Владимир Иванович Трушин

659-й истребительный авиационный Галацкий Краснознаменный ордена Кутузова полк

За оборону Сталинграда

 

В настоящее время широкое распространение получила "ревизия" истории Второй мировой и, как составной ее части, роли Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Поборники "новых взглядов" стараются навязать обществу надуманные версии как хода, так и итогов войны.

Изучая подлинные документы, прикасаешься к событиям тех дней. История оживает, оживают имена и лица людей, чей подвиг во имя Победы был поистине велик.

Журнал боевых действий 288 ИАД, наградные документы, содержащиеся во фронтовых приказах Юго-Западного фронта, 21 армии Донского фронта, 17 Воздушной армии (далее - 17 ВА), 1 смешанного авиационного корпуса (далее - 1 САК), 288 истребительной авиационной дивизии (далее - 288 ИАД), 659 истребительного авиационного полка (далее - 659 ИАП), информация о героических буднях авиаторов, пропавших без вести, ипогибшем летном составе, позволяет соприкоснуться с героикой побед и болью потерь летчиков 659 ИАП, оборонявших Сталинград.

Продолжая собирать материал о судьбах летного и технического персонала 659 ИАП 288 ИАД 17 ВА, в котором воевал командиром звена мой отец ст. лейтенант Трушин Иван Павлович, 1918г.р., я вышел на Журнал боевых действий 288 ИАД. Среди документов, которые отрабатывал 288 ИАД, мое внимание привлек также Список участников обороны Сталинграда, утвержденный в августе 1944 года командиром 288 ИАД полковником Смирновым, Справка от 25.09.1944 года командира 288 ИАД, в которой приведены сведения о награжденных медалью "За оборону Сталинграда" с указанием номеров удостоверений к этим медалям, Акт от 01.07.1943 года командира 288 ИАД о вручении личному составу Управления 288 ИАД медалей "За оборону Сталинграда".

Используя общедоступные банки документов интернет-порталов "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г." и "Память народа", мне удалось установить имена и проследить боевой путь и судьбы 37 человек летного состава 659 ИАП, принимавших участие в обороне Сталинграда с 27.10.1942 по 23.03.1943 года.

К середине лета 1942 года сражения Великой Отечественной войны достигли р. Волги. 23 августа 1942 года немецкие танки подошли к Сталинграду. Начался изнурительный Оборонительный этап Сталинградской битвы. В ожесточенных боях прошла осень. К ноябрю почти весь город, несмотря на сопротивление, был захвачен немцами. Только небольшая полоска суши на берегу Волги еще удерживалась нашими войсками.

Гитлер объявил о взятии Сталинграда. Войска Вермахта, предполагая заняться подготовкой к летней наступательной кампании, перешли к обороне.

Вместе с тем, советское командование еще в разгар боев, с 12 сентября, под руководством маршала Г.К. Жукова начало разрабатывать план контр-наступательной операции "Уран".

Для участия в контрнаступлении привлекалось три фронта: Юго-Западный (командующий генерал-лейтенант Н.Ф. Ватутин), Донской (командующий генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский) и Сталинградский (командующий генерал-полковник А.И. Еременко).

Наступательный этап Сталинградской битвы начался 19 ноября 1942 года.

Общий замысел контрнаступления заключался в том, чтобы, сковав главные силы немецко-фашистских войск, непосредственно в районе Сталинграда, нанести два мощных сходящихся удара по флангам врага, занимаемым его союзниками - румынами и итальянцами, в общемнаправлении на Калач, окружить и уничтожить прорвавшуюся к Волге группировку противника.

Главный удар наносили войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов. Юго-Западному фронту предстояло прорвать вражескую оборону с плацдармов на правом берегу Дона в районе города Серафимовича, станицы Клетской, затем совместно с войсками Сталинградского фронта завершить окружение вражеской группировки.

 

Далее в хронике привожу выдержки из документов, сохраняя орфографию подлинника.

 

Командующий Юго-Западным фронтом при утверждении Плана боевого использования авиации в ходе контр - наступательной операции сделал на нем следующую надпись:

"Боевой авиации вести разведку на себя, искать объекты противника (резервы, колонны, районы сосредоточения). Быть готовой наносить массированные удары всей авиацией при обнаружении крупных резервов, особенно танковых и моторизованных дивизий противника".

 

Прибывший на фронт 27 октября 1942 года после переформирования (06.07. - 27.10.1942) 659 ИАП принимает участие в боевых действиях в составе 288 ИАД 17 ВА Юго-Западного Фронта.

Вот скупые строки записей тех дней, который вел начальник оперативного отдела дивизии подполковник Платонов Владимир Иванович 1908 г.р.

 

Из Журнала боевых действий 288 "Павлоградско-Венской" Краснознамённой ордена Суворова II-степени истребительной авиационной дивизии,

 

31 октября 1942 года. Аэродром Борисоглебск.

659 ИАП трех авиаэскадрильного состава. В полку 28 истребителей ЯК-7б с мотором в 1260 л.с., дальностью полета 640 км и скоростью 527-586 км\ч. в зависимости от высоты полета, потолок до 10000 м. Вооружение истребителя состояло из двух 12,7 мм пулемётов УБС и 20 мм пушки ШВАК. На самолёт могли быть подвешены бомбы или реактивные снаряды.

 

01 ноября 1942 года. Аэродром Борисоглебск.

Полк занимается учебно-боевой подготовкой.

 

02 ноября 1942 года. Аэродром Борисоглебск.

На перехват вражеской авиации вылетали 8 самолетов полка. Воздушных боев не производилось.

 

03 ноября 1942 года. Аэродром Борисоглебск.

Перелет двух авиаэскадрилий на аэродром Ендовский.

 

04, 05, 06 ноября 1942 года. Аэродром Борисоглебск и Ендовский.

Полеты не проводились по причине плохих метеоусловий.

 

08 ноября 1942 года. Полк располагается на трех аэродромах: Борисоглебск, Ендовский, Мастовск. Выполняя задачу по перехвату вражеских самолетов, полк произвел три воздушных боя. Сбито три МЕ-109. Лейтенант Яковлев сбил 1 МЕ-109. Сержант Рожков сбил один МЕ-109, второй МЕ-109 уничтожил тараном, свой самолет посадил на аэродром.

Сержант Рожков Петр Петрович 1920 г.р., летчик, сбил 2 самолета противника.Награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1 ст. Уволился из армии в 1950 году.

