, ведомые – майор Ярошенко, майор Тишков, лейтенант Малиновский, имела задачу: бомбардировочно-штурмовыми действиями уничтожить живую силу и огневые средства противника в опорном пункте РАЗИНА. После выхода из атаки, с левым разворотом выхода на свою территорию, на встречных курсах, на высоте 200-300 метров, Илы встретили до 18 Ю-87, находившихся на высоте 1500-2000 метров. Истребители противника завязали воздушный бой с Як-9. Капитан Мейлус подал команду своим ведомым: «Атакуем». Группа 4 Ил-2 на встречных курсах врезалась в строй Ю-87 и заставила их в панике сбросить бомбы в расположение своих войск. Воздушный стрелок майора Ярошенко лейтенант Горовой, прицельным огнем из пулемета УБТ, под Р=1/4, с дистанции 50-100 метров, на высоте 200-300 метров тремя длинными очередями по 10-12 патронов, сбил один Ю-87, который загорелся и врезался в землю в районе 2 км севернее РАЗИНА. Воздушный стрелок ведущего группы капитана Мейлус, старшина Тряпицын,огнем из пулемета УБТ, под Р=2/4, с дистанции 100-200 метров, на высоте 200-250 метров четырьмя длинными очередями сбил один Ю-87, который горящий упал в районе 3 км. юго-западнее РААЗИНА, в лес. ВЫВОД: 1. Несмотря на четырехкратное превосходство противника, ведущий группы капитан Мейлус, сообразуясь с обстановкой и уверенный в большой огневой мощи стрелков-пушечного вооружения самолета Ил-2, принял правильное решение атаковать превосходящего противника. 2. Подобный воздушный бой самолетов Ил-2 с Ю-87 наши летчики проводят вторично успешно. 3. Опыт показывает, что у противника на самолетах Ю-87 летают малоопытные летчики, которые сильно боятся огня самолета Ил-2.»

2. «23.8.44 г. в 15.25-15.30 группа в составе: 4 Ил-2 ведущий старший лейтенант Малиновский, ведомые: младшие лейтенанты Евтушенко, Никитенко, Перевощиков, под прикрытием 4 Ла-5 имела задачу: бомбардировочно-штурмовыми действиями уничтожить живую силу и огневые средства противника в ТАРТУ, ПИХВА. При подходе к цели, в районе ПИХВА, на высоте 1000 метров, ведущий группы заметил 6 ФВ-190, на высоте 400 метров, идущих на встречнопересекающихся курсах; ведущий отдал команду: «Атакуем ФВ-190». Команда была принята. Группа 4 Ил-2, с пикирования, под углом в 30 градусов, под Р=2/4, с Д=200-150 метров, на Н=600 метров атаковала истребители противника. В результате атаки, третьей очередью из пушек и пулеметов, старший лейтенант Малиновский сбил один ФВ-190, который горящий упал в одном км. севернее населенного пункта ИЛЬМАТСАЛУ. После воздушного боя, группа атаковала заданную цель.

 

Самолет Ил-2 старшего лейтенанта Малиновского Н.Ф.

Самолет Ил-2 старшего лейтенанта Малиновского Н.Ф. (на снимке в кабине самолета). На хвостовом оперении (помимо номера самолета) отчетливо виден графический символ полка – «атакующий орел»,октябрь 1944 г.

 

Выполнив боевое задание,группа в полном составе вернулась на свой аэродром. Истребители прикрытия вели воздушный бой с пятью оставшимися ФВ-190 (прим. Успешно, сбив еще один самолет противника). ВЫВОД:ведущий группы старший лейтенант Малиновский, оценив обстановку, принял правильное решение, находясь в более выгодном положении, по высоте и направлению, выбрал наиболее удачный момент, атаковал группу ФВ-190, зная мощность вооружения самолета Ил-2, в результате произведенной атаки сбил один ФВ-190.».

Еще одной отличительной чертой 958 шап в период лета-осени 1944 года стало появление на фюзеляже самолета отличительного графического символа полка – «атакующего орла». Почему и кем был выбран именно этот символ трудно уже сказать, но можно только предположить. Способность этой птицы быстро летать и подниматься так высоко, чтобы превосходить низкие силы, - основная характеристика символики орла. Благодаря быстроте и отваге полета ассоциируется с молнией и громом.Быть орлом – метафора удачливого человека. Видимо, так рассуждали летчики полка.

Для содействия выходу войск 67-й армии к берегам реки Эмайынга в ночь на 16 августа с восточного на западный берег Чудского озера была десантирована на плавсредствах группа войск в составе двух стрелковых дивизий и одной бригады. Истребители 330-й авиадивизии прикрывали высадку, а штурмовые полки 280-й смешанной авиадивизии в течение дня бомбили опорные пункты вражеских войск, уничтожали живую силу врага и его автотранспорт на дорогах. За девять часов беспрерывных действий штурмовики сбросили на головы противника 130 тонн бомб, не потеряв при этом ни одного самолета.

