91-я отдельная учебная авиационная эскадрилья ГВФ

Командиры эскадрильи

Звание Имя Период Примечание
  Соколов Дмитрий Андреевич 15.02.41 - 05.43  

 

Сформирована на основании Приказа начальника ГУ ГВФ №112 от 16.12.1940 г. в составе Енисейской авиагруппы ГВФ в г. Абакане. Размещалась в аэропорту Абакана.

К 08.01.41 г. в Абакан прибыли из Тамбовского летного училища 19 пилотов, которые стали летчиками-инструкторами 91-й учебной эскадрильи.

Командиром учебной эскадрильи был назначен пилот 2-го класса Дмитрий Андреевич Соколов, начальником учебно-летного отдела – Василий Константинович Цыганаш, комиссаром эскадрильи – В.П.Воронков, начальником штаба – Герман Иванович Кондратьев, инженером эскадрильи – Филипп Федорович Сквирский, командирами отрядов – Николай Анастасьевич Добудогло, Александр Алексеевич Никитин и Александр Прокофьевич Перепелкин; командирами звеньев – Кириллов Николай Степанович, Сикач И.М.; инструкторами-пилотами – Астафьев Алексей Терентьевич, Покотило Степан Афанасьевич, Сиротин В.В., Петров П.Д., Яблоков Дмитрий Александрович, Жоголев Василий Михайлович, Вахрулин Иван Федорович, Калашник Григорий Федорович, Подольский Афанасий Зиновьевич; авиатехниками – Родин Н.Н., Крылов В.В., Антонов Л.С., Грищенко К.И.,Паршаков Иван Семенович, Калинин Петр Петрович.

При организации размещения учебных эскадрилий ГВФ возникала масса проблем. Первая – помещения. В этом плане 91-й оуаэ повезло – в Абакане была возможность использования имеющихся зданий и сооружений аэропорта ГВФ. Огромные проблемы с обеспечением обмундированием, продовольствием, горючим для полетов не помешали начать подготовку пилотов. В течение нескольких месяцев был упорядочен учебный процесс, решены частично вопросы обеспечения, даже срочно были изданы учебные пособия по мотору М-11 (6 000 экз.), самолету У-2 (5 000 экз.), теории полета (5 000 экз.), наставление по производству полетов (5 000 экз.), курс летной подготовки для авиашкол (6 000 экз.).

Подготовка пилотов в системе ГУ ГВФ проводилась по программам первоначального обучения пилотов с 30 часами налета на каждого курсанта. Учебно-летная работа проходила нормально, и к 1 августа 1941 года был сделан первый досрочный выпуск пилотов. Выпускники 91-й учебной эскадрильи в 1941 году по плану ГУ ГВФ должны были пойти на комплектование Новосибирской военной авиационной школы пилотов (ВАШП). К 30.09.1941 г. 214 выпускников 91-й УАЭ из Абакана были отправлены в Новосибирск.

Из производственного отчета по основным показателям работы 91-й учебной эскадрильи ГВФ за 1941 год: «…Принято 399 курсантов (по плану – 380). Окончили обучение в 1941 году – 214, отчислено по разным причинам – 35. Продолжают обучение – 149. Средний налет на одного курсанта – 30 часов, в том числе самостоятельных – 18 часов. За 1941 год произошло 8 летных происшествий, в том числе: поломок самолета – 5, вынужденных посадок – 2, катастроф – 1».

Приказом НКО №0061 от 1 апреля 1942 года на учебные эскадрильи ГВФ была возложена задача подготовки пилотов из гражданской молодежи и авиамехаников ВВС на самолете У-2 с налетом 55-60 часов с прохождением программы обучения штурманской, слепой и ночной подготовке. Сроки выпуска – к 15 июня, к 1 октября, к 15 декабря 1942 года. Все курсанты, успешно окончившие обучение, направлялись в ВАШП ВВС. Выпускники, прошедшие обучение по расширенной программе, были отлично подготовлены на самолетах У-2 и после окончания обучения многие напрямую были направлены на фронт в транспортные, ночные бомбардировочные полки и эскадрильи связи, оснащенные самолетами У-2(По-2).

На 1 июня 1942 года в 91-й УАЭ ГВФ было 84 человека постоянного личного состава (по штату должно было быть 100), в том числе 28 – летно-инструкторского (командир эскадрильи, 2 командира отрядов, 4 командира звеньев, 21 инструктор-пилот). Учебных самолетов У-2 было 18 штук и один самолет П-5 для подготовки инструкторов. Состояние материальной части оставляло желать лучшего: большая часть самолетов дорабатывала или уже переработала межремонтный ресурс.

С июля 1942 года, в целях оказания практической помощи в организации учебно-летной, методической и воспитательной работы, 91-ю Абаканскую учебную эскадрилью ГВФ «взяла под крыло» Бирмская военная авиационная школа пилотов (г. Черногорск). Для этих целей были выделены кадровые командиры для непосредственной работы в эскадрилье. Контроль и помощь военной авиашколы значительно улучшили работу учебной эскадрильи.

В начале сентября 1942 года в 91-ю УАЭ ГВФ передали для продолжения обучения по первоначальной программе курсантов сержантов-авиамехаников ВВС КА из подлежащей расформированию 84-й Боготольской УАЭ ГВФ.

Результаты работы 91-й УАЭ ГВФ по состоянию на 23.07.1942 г.: «…Всего обучается курсантов старого набора – 146. Из них к 1 июля 1942 года 143 курсанта закончили слепую подготовку, 108 – штурманские полеты, 18 – вылетели ночью, 3 – закончили 3-ю задачу Курса учебно-летной подготовки (КУЛП) (фактически закончили обучение). По дополнительному заданию эскадрилья должна подготовить 70 человек из числа сержантов-авиамехаников, прибывших из Селищенской ШМАС ВВС Красной Армии. 68 курсантов первого набора из авиамехаников ВВС находятся на первоначальной теоретической подготовке».

В конце августа 1942 года сдавало госзачет 142 человека (6 человек «списаны» по здоровью). Сдали на «отлично» – 89, на «хорошо» – 53. 10 выпускников-отличников оставлены инструкторами, 21 выпускник направлен в распоряжение отдела кадров ГУ ГВФ. К 1 января 1943 года должно было быть выпущено еще 60 пилотов.

Эскадрилья пользовалась зданиями, сооружениями, средствами механизации и аэродромного обслуживания, перешедшими от 217-го авиаотряда спецприменения (АОСП) Енисейской авиагруппы ГВФ.

На 1 декабря 1942 года в 91-й УАЭ проходило обучение 129 курсантов, из них 118 – это сержанты-авиамеханики из ВВС, 11 – инструкторы.

К весне 1943 года уже не было необходимости в таком большом количестве учебных эскадрилий в системе ГВФ. ГУ ГВФ было принято решение о расформировании всех учебных эскадрилий с одновременным созданием на базе четырех из них – 53-й Петропавловской, 112-й Купинской, 16-й Павлодарской и 111-й Исиль-Кульской – школ пилотов ГВФ с годичным сроком обучения.

В Абакане 91-я учебная эскадрилья ГВФ была расформирована в мае 1943 года. Основная часть инструкторского состава и выпускники были направлены в Летный Центр ГВФ в г. Новосибирске для переучивания на тяжелые самолеты, оставшиеся пилоты и техники вместе с материальной частью влились в состав Купинской школы пилотов ГВФ.

 

Источники информации:

1. Вклад в победу 91-ой учебной авиационной эскадрильи Гражданского воздушного флота (г. Абакан)

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.