Лейтенант Яковлев Леонид Петрович 1920 г.р., зам командира авиаэскадрильи. Сбил 2 самолета противника. Награжден орденом Красной Звезды (27.12.42); медалью "За оборону Сталинграда". Пропал без вести 20.11.1942 года.

Лейтенант Мурейко Павел Павлович 1920 г.р., комзвена. Погиб 08.11.42 год в авиакатастрофе на взлете, не справившись с управлением.

09 ноября 1942 года. Аэродром Ендовский. Полк произвел 29 самолетовылетов на перехват вражеских самолетов. Лейтенант Яковлев и сержант Рожков атаковали 25 ХШ-126 летевших под прикрытием 10-15 МЕ-109ф. Лейтенант Яковлев сбил 1 ХШ-126. Сержант Рожков поджег 1 Ю-88.

 

10 ноября 1942 года. Аэродром Мастовск. Полк силами 20 самолетов прикрывает переправы через р.Дон у ст. Клетской. В групповом бою: старшина Рогозин, мл. лейтенант Татаринов, сержант Борисов сбили 1 ФВ-189.

Сержант Фролов произвел вынужденную посадку.

Лейтенант Дымченко не вернулся с боевого задания.

 

Из представления командира 659 ИАП майора Караулова Г.А. и начальника штаба майора Самсонова В.М. к присвоению звания Героя Советского Союза лейтенанту Дымченко Петру Леонтьевичу посмертно: "10 ноября 1942 года. При выполнении задания Командования на прикрытие переправ на р.Дон в районе Клетская в паре ведущим встретил двух бомбардировщиков Ю-88. Произвел смелые атаки. Противник поспешно сбежал с поля боя. Преследуя противника, встретил группу истребителей МЕ-109, идущих на переправы. После атаки ведомого сержанта Фролова от лейтенанта Дымченко противник отколол, и лейтенант Дымченко один против 15 МЕ-109 вступил в неравный бой с фашистскими стервятниками.

В результате боя лейтенант Дымченко разогнал всю группу истребителей. 3 самолета противника один за другим рухнули на землю от меткой стрельбы и 4-й самолет был подбит.

Лейтенант Дымченко пошел со снижением, пытаясь добить подбитого. Сам был сражен вражеской пулей и погиб".

 

11 ноября 1942 года. Аэродром Мастовск. Проведено 4 воздушных боя. Сбито 5 Ю-88.

 

12 ноября 1942 года. Аэродром Сырачи. Полк перебазируется на аэродром Сырачи. "Произведено 3 воздушных боя. Сбит 1 ХЕ-111".

 

15 ноября 1942 года. Аэродром Сырачи. Полк выполняет задачи по прикрытию наземных войск в районе Калач на Дону, Рычковский.

 

20 ноября 1942 года. Аэродром Сырачи. "28 самолетов находятся в готовности №2 для выполнения боевого приказа комдива".

С 14 ноября по 22 ноября самолеты дивизии полет не производили по причине плохих метеоусловий. Летный состав занимался командирской подготовкой, технический персонал готовил самолеты к бою.

Но, как говорят, у пехоты нет плохой погоды. Для поддержки наземных войск вечером 19 ноября командующий 17 воздушной армией приказал: "20 ноября при плохих метеорологических условиях лучшими экипажами действовать методом "охоты" по путям отхода и скопления войск противника".

 

22 ноября 1942 года. Аэродром Сырачи. Полк, выполняя задачи по прикрытию войск, произвел два самолетовылета.

Лейтенант Леликов не вернулся с боевого задания.

Лейтенант Милютин Евгений Александрович, зам. командира авиаэскадрильи. Награжден медалью "За оборону Сталинграда". Погиб 22.11.42 года в авиакатастрофепри посадке на аэродроме Шакий.

 

28 ноября 1942 года. Аэродром Сырачи. "Передовой эшелон тех. состава выехал к новому месту дислокации аэродром Перелазовский".

Каждый день Сталинградской битвы - это максимальное напряжение летного состава, совершавшего 2-5 боевых вылетов в день. Победа в воздухе выковывается на земле. Чтобы обеспечить выполнение поставленных перед полком задач, без сна и отдыха трудился технический персонал по ремонту, обслуживанию и приведению самолетов в боеготовое состояние. Это и дозаправка горюче - смазочными материалами, и снаряжение бортового вооружения боезапасом. Вся забота о ремонтно-восстановительных работах лежала на плечах инженера полка. Среди технического персонала ремонтом занимались мотористы и механики авиационные, механики и мастера авиавооружения, техники авиазвена, механики по приборам и электроспецоборудованию, мастера и техники по радио. Из Журнала боевых действий следует, что один самолет обслуживало до 4 человек полкового технического персонала.

Война не щадила и технический персонал полка. Так, механик мл. техник-лейтенант Нагаец Борис Григорьевич 1921 г.р.. погиб вместе со своим пилотом 17 марта 1943 года. Награжден медалями "За отвагу" и "За оборону Сталинграда".

 

01 декабря 1942 года. Аэродром Сырачи. Боеготовых 20 самолетов. Произведено два воздушных боя. Сбит 1 Ю-88.

"1-я авиаэскадрилья перебазировалась на аэродром Перелазовский. При посадке выведены из строя два ЯК-7".

 

02, 03,04, 05, 06, декабря 1942 года. Аэродром Сырачи. Полеты не производились по причине плохих метеоусловий.

 

10 декабря 1942 года. Аэродром Сырачи. В соответствии с приказом командира 1 САК, части 288 ИАД приступили к перебазированию на аэродром Перелазовский (40 км ю-в станицы Клетская, Волгоградской области).

 

11 декабря 1942 года. Аэродром Перелазовский.

В этот день перед полком стояла задача прикрытия своих войск в районе населенных пунктов: Астахов, Каменка, Малаховск. Сопровождение штурмовой авиации в районах населенных пунктов Боковкая, Чернышевский, Морозовский. Перехват самолетов противника.

Для выполнения поставленных задач полк произвел 24 самолетовылета.

Произведено два воздушных боя, при этом сбит один самолет люфтваффе Ю-88, подбито два самолета МЕ-110.

Совместными штурмовыми действиями на аэродроме Морозовский уничтожено и повреждено до 30 самолетов противника Ю-88 и Ю-52.

В это время 659 ИАП командовал майор Караулов Григорий Алексеевич. Начальником штаба полка был майор Самсонов Владимир Михайлович, штурманом полка Смешков Василий Мефодьевич, заместителем командира полка по политчасти майор Марцинкевич Борис Иванович.

