11-я отдельная авиационная эскадрилья ПВ НКВД

Командиры эскадрильи

Звание Имя Период Примечание
подполковник В. Филиппов 1939  
майор Николай Николаевич Петров 10.40 - 09.07.41  

 

Сформирована в октябре 1939 г. в составе Отдельной авиабригады Погранвойск НКВД для оперативного использования самолетов на участке Украинского пограничного округа в г. Броды.

Позднее эскадрилья перебазирована на о. Сааремаа (Эзель) в Кингисепп. Руководящий и летный состав этой авиачасти погранвойск был в основном укомплектован опытным летным составом управления и штаба авиабригады. Эскадрилья получила на вооружение 10 самолетов СБ, 2 Р-5, кроме имеющихся 6 гидросамолетов МБР-2 бис.

После получения самолетов СБ личному составу эскадрильи пришлось расширять стоянки и удлинять взлетно-посадочную полосу своего аэродрома Курессааре (Кингисепп) и запасных аэродромов Кагул и Асте. Именно с этих аэродромов с 8 августа по 5 сентября 1941 г. советская дальняя авиация под командованием полковника Е.Н.Преображенского на самолетах ДБ-Зф (Ил-4) бомбила Берлин.

Первые боевые вылеты эскадрилья произвела 22.0.41 г., когда звено из трех самолетов СБ провело первую бомбардировку колонны противника в районе нп Руцава. В первые часы войны эскадрилья получила задачу непрерывно вести разведку побережья и прибрежных вод, своевременно обнаруживать возможный подход десантов противника к островам Сааремаа и Даго, которые прикрывали вход в Финский и Рижский заливы. В течение двух недель, невзирая на метеоусловия, экипажи эскадрильи вылетали на воздушную разведку и доставляли ценные разведданные о противнике и подходах его кораблей к островам и побережью.

Экипажи вступали в бой с вражескими истребителями и наносили бомбовые удары по колоннам войск противника. На пятый день войны 26 июня эскадрилья в полном составе провела штурмовку механизированной колонны врага в районе Даугавпилса. В результате было остановлено продвижение колонны и уничтожено много техники и живой силы противника.

30.06.41 г. восьмерка СБ повторила налет на механизированную колонну противника в районе Даугавпилса и без потерь вернулась на базу.

С 01.07.41 г. эскадрилья была придана в оперативное подчинение 4-й сад и перебазирована на аэродром Вехна. Боевые полеты совершались по несколько раз в день.

Когда передовые части противника подошли к Острову и Пскову, эскадрилья перебазировалась на аэродром Старая Русса, где собрались остатки многих авиационных частей северо-западного направления.

06.07.41 г. эскадрилья окончательно передана в состав 4-й сад. При этом два морских авиазвена самолетов МБР-2 вошли в состав Балтийского флота, а затем были переданы в распоряжение разведывательного отдела 7-й армии Северного фронта.

07.07.41 г. состоялся последний боевой вылет пограничной эскадрильи на бомбометание по скоплению моторизованных частей противника на переправах Даугавы. В том бою было сбито 10 советских самолетов: 4 - из 11-й оаэ погранвойск и 6 - из 35 бап ВВС. От пограничной эскадрильи осталось всего три самолета.

Через несколько дней два оставшихся самолета СБ были переданы в состав 4-й сад, личный состав был распределен по частям ВВС, а командир эскадрильи майор Н.Петров с небольшой группой летного и технического состава 11.07.41 г. на самолете УСБ прибыл в Быково для формирования новой авиационной части.

 

Источники информации:

1. Новиков В.С. Крылья границы: Историко-документальный очерк. - М.: Граница, 2008. - 455с.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.