Командование фронта высоко оценило работу авиации в Тартуской операции. Передав тартуский участок Ленинградскому фронту, войска 67-й армии повернули на Ригу.

Рижская операция. 14 сентября 1944 года войска 3-го Прибалтийского фронта начали Рижскую операцию, наступая на Валмиера-Цесис (1-я ударная и 67-я армии) и из района Харгла и Варсту-на Смилтене (54-я армия).

26 сентября войска 3-го Прибалтийского и Ленинградского фронтов соединились на северной окраине города Мазсаланца. Южная Эстония была полностью освобождена. Продолжая развивать наступление, войска 3-го Прибалтийского фронта приблизились к Риге. В ночь на 6 октября войска 3-го и 2-го Прибалтийских фронтов начали преследование отходящего противника и к исходу 10 октября достигли рижского оборонительного рубежа. Наступил главный момент в сражении за Ригу.

 

Личный состав 958 шап

Личный состав 958 шап практически в полном составе, лето 1944 г.

 

Вот, что пишет об этих событиях генерал-полковник авиации Мороз И.М. в тот период замполит 280 шад: «Особо отличились летчики-штурмовики 958-го полка старший лейтенант И. И. Мейлус, лейтенанты Б. Д. Кабышев, Н. Никитенко, ставшие в конце 1944 г. Героями Советского Союза, и лейтенант Н. Ф. Малиновский. Только за период боевых действий по прорыву блокады Ленинграда два звена штурмовиков, где были ведущими Кабышев и Малиновский, в воздушных боях сбили 8 самолетов противника.».Всего по данным боевых донесений летчиками полка с июня по октябрь 1944 г. было сбито 9 истребителей противника типа ФВ-190 и 2 Ю-87.

Боевой путь 958 штурмового авиационного полка, начавшийся под Ленинградом, закончился 13 октября 1944 г. освобождением Риги. Решением Ставки 3-й Прибалтийский фронт был расформирован, управление 14 воздушной армии выведено в резерв, а ее соединения и части переданы в другие воздушные армии. Путь короткий, но на преодоление его потребовалось два года тяжелой и упорной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

Полк фактически просуществовал ровно один год и четыре месяца. Его боевое применение – и того меньше, что было связано с боевыми и не боевыми потерями, переходом из одной штурмовой в смешанную авиадивизию, оперативно-тактическими планами командования, получением новой авиатехники и, конечно же, обстановкой на фронте и метеоусловиями.

Наибольшая боевая активность полка была проявлена в июне 1943 года, в январе, июне-октябре 1944 года, то есть фактически в течение почти семи месяцев. Что такое 7 месяцев, это: 30 недель, или 210 дней или 5040 часов!

В этот период полк принял участие в Ленинградской битве, непосредственно участвовал в освобождении Мги, Новгорода, Пскова, Тарту, Риги и многих других городов и населенных пунктов.

За год с небольшим полк потерял более 40 летчиков и более 20 воздушных стрелков, которые отдали свою жизнь за свободу и независимость своей Родины. Вечная им память и низкий поклон их родственникам!

За отличное выполнение боевых заданий в полку награждено правительственными наградами: летчиков и воздушных стрелков более 40 человек, технического состава – 9 человек.

Помимо трех героев Советского Союза (Кабишев Б.Д., Мейлус И.И. и Никитенко Н.М.) кавалером пяти орденов стал – лейтенант Антонов Василий Михайлович, четырех – старший лейтенант Малиновский Николай Филиппович, трех – лейтенант Горовой Никифор Константинович, двух – 11 чел. и одного – 21 чел. 4 летчика получили боевые ордена до прихода в 958 шап, двое – награждены посмертно. Всего было выявлено – 126 награждений, орденом «Красной Звезды» - 50, орденом «Красного Знамени» - 29, орденом «Отечественной войны I и II степени» - 20, другими орденами -7, остальные медалями.

Много потрудился технический состав летных частей - специалисты ремонтных органов и службы связи, личный состав батальонов аэродромного обслуживания, которые в зимние суровые морозные дни готовили машины к полетам, содержали аэродромы в постоянной готовности, подвозили по бездорожью горючее и боеприпасы, ремонтировали неисправные самолеты и моторы. Техническим составом полка менее чем за год восстановлено в полевых условиях средним и полевым ремонтом 214 самолетов.

Все это требовало сильных мужских рук, но их не хватало, и поэтому большую долю этих тяжелых работ выполняли девушки-солдаты. Они были и вооруженцами, и минерами, и шоферами. Сотни тысяч бомб и миллионы пушечных снарядов и пулеметных патронов пропустили они через свои руки. И эту тяжелую, непривычную для них работу они выполняли с большим энтузиазмом, не считаясь с опасностью.