Очень по-разному сложилась фронтовая судьба этих летчиков - командиров.

Майор Марцинкевич Борис Иванович 1911 г.р. - зам. командира полка по политчасти, в воздушных боях сбил 2 самолета противника. Награжден орденом Красного Знамени (12.03.43). Сбит в воздушном бою 17.03.43 года. В этот день полк перебазировался на новой аэродром. Майор Марцинкевич Б.И. перелетал на истребителе Як-7б.С ним летел его механик мл. техник-лейтенант Нагаец Борис Григорьевич 1921 г.р. Их самолет был перехвачен вражескими самолетами и сбит. Погибли оба.

Майор Самсонов Владимир Михайлович до конца войны оставался начальником штаба этого же полка. Войну закончил в звании подполковника. В наградных документах от 15 мая 1945 года отмечено, что благодаря самоотверженному труду, полк за время Великой Отечественной войны произвел 9770 боевых вылетов, при этом в воздушных боях сбито 372 самолета противника. Владимир Михайлович награжден пятью боевыми орденами: Красной Звезды (25.02.43); Отечественной войны 2 ст. (17.08.43); Отечественной войны 1 ст. (20.09.44 ); Красной Звезды (11.44); Александра Невского (12.06.45).

В Журнале боевых действий 288 ИАД от 07 марта 1943 года находим запись о том, что временно и. о. командира 659 ИАП капитан Смешков перелетел на аэродром Глубокий.

Последний наградной лист, подписанный командиром 659 ИАП майором Карауловым Григорием Алексеевичем, был от 09.02.1943 года. Дата и причина смены командира полка, которая происходила с 09 февраля по 07 марта 1943 года в Журнале боевых действий не отражена.

За разгадкой событий обращаюсь к рассказу моего отца, Трушина Ивана Павловича - командира звена 659 ИАП. Уже в 1959-1960 годы я услышал от отца, как трагически погиб некий командир полка. Фамилии его, по прошествии стольких лет, я не помню. Этот рассказ отца я бы и не запомнил, если бы не "крючок", о том, что при авиакатастрофе одного из самолетов удар о землю был такой силы, что пистолет пилота согнулся дугой.

Рассказ же был о том, как некий командир полка погиб на бреющем полете, совершая фигуру высшего пилотажа - "бочка". Летчик под действием тестостерона, замешенного на алкоголе, решил продемонстрировать "полевой" зазнобе, как здорово умеет летать истребитель-ас. Полагаю, что рассказ отца был о Караулове. От отца слышал расхожее мнение тех дней: там, где начинается авиация, кончается порядок. Вот такая грустная история.

За подобные "проделки" подчиненных в армейской среде по голове не гладят. Вот и промолчало руководство ВВС Юго-Западного фронта. Подтверждением этой версии служит отсутствие хотя бы какой-нибудь информации о Караулове Г.А. в Интернете. Исключением является присутствие его имени среди личного состава, принимавшего участие в обороне Сталинграда в составе управления и частей 288 ИАД, утвержденного командиром 288 ИАД Смирновым в августе 1944 года.

Подполковник Смешков Василий Мефодьевич, участник Иранской операции (с 25 августа по 17 сентября 1941 года), оставался командиром полка до конца войны. Из наградного листа от 25 февраля 1945 года: "Участвуя в Отечественной войне, произвел 159 боевых вылетов, принимал участие в 36 воздушных боях, а результате которых сбил 12 самолетов противника, из них лично 9, в группе - 3".

В частности, 11 декабря 1942 года при штурме аэродрома немцев Морозовский, как свидетельствует в наградном листе командир полка Караулов Г.А. от 07.02.1943 г., "на взлете сбил вражеский МЕ-109".

На фронтах Великой Отечественной войны полк совершил 9770 боевых вылетов, сбил 372 самолета противника. Василий Мефодьевич награжденпятью боевыми орденами: Орденом Ленина (01.05.43); Красного Знамени (10.03.42); Красного Знамени (17.03.43); Александра Невского (20.03.44); Красного Знамени (20.09.44).

 

12 декабря 1942 года. Аэродром Перелазовский. Для прикрытия своих войск полк произвел 33 самолетовылета. Провел групповой воздушный бой, в результате сбито 2 МЕ-109.

"Не вернулись с боевого задания сержанты Забельский и Заборцев.

Огнем зенитной артиллерии сбит самолет ст. лейтенанта Маркова.

Один самолет разбит в результате столкновения с самолетом Марцинкевич".

Сержант Забельский, о судьбе летчика нет информации на интернет-ресурсах.

Ст. сержант Заборцев Дмитрий Гордеевич 1922 г.р., пилот, сбил один самолет противника, награжден орденами: Отечественной Войны 2 ст. (18.03.43) и Красного Знамени (24.03.43). Пропал без вести 16.08.1943 года.

Ст. лейтенант Марков Алексей Михайлович 1909 г.р., заместитель командира авиаэскадрильи. Из наградного листа капитана Маркова А.М.: "на фронте борьбы с немецкими оккупантами на должности командира авиационной эскадрильи в составе 659 ИАП участвует с 30.10.42 г. по 13.07.43г. За этот период имел 120 успешных боевых вылетов, из них: на прикрытие своих бомбардировщиков и штурмовиков 44 боевых вылета, на прикрытие наземных войск 39 боевых вылетов, на разведку войск противника 37 боевых вылетов. Участвовал в 60 воздушных боях, при которых имеет 7 лично сбитых самолетов противника и 6 - в группе, за что награжден орденами "Красная Звезда" и "Красного Знамени". Командование заметило молодого, умелого летчика и с июля 1943 года назначило командиром 897 ИАП 17 ВА. Награжден орденами: Красной Звезды (08.12.42), Красного Знамени (01.01.43), Красной Звезды (12.01.43). Орденом Александра Невского капитан Марков А.М. был награжден, будучи командиром 897 ИАП 21.10.1943 года. Дальнейшая судьба Алексея Михайловича неизвестна.

13 декабря 1942 года. Аэродром Перелазовский. Самолеты полка (14 ед.) прикрывали свои войска в районе: Астазов, Каменка, Малахов, Карасев. "Произведен 1 воздушный бой.Сбит 1 МЕ-109".

 

17 декабря 1942года. Аэродром Перелазовский.

Начало контр-наступательной операции под Сталинградом (19.11 - 30.12.1942 г.). Наземные войска ведут упорные бои за плацдармы на правом берегу реки Северский Донец.

Летчики 659 ИАП прикрывают наши войска в районе населенных пунктов Карасев, Варламов, Старо-Пронин. Для боевой работы привлечено 14 самолетов. В ходе операции провели 6 воздушных боев. Сбито 3 самолета противника. Майор Марцинкевич сбил МЕ-109, капитан Голубев сбил ХШ-126, и один ФВ-189 сбит в групповом воздушном бою капитаном Смешковым, мл. лейтенантом Булатовыми сержантом Фроловым.

Капитан Голубев Георгий Иванович 1911 г.р., командир эскадрильи, награжден орденами Красной Звезды (06.12.42) и Красного Знамени (24.12.42). Пропал без вести 27.12.1942 г.

Младший лейтенант Булатов Алексей Иванович 1917 г.р., ком. звена, награжден орденом Красного знамени (20.12.42). Погиб в бою 01.02.1943 г.

Сержант Фролов Александр Павлович 1921 г.р., войну закончил заместителем авиаэскадрильи, майором. Награжден боевыми орденами: Отечественной войны 1 ст. (18.03.43), Красного Знамени (21.03.43), Красного Знамени (06.03.44), Красного Знамени (30.05.44), Александра Невского (20.09.44); Фролову А.П. присвоено звание Героя Советского Союза (06.05.65).

Потери полка составили: "ст. сержант Спижевой не вернулся с боевого задания, сержант Филонов из-за недостатка горючего произвел вынужденную посадку самолета "на фюзеляж". Самолет требует ремонта. Мл. лейтенант Булатов подбит в районе своего аэродрома".

Старший сержант Спижевой Андрей Григорьевич 1918 г.р., награжден медалью "За оборону Сталинграда". Погиб в бою 01.02.1943 года.

Сержант Филонов Михаил Максимович 1915 г.р., старший пилот, награжден орденами Красной Звезды (13.01.43) и Красного Знамени (21.03.43). Погиб в бою 20.05.1944 года.

19 декабря 1942 года. Аэродром Перелазовский. Полк 11 самолетами прикрывает свои войска в районе населенных пунктов: Ильин-Боковская, Дулянский, Астахов. В ходе проводимой операции произвели два воздушных боя. Ст. лейтенант Колесниченко сбил самолет МАККИ-200, ст. лейтенантом Марковым и мл. лейтенантом Леликовым сбит самолет ФВ-189. Сержант Бельский произвел вынужденную посадку из-за неравномерной выработки горючего.

Ст. лейтенант Колесниченко Владимир Васильевич 1910 г.р., командир авиаэскадрильи, в паре сбито 2 Ю-88, 1 ФВ-189, подбит 1 МАККИ-200. Награжден орденом Красного Знамени (18.02.43) Пропал без вести 31.01.1943 года.

Мл. лейтенант Леликов Петр Андреевич 1918г.р., командир звена, награжден медалью "За оборону Сталинграда". В групповом воздушном бою 26.12.1942 г., "ведущий мл. лейтенант Леликов, сбито два самолета противника". 27 декабря 1942 г. мл. лейтенант Леликов не вернулся с боевого задания. Более другой информации о Леликове П.А. в интернете не найдено.

Сержант Бельский Адам Сергеевич 1920 г.р., пилот, затем зам. командира авиаэскадрильи, лейтенант, сбил 5 самолетов противника, награжден орденами: Отечественной войны 1 ст. (21.02.43) и Красного Знамени (08.09.43). Орденом Отечественной войны 1 ст. награжден 06.04.1985 года.

24 декабря 1942 года. Аэродром Перелазовский. "Боевой работы не производили в виду плохих метеоусловий. Летный состав занимался командирской подготовкой. Технический состав работал на материальной части.

Не вернувшийся с боевого задания 12.12.42г. пилот 659 ИАП ст. сержант Заборцев обнаружен в госпитале в Верхне-Черенский. Во время воздушного боя в районе Суровикино самолет ст. сержанта Заборцевабыл подожжен огнем ЗА. Летчик Задорцев выбросился на парашюте. Самолет сгорел. Летчик получил ожоги" (Ожоги лица 2 ст.).

 

27 декабря 1942 года. Аэродром Перелазовский. На задание по прикрытию наземных войск в районе Морозовской вылетело 9 самолетов полка, которые провели 8 воздушных боев. В результате было сбито 5 самолетов противника.

"В 09:45 в районе Костино-Быстрянский 3 ЯК-7 летчики капитан Голубев, мл. лейтенанты Леликов и Татаринов вели воздушный бой с 8 МЕ-109. В результате боя мл. лейтенантом Татариновым сбит 1 МЕ-109"

"В 11:50 группой 3 ЯК-7 ведущий ст. лейтенант Марков в районе Морозовской атаковали 3 самолета Ю-88 в результате боя 1 Ю-88 был сбит, а остальные, беспорядочно сбросив бомбы, ушли на свою территорию.

В 12:30 ст. лейтенант Марков сбил один Ю-87.

В 14:00 в групповом бою ведущий ст. лейтенант Марков сбил еще один Ю-88.

В 14:30 в районе Морозовской 3 ЯК-7, ведущий мл. лейтенант Булатов вели воздушный бой с четырьмя ХЕ-111. В результате боя сбит один ХЕ-111.

Летчики капитан Голубев и мл. лейтенант Леликов не вернулись с боевого задания. Самолет мл. лейтенанта Татаринова в воздушном бою был подбит. Летчик произвел вынужденную посадку на фюзеляж. Самолет ремонту не подлежит. Летчик невредим".

Мл. лейтенант Татаринов (Больше имя мл. лейтенанта Татаринова на сайтах интернет - ресурсов не встречается).

28 декабря 1942 года. Аэродром Перелазовский. Полк силами 8 ЯК-7б выполняет прикрытие своих войск в районе Тацинская. Проведено 7 воздушных боев. Группой, в которой был ведущим ст. лейтенант Колесниченко, сбит один Ю-88.

"5 самолетов ЯК-7 прибыли на пополнение из Тамбова с завода №351. Перегоняли с аэродрома Тамбов летчики 659 ИАП".

"Сержант Барановский из-за неравномерной выработки горючего произвел вынужденную посадку в районе Ново-Сергиевский. В результате погнул винт". 31.01.1943 года ст. сержант Барановский сбил самолет МЕ-109. (Больше имя ст. сержанта Барановского на сайтах интернет - ресурсов не встречается).