Особых слов благодарности заслуживают воздушные стрелки. Это были не просто члены экипажа, а самый настоящий экипаж, состоящий из летчика и воздушного стрелка. Между летчиком и стрелком существовала не только радиосвязь, но и специальные сигнальные знаки, выработанные только ими.

 

Воздушные стрелки и технический состав 958 шап, лето 1944 г.

Воздушные стрелки и технический состав 958 шап, лето 1944 г.

 

26 ноября 1944 года полк выведен из состава действующей армии и приступил к переучиванию на самолеты «Ил-10». Расформирован полк в июле 1946 года.

Часть летного состава полка и дивизии была направлена в Ярославскую область (аэродром Туношна) и проходила учебно-боевую практику в составе 95 гшап.

Кто же воевал в 958 полку? Из почти 140 человек выявленных по официальным документам около 40 человек были выходцы из центральных и черноземных районов России, около 25 – из юго-востока, 25 – с Украины, 20 – с Урала и Дальнего Востока, 5 – из Москвы и Ленинграда и 5 – из Белоруссии.

Более 70 человек были в возрасте 20 лет, около 30 – от 20 до 30 лет и около 20 человек старше 30 лет. Самым старшим по возрасту был на тот момент помощник командира полка капитан Грачев К.В., которому в 1944 г. было 40 лет, а самым молодым (17 лет) был воздушный стрелок ефрейтор Юцев Н.М. Командир полка майор Ярошенко В.В. получил свое назначение в 1943 г. в свои неполные 36 лет.

Почти 85% всего личного состава не были даже женаты!

 

Вместо заключения.

Данный труд подготовлен в назидание будущим поколениям – никто не должен быть забыт. Мы должны не забывать наших героев, как мы не забываем героев Первой Отечественной войны 1812 года. Это дань и павшим и живым.

В этой работе хотелось рассказать о жизни и боевых буднях этих юных летчиков. К великому сожалению, уже никого не осталось в живых. Да, и когда они были живы – они не очень любили рассказывать про войну. Видимо, тяжелое им досталось бремя!

Прочитывая боевые донесения, наградные документы и воспоминания летчиков-штурмовиков, наталкиваешься на одну мысль, что за скупыми цифрами или словами этих документов стоят человеческие жизни, судьбы людей и поколений. И, что их каждодневный подвиг на фронте был маленькой частицей общей победы нашего народа в войне.

Казалось бы, но что в этом такого: «…лично, метко сброшенными бомбами, уничтожил орудие полевой артиллерии противника и разбил блиндаж…». А, нет – он этим самым спас десятки, а может быть и сотни жизней солдат пехоты, штурмующих оборону противника.

 

Летчики-штурмовики 280 сад перед отправкой на переучивание, октябрь 1944 г.

Летчики-штурмовики 280 сад перед отправкой на переучивание, октябрь 1944 г.

 

Сейчас появилось много любителей порассуждать об итогах Второй мировой, поменять причинно-следственные связи возникновения войны, охаять руководство страны и отдельные личности в истории нашей страны. История не имеет сослагательного наклонения. Она такая, как есть. Из нее не вычеркнешь ни одного человека, ни целый народ.

Подвиг народа был, и чтобы его не забывали необходимо вечно помнить, кто его осуществил, когда и как! Работа будет продолжена.

 

Генерал-лейтенант в отставке Малиновский Александр Николаевич

 

Используемая литература:

1. Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.Т.Елисеев и др. — М.: Воениздат, 1985.

2. Морозов М. Искра победы. Советские ВВС в операции по прорыву блокады Ленинграда. - АвиаМастер, 2004, No. 4.

3. Боевой состав ВВС. — ilpilot.narod.ru

4. Прачик И.А. Фронтовое небо. — М.: Воениздат, 1984.

5. ...И возвращались с победой: Сборник воспоминаний / Сост. Н. Я. Кондратьев. - Л.: Лениздат, 1986.

6. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.: Действующая армия. — Жуковский; М.: Кучково поле; Animi Fortitudo, 2005.

7. Война, я помню. Проект Артема Драбкина. Штурмовики – М.: - Яуза-пресс, 2018 г.

8. Бодрихин Н.Г. Крылатая гвардия Беларуси. Книга 2, Летчики Беларуси в годы Второй Мировой войны. – М.: Музей техники Вадима Задорожного. 2016 г.

9. Воевали в Маловишерском небе. Автор-составитель – И.Н. Никитин. – Великий Новгород, 2016 г.

10. Комиссары на линии огня, 1941 — 1945. В небе. — М.: Политиздат, 1985.

11. Магид А. «Ильюшины» в боях за Родину. — М.: Воениздат МВС СССР, 1952.

12. Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне».

13. Портал «Память народа» Министерства обороны РФ.

14. Сайт «Мемориал» - Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период.

15. Сайт «Я Помню. Воспоминания ветеранов ВОВ».

16.Сайт по истории Великой Отечественной. «Забытый полк»

Дальше

 

© А.Н.Малиновский, 2019 г.

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.