"Сержант Бельский при посадке на аэродром Перелазовский зацепил плоскость за дерево. Самолет скапотировал, разбит, ремонту не подлежит. Летчик получил тяжелые ушибы, направлен в госпиталь"

 

29 декабря 1942 года. Аэродром Перелазовский. Полк силами 5 самолетов прикрывал свои войска. Встреч с воздушным противником не было.

"Сержант Дударев после выполнения задания из-за неравномерной выработки горючего произвел вынужденную посадку с убранными шасси в районе Пронин".

Ст. сержант Дударев Тимофей Иванович, пилот, награжден медалью "За оборону Сталинграда". Погиб 01.02.1943 года.

К 30 декабря 1942 года была закончена ноябрьская наступательная операция по окружению 4-й танковой и 6-й немецких армий под Сталинградом (19.11.-30.11.1942 г.).

 

Схема 81

 

01-03 января 1943 года. Аэродром Перелазовский. "Дивизия боевой работы не производила по причине плохих метеоусловий: облачность - 10 баллов, Н-100-150 м., видимость 2-3 км."

 

04 января 1943 года. Аэродром Перелазовский. Войска 3 Гвардейской армии Юго-Западного фронта с боями в ходе контр - наступательной операции под Сталинградом продвигаются на запад. Для решения поставленных задач полк перебазируется на новый аэродром, который расположен на 80 км. дальше на запад от Перелазовского.

"В 13:00 выехала передовая команда техсостава в количестве 40 человек на новое место дислокации, аэродром Пономарев".

В полку 12 боеготовых самолетов. 7 самолетов не боеготовые.

 

09 января 1943 года. "11 самолетов Як-7б перебазировались с аэродрома Перелазовский на аэродром Греково".

 

11 января 1943 года. "Части дивизии боевой работы не вели из-за плохих метеоусловий".

 

13 января 1943 года. Аэродром Пономарев. "6 ЯК-7 перебазировались с аэродрома Греков на аэродром Пономарев. Полк боевой работы не проводил из-за плохих метеоусловий".

 

15 января 1943 года. Аэродром Пономарев. На прикрытие наших войск вылетали 4 самолета. Произведено 15 самолетовылетов. Произведено 3 воздушных боя. Сбито 2 самолета противника.

Ведущий мл. лейтенант Булатов и его группа сбили ХЕ-111. Ведущий ст. лейтенант Волков лично сбил самолет Ю-88.

"Мл. лейтенант Булатов с задания не вернулся". "Сержанты Павловский и Борисов на исходе горючего произвели вынужденную посадку в районе Боковская. Самолеты исправны".

"9:30 Вылетевшие 2 ЯК-7 лейтенант Стоянов и мл. лейтенант Татаринов на разведку войск противника в район Глубокий, Каменский с задания не вернулись".

Ст. лейтенант Волков Павел Захарович 1917 г.р. командир авиаэскадрильи, участник боев на Халхин-Голе, сбил 1 самолет противника, майор, награжден орденом Красного Знамени (12.03.43), медалями "За взятие Будапешта", "За победу над Германией". Орденом Отечественной войны 2 ст. (06.04.1985).

Лейтенант Стоянов Петр Михайлович, пилот, награжден медалью "За оборону Сталинграда". Погиб 01.02.1943.

Сержант Павловский Илья Михайлович 1923 г.р., во время участия в Сталинградской битве лично сбил 1 Ме-109. К концу войны заместитель командира, он же штурман эскадрильи 659 ИАП, капитан. Участвовал в 95 воздушных боях, лично сбил 19 самолетов противника. Награжден пятью боевыми орденами: Красной Звезды (21.02.43); Красного Знамени (21.03.43); Красного Знамени (29.04.44); Отечественной войны 2 ст. (20.09.44); Красного Знамени (01.45). Павловскому И.М. присвоено звание Героя Советского Союза (18.08.45).

Сержант Борисов Борис Петрович 1922 г.р., пилот, участвуя в Сталинградской битве, лично сбил 4 самолета противника. К концу войны командир авиаэскадрильи, ст. лейтенант; на его личном счету 5 сбитых самолетов противника. Награжден орденами: Красной Звезды(02.02.43); Красного Знамени (30.07.43); Красного Знамени (18.03.44) Красного Знамени (12.06.44); Александра Невского (13.02.45).

19-25 января 1943 года. "Части дивизии боевой работы не производили ввиду плохих метеоусловий".

 

20 января 1943 года. Перебазирование на аэродром Глубокий.

"Передовая команда тех. состава 35 чел. убыла к новому месту дислокации аэр. Глубокий"

 

24 января 1943 года. Аэродром Глубокий. "Части дивизии боевой работы не производили ввиду плохих метеоусловий. С летным составом 659 ИАП и 897 ИАП проводилась техническая конференция по обмену опытом работы. На конференции были сделаны доклады "Тактика фашистских истребителей" - докладчик капитан Смешков, "Сбережение мат. части в полете" - докладчик ст. лейтенант Марков, "Сохранение и восстановление ориентировки" - докладчик ст. лейтенант Кравчук. Конференция длилась 4 часа и прошла при большой активности делегатов".

 

27 января 1943 года. Аэродром Глубокий. 7 самолетов полка совершили 24 самолетовылета на "сопровождение ИЛ-2 950 ШАП в район Зверево. Прикрытие наших войск в районе Сибилев, Власовский, Мосты, Ниж. Грачинский, Ульяшкин, Астахов.

Сбитых самолетов противника и своих потерь нет".

 

31января 1943 года. Аэродром Глубокий. На прикрытие свои войск и разведку вылетали 7 самолетов, сделавших 34 самолетовылета. "Произведено 13 воздушных боев. Сбит один МЕ-109. Самолет ЯК-7 ст. лейтенанта Колесниченко не вернулся с задания".

"Сержант Барановский, после нескольких атак, сбил МЕ-109, который загорелся и упал между Дубовкой и Качетовкой".

"Для восполнения потерь в технике в полк прибыли семь ЯК-1б".

 

01 февраля 1943 года. Аэродром Глубокий. На прикрытие своих войск 8 самолетов полка сделали 33 самолетовылета. Проведено 7 воздушных боев. Сбитых самолетов противника нет. Наши потери составили 3 самолета ЯК-7.

"По докладу экипажей, во время пикирования за Ю-87 самолет ст. лейтенанта Булатова, вращаясь, врезался в землю и взорвался". Погиб 01.02.1943.

"После обстрела ЗА самолет ст. сержанта Спижевого вошел в отвесное пикирование". Погиб 01.02.1943.

"Самолет сержанта Насурлаева, по докладу экипажей, с переворотом, подбитый МЕ-109, вошел в отвесное пикирование".

Сержант Насурлаев Ибрагим Насурлаевич 1922 г.р., пилот, награжден медалью "За оборону Сталинграда". Сбит в воздушном бою 01.02.1943. Погиб 01.02.1943.

02 февраля 1943 года. Аэродром Глубокий. 6 самолетов совершили 27 самолетовылетов на прикрытие наших войск в районы: Давыдо-Никольский. Широкий, Липовский, Ворошилов. "Проведено 5 воздушных боев в результате сбито: 1 Ю-87, 2 МЕ-109, 1 МЕ-109 подбит.

08:00 Н-2500м 4 ЯК-7, группа - ведущий майор Караулов - во время прикрытия войск в районе Самсонов атаковала 4 Ю-87. 1 Ю-87 загорелсяи упал в районе Верх. Краснянка, остальные бомбардировщики ушли в свое расположение, не сбросив бомбы".

Свои потери: 3 Як-7. Мл. лейтенант Стоянов, ст. сержант Барановский, серж. Дударев не вернулись с боевого задания".

 

05 февраля 1943 года. Аэродром Глубокий. Полк выполнял задачи прикрытия своих войск и сопровождение штурмовиков ИЛ-2 950 ШАП 288 ИАД. Работали 6 самолетов полка, сделавших 18 самолетовылетов.

"15:30 Н-1200 в районе Мал. Суходол 3 МЕ-109 пытались атаковать группу ИЛ-2. 3 ЯК-7, ведущий мл. лейтенант Рогозин, отбили атаки противника".

Мл. лейтенант Рогозин Николай Николаевич 1921г.р., командир звена, в Великой Отечественной войне принимает участие с 18.12.1941 года на Калининском, Юго-Западном фронтах. Провел 18 воздушных боев, лично сбил 8 самолетов противника. Впоследствии командир авиаэскадрильи, капитан. Награжден орденами: Орден Ленина (01.04.43); Красного Знамени (21.03.43); Отечественной войны 1 ст. (30.05.44); Александра Невского (12.05.45).

12 февраля 1943 года. Аэродром Глубокий. 8 самолетов полка совершили 13 самолетовылетов на прикрытие наших войск и сопровождение штурмовиков в районе Ворошиловграда (ныне - г. Луганск). Встреч с противником не было.

 

С 13 февраля по 21 февраля 1943 года. Аэродром Глубокий. Боевой работы не велось по причине плохих метеоусловий. 18 февраля 288 ИАД готовится к перебазированию на аэродром Левковка (20 км с-з Изюм), для чего "оперативная группа управления дивизии и передовые команды полков в количестве 129 человек убыли к новому месту дислокации".

 

22 февраля 1943 года. Аэродром Глубокий. "11:00-13:00 тремя группами 12 экипажей ЯК-7 перелетели с аэродрома Глубокий на аэродром Левковка".

 

25 февраля 1943 года. Аэродром Глубокий. Передислокация полка не завершена. "Отсутствует горючее для самолетов в 694 БАО" (694 батальон аэродромного обслуживания).

 

28 февраля 1943 года. Аэродром Левковка. 10 самолетов полка совершили 43 самолетовылета на сопровождение ИЛ-2 950 ШАП, на штурмовку войск противника в районах: Балаклея, Протопоповка, Лозовенька.

Потерь в воздухе не было.

Немцы провели штурмовку аэродрома Левковка. Аэродром, на котором базировались все части дивизии, не прикрыт зенитной артиллерией. 3 ЯК-7б уничтожены самолетами противника. Также были уничтожены 4 самолета ЯК-7 из состава 897 ИАП и 3самолета ИЛ-2 950 ШАП.

Видимо, аэродром после штурмовки самолетами противника был не пригоден для дальнейшего использования. "В 17:00 двумя группами 12 самолетов Як-7 перебазировались на аэродром Шевченково".

 

28 февраля 1943 года. Закончилась январская и февральская наступательная операции (01.01 - 22.02.1943 г.). Войска Юго-Западного фронта продвинулись на 100-150 км., разгромив главные силы 8-й итальянской армии, остатки 3-й румынской армии и нескольких немецких дивизий. Войска левого крыла фронта к 18 января вышли на Северский Донец в районе р. Быстрая, завязав упорные бои за плацдармы. Войска правого крыла фронта к 5 февраля занялиг. Изюм, а к 17 февраля г. Павлодар.

Попытка тормосинской группировки войск противника прорваться к окруженным под Сталинградом немецким армиям была полностью ликвидирована.

 

Схема 91

 

В Журнале боевых действий от 28.02.43 года отмечено: "За успешное выполнение поставленных задач, дивизия имеет ряд благодарностей и хороших отзывов." В частности,

Отзыв Командующего 3 Гвардейской армии генерал-майора Лелюшенко от 04.02.1943 года: "Летчики работали хорошо, а многие отлично. Объявляю благодарность. Лучших представьте к награде".

Отзыв командира 23 Танкового корпуса генерал-лейтенанта Пушкина от 04.02.1943 года: "Несмотря на превосходящие силы воздушного противника, авиация 1 САК сбила 16 самолетов противника, в том числе, имеется один таран. С поставленной задачей справились с оценкой "отлично".

Отзыв Командующего 3 Гвардейской армии генерал-майора Лелюшенко от 06.02.1943 года: "Сегодня на совещании командиров корпусов, заслушав отзывы о действиях нашей авиации за текущую операцию, командиры корпусов, все как один, заявили, что 1 САК с поставленной задачей, несмотря на ограниченное количество сил, справляется отлично. Я лично с оценкой корпусу согласен!"

Отзыв командира 297 Стрелковой дивизии полковника Мукина: "Передайте летчикам-штурмовикам, действовавшим по северному вокзалу Ворошиловград 07.02.43, мою благодарность.

Действовали отлично, создали много очагов пожара, вся красноармейская масса их работой была восхищена".

 

02 марта 1943 года. Аэродром Шевченково. Прикрытие своих войск в районе: Волков Яр, Балаклея, и прикрытие своего аэродрома обеспечивали 5 ЯК-7, сделавших 18 самолетовылетов.

"Произведено два воздушных боя в результате которых подбит 1 Ю-88. Своих потерь нет".

2 ЯК-к, ведущий мл. лейтенант Анохин, подбили один Ю-88. 2 ЯК-7. Группа ведущего капитана Смешкова безрезультатно атаковала ХЕ-111.

Мл. лейтенант Анохин Борис Иванович 1923 г.р. ст. пилот, в битве за Сталинград сбил один Ю-52. За период с 09.01.1942 по 07.09.1944 года лично сбил 4 самолета противника. В конце войны ком. звена, ст. лейтенант. Награжден орденами: Красной Звезды (21.02.43); Отечественной войны 2 ст. (18.03.43); Красного Знамени (30.05.44).

07 марта 1943 года. Аэродром Шевченково. Боеготовых 7 самолетов. "Вр. ком. полка капитан Смешков перелетел на аэродром Глубокий для лидирования оставшихся там экипажей".

"На должность командира 288 ИАД прибыл зам. командира 282 ИАД п\полковник Анащенко".

Предшественник, командир дивизии с 1 июля 1942 года по 18 февраля 1943 года полковник Коновалов Сергей Филиппович. 1911г.р. Участник, боев у оз. Хасан. Сбил 2 самолета противника. Награжден медалью "За оборону Сталинграда", орденом Красной Звезды (05.11.42). Умер 18.02.1942 года от отравления.

Уже закончив работать над проектом "За оборону Сталинграда", я решил вернуться к освещению событий, связанных со сменой руководства 659 ИАП и 288 ИАД, произошедших в одно и то же время.

Смущает факт смерти полковника, командира дивизии. Не верилось в банальное бытовое отравление, указанное в Приказе главного управления формирования и укомплектования войск Красной Армии от 21 апреля 1943 года № 0361. Я предполагаю, что из-за гибели командира полка командир дивизии попал под жесткий пресс обструкции со стороны начальников, политработников, надзирающих органов всех уровней. Полагаю, что под угрозой отстранения от исполнения должностных обязанностей онпроизвел суицид: от разборок на партийных комиссиях, служебных совещаниях, от обвинений в несостоятельности обеспечить высокий уровень дисциплины среди командного состава дивизии человек не выдержал, сломался.

В существующей и по сей день практике смерть военнослужащего не при исполнении должностных обязанностей ведет к поражению в правах семьи,отражающихся на начислении пенсии супруге погибшего. Командование, понимая всю абсурдность гибели командира дивизии, пошло на подмену факта смерти Сергея Филипповича во имя благополучия супруги полковника Коновалова С.Ф. - Антонины Сергеевны Коноваловой, проживавшей в это время в городе Свердловске.

 

09 марта 1943 года. Аэродром Шевченково. Для сопровождения штурмовиков ИЛ-2 и разведки войск противника было привлечено 8 самолетов полка, которые произвели 20 самолетовылетов.

"16:20-16:40 6 ЯК-7, ведущий ст. сержант Тайч, сопровождали 4 ИЛ-2. В районе цели на Н-400 м 2 МЕ-109 пытались атаковать штурмовиков, но были отогнаны".

Ст. сержант Тайч Михаил Семенович 1920 г.р., во время обороны Сталинграда лично сбил 1 самолет немцев. Впоследствии командир авиаэскадрильи, ст. лейтенант, произвел 210 успешных боевых вылетов, лично сбил 2 самолета противника. Награжден медалью "За оборону Сталинграда", орденами: Отечественной войны 1 ст. (07.01.43); Красного Знамени (21.03.43); Красного Знамени (30.05.44); Александра Невского (12.06.45).

11 марта 1943 года. Аэродром Шевченково. Самолеты полка выполняли задачи по сопровождению штурмовиков своей дивизии в районе Дергачи. Ведение разведки в пунктах: Дергачи, Муром, Липцы. Привлечено 7 истребителей, выполнивших 23 самолетовылета.

Сопровождая ИЛ-2 на штурмовку, 7 истребителей полка вели бой с восемью МЕ-109. "…результаты которого неизвестны, так как 3 ЯК-7 летчики ст. лейтенант Одноочко, ст. лейтенант Тайч, и ст. сержант Заборцев с задания не вернулись".

 

13 марта 1943 года. Аэродром Шевченково. Полк силами 4 самолетов, совершивших 4 самолетовылета, сопровождали штурмовики ИЛ-2 в район Соколово.

"После посадки, на пробеге самолет ст. сержанта Фролова из-за непригодности аэродрома встал на нос" (скапотировал).

Журнал боевых действий дивизии свидетельствует о том, что по причине плохих погодных условий, недостатка горючего и плохой поверхности аэродрома Шевченково, на котором базируются части дивизии (659 ИАП, 637 ИАП, 897 ИАП, 950 ШАП и управление дивизии), боевая работа велась ограниченно.

В книге командира 288 ИАД генерал-майора Смирнова А.С. "Небо моей молодости" рассказано, к каким хитростям приходилось прибегать для того, чтобы обеспечить взлет самолета в условиях размокшего, до состояния болота, взлетного поля. В частности, два техника садились на "хвостовое оперение" истребителя. Летчик разгонял машину, и когда шасси отрывались от летного поля, механики скатывались с самолета. Таким образом, избегали капотирования самолета при взлете.

 

15 марта 1943 года. Аэродром Куриловка. 5 самолетов боеготовые, 4 самолета совершили 9 самолетовылетов на сопровождение ИЛ-2 в районы: Андреевка, Привольск, Сороковка, Степановка. "Проведен один воздушный бой, в результате побит 1 Ю-88. Своих потерь нет".

 

16 марта 1943 года. Аэродром Куриловка. Дивизия всем составом перебазировалась на аэродром Куриловка. В дивизии боеготовые 4 ЯК-7. Боеготовых штурмовиков ИЛ-2 нет.

 

18 марта 1943 года. Аэродром Куриловка. Полк силами двух боеготовых ЯК-7 сопровождает 267-ю штурмовую авиадивизию в район Харькова. Самолеты полка возвратились без потерь.

11 марта с боевого вылета не вернувшиеся летчики: ст. лейтенант Одноочко, ст. лейтенант Тайч, и ст. сержант Заборцев прибыли в часть без самолетов. Самолеты находятся в местах вынужденной посадки, требуют ремонтно-восстановительных работ.

Больше о судьбе ст. лейтенанта пилота Одноочко информации на интернет - ресурсах нет.

 

20 марта 1943 года. Аэродром Куриловка. В полку 5 боеготовых самолетов. "Части дивизии боевой работы не проводили".

 

21 марта 1943 года. Из Журнала боевых действий 288 ИАД: "Части дивизии боевой работы не вели. Согласно шифротелеграмме командующего 17 ВА, исправная материальная часть 659, 897, 950 ап в количестве 7 ЯК-7 и 1 ИЛ-2 переданы по акту в 3 САК и неисправная мат. часть в количестве 6 ЯК-7 сдана представителю 17 ВА в Миллерово".

 

22 марта 1943 года. Управление и части дивизии начали перебазироваться в Куликовку. Передовые команды на машинах, остальной личный состав - пешим порядком, группами по 10-12 человек (это по прямой примерно 80 км в тыл, на восток) отправились к новому месту дислокации и к 30 марта прибыли в пункт назначения. В Журнале боевых действий отмечено, что личный состав был обут в валенки. Командир дивизии и начальник штаба прибыли на аэродром Куликовка 24 марта самолетом У-2.

 

Закончилось оборонительное сражение левого крыла Воронежского фронта и правого крыла Юго-Западного фронта на Харьковском направлении. 22.02.1943 - 23.03.1943.

 

Схема 100

 

Парадигма войны заключается в череде побед и поражений. 15 марта советские войска в результате контрудара противника оставили г. Харьков и к 23 марта отошли за р. Северский Донец. На этом рубеже фронт стабилизировался.

Обескровленный 659 ИАП в составе 288 ИАД был отправлен в тыл для переформирования.

 

31 марта 1943 года. Аэродром Куликовка.

Из журнала Боевых действий 288 ИАД: "04:00 начальник штаба дивизии подполковник Калошин и нач. отдела кадров майор Гумненко убыли в командировку для отбора личного состава и укомплектования частей дивизии.

С 12:00 до 14:00 командир дивизии подполковник Анащенко провел совещание с начальниками отделов и служб управления дивизиии командованием полков по подведению итогов боевой работы дивизии на ЮЗФ с 29.11.42 по 30.03.43 г. и поставил задачи перед частями на ближайший период учебно - боевой подготовки".

На совещании был зачитан текст из боевой характеристики действий 1 САК по обеспечению операций 6А в период с 28.02 по 20.03.43 г., сделанной Командующим 6А генерал-майором Харитоновым и одобренной Членом Военного совета армии полковником Фабкиным:

"В условиях недостатка горючего, крайней затрудненности его подвоза, частой смены аэродромов и неподготовленности их, 1 САК, по заявкам армии, в период развернувшегося наступления немцев, успешно действовал по подходящим резервам противника, по скоплению его войск и непосредственно по боевым порядкам наступающих частей противника. При огромном превосходстве в воздухе противника части 1 САК выполняли задачи прикрытия своих войск, зачастую слабыми силами, отражая превосходящие силы противника!"

"При выполнении боевых задач по заявкам 6А личный состав 1 САК, проявил отвагу мужество, умение и готовность выполнить задачу".

"При встрече в воздухе с авиацией немцев летчики 1 САК смело вступали в бой с превосходящими силами противника".

 

Послесловие. В результате анализа записей Журнала боевых действий 288 ИАД всоставленном мною списке приведены имена 37 летчиков полка, принимавших участие в обороне Сталинграда. Из них 11 человек погибли, 6 не вернулись с боевого задания,о 7 на страницахинтернет-ресурсов нет сведений.

 

27 октября 1942 года 659 ИАП прибывает на Юго-Западный фронт. На его вооружении - 28 истребителей ЯК-7б.

Для восполнения потерь в самолетах полк получил 13 истребителей ЯК-7б.

По состоянию на 21 марта 1943 года в полку было 5 боеготовых самолетов.

Потери полка в технике за 116 дней боевых действий составили 36 самолетов.

 

За 116 дней пребывания на фронте летчики полка провели 132 воздушных боя. Сбили 46 самолетов противника.

 

Бои за Победу еще продолжались, но после Сталинграда произошел коренной перелом!

 

04 апреля 1943 года. Аэродром Куликовка. "На основании шифртелеграммы зам. ком. ВВС КА № 04924\Ш летный и технический состав частей готовится в командировку за получением новой мат. части, доукомплектования личным составом и прохождения тренировок в 3 ЗАБ. (Ахтарск, Багай-Барановка)"

659 ИАП проходил переформирование в 3-й запасной авиационной бригаде на аэродроме Багай-Барановка (90 км с-з Саратов), в которой проходили тренировку летчики и производили ввод в строй молодое пополнение.

В ноябре 1942 года с целью усиления боевого состава авиационных полков вводились новые штаты. Вместо двух эскадрилий по девять самолетов в истребительных и штурмовых полках ввели три эскадрильи. Звено из трех самолетов заменили звеном из двух пар. Новая организация позволила улучшить условия маневра самолетов в воздухе, повысить огневую мощь звена.

На 01 июня 1943 года полк был укомплектован 32 истребителями ЯК-1.

 

Война продолжалась. Впереди полк ждали Изюм-Барвенковская операция, бои за освобождение Запорожья, участие в Ясско-Кишинёвской, Белградской, Будапештской, Венской операциях, ставших ценой триумфальной Победы.

 

Среди потерь не могу не отметить нашего земляка, можаича, летчика 659 истребительного авиационного Галацкого Краснознамённого орденов Суворова и Кутузова полка - младшего лейтенанта Евсеева Бориса Федоровича, 1923 г.р., родившегося в деревне Ченцово, Можайского района Московской области. Полк в составе 17 ВА 3-го Украинского фронта принимает участие в разгроме немецко-румынских войск в районе Кишинев-Яссы. Август 1944 г. (01.08.1944 - 31.08.1944).

Из Журнала боевых действий 288 ИАД от 21 августа 1944 года. "15.40-16:35 Н-2000-2800 м. 8 ЯК. Ведущий капитан Павловский, сопровождали 9 В-3 в район Кайнари. В районе Золотянка сопровождавшие истребители были внезапно атакованы сверху парой ФВ-190. В воздушном бою сбит 1 ЯК, летчик мл. лейтенант Евсеев. Самолет упал восточнее п. Золотянка". Летчик погиб. Похоронен с соблюдением воинских почестей в районе Кайнари (Румыния). Точное место захоронения неизвестно.

 

Сталинград! Одна из самых героических страниц истории Отечества. Можно с гордостью сказать, что летчики 659 истребительного авиационного Галацкого Краснознамённого орденов Суворова и Кутузова полка вписали достойную строку в эту летопись.

 

 

январь2012 - июль 2016 года

Владимир Трушин

 

Дальше

 

© В.И.Трушин, 2016 г.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.