840-й авиационный полк дальнего действия
840-й дальнебомбардировочный авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Сергей Александрович Гельбак 04.42 - 03.43  
майор Василий Иванович Лукин 03.43 - 1944  
подполковник С.Л.Ударцев 03.45 - 08.49  

 

В действующей армии:

  • 09.04.42 - 12.05.42 (840 дбап)
  • 24.06.42 - 16.02.43 (840 ап дд)
  • 28.05.43 - 05.06.44 (840 дбап)
  • 02.11.44 - 09.05.45 (840 дбап)
  • 09.08.45 - 03.09.45 (840 дбап)

Начал формироваться 04.04.42 г. в составе АДД как 840 дбап на аэродроме Лебедянь (Брянский фронт) на базе личного состава 139 бап. Первоначально имел двухэскадрильный состав. На вооружении имел самолеты ДБ-3.

С мая 1942 г. введен в систав авиации дальнего действия и с 24.06.42 г. действовал в составе 113 ад дд.

В июле 1942 г. полк, не прерывая боевую работу, перевооружился на самолеты Ил-4.

Летом 1942 г. действовал в интересах Западного, Воронежского и Брянского фронтов.

В августе 1942 г. в полк вошла 3-я аэ из расформированного 820 дбап.

Осенью основным районом боевой работы полка стал Сталинград. В августе-сентябре в район Сталинграда произведено 272 боевых вылета, сброшено 305 т бомб. Наиболее подготовленные экипажи всю осень 1942 г. выполняли одиночные ночные налеты на хорошо прикрытые зенитками железнодорожные узлы Лихая, Касторная, Миллерово и аэродром Курск. В интересах Западного фронта полк работал по аэродромам Сеща, Орша, Болбаново, Витебск, по железнодорожным узлам Смоленск, Рославль, Ельня. В ноябре 1942 г. налетам подверглись штабы и скопления пехоты и техника противника в Великих Луках, Невеле и Сычевке.

В январе 1943 г. привлекался к прорыву блокады Ленинграда, выполнено 94 боевых вылета, сброшено 103 т бомб. Параллельно наносились удары по железнодорожному узлу Брянск и по скоплениям войск противника в полосе Брянского фронта.

В феврале 1943 г. переведен из состава АДД в состав ВВС и переименован в 840 дбап. В апреле личный состав вернулся в АДД, полк же вместе со всей материальной частью остался в ВВС. Личный состав был набран в основном за счет молодого пополнения. В преддверии Курской битвы молодые летчики фактически доучивались: осваивали полеты днем в строю девяток. С мая полк базировался на аэродромах Тульского аэроузла.

Летом 1943 г. действовал днем под прикрытием истребителей. Наибольшее количество боевых вылетов выполнялось в интересах Брянского фронта.

В мае 1944 г. самолеты Ил-4 в количестве 38 машин были сданы в другие полки 113-й авиадивизии. Личный состав полка (32 экипажа) с июня по ноябрь осваивал новую технику - бомбардировщики Ту-2. На Ту-2 переучилось 45 летчиков, 38 штурманов, 38 радистов и 38 воздушных стрелков. Теоретическую подготовку летный состав проходил в Москве, на авиазаводе No. 23 и в ЦИАМЕ.

20.10.44 г. включен в состав 326 бад 3-й ВА 1-го Прибалтийского фронта.

С 23.11 по 15.12.44 г. полк перебазировался с аэродрома Григорьевское (Подмосковье) на аэродром Шауляй. Боевые вылеты выполнялись днем под прикрытием истребителей. Бомбометание производилось с горизонтального полета, с высот 2000-3000 м. Первые боевые вылеты на Ту-2 совершены по переднему краю и артиллерийским позициям немецких войск в окрестностях городов Либава и Прекуле. Затем маршруты полетов удлинились до Восточной Пруссии. Летали по-прежнему днем, под сильным истребительным прикрытием (чаще всего под прикрытием Ла-5 и "Аэрокобр").

За декабрь-январь боевые потери полка составили один Ту-2, сбитый истребителем 29.12.44 г. в районе Скрунды. Часто бомбардировщики возвращались из боевых вылетов буквально изрешеченными. В этот период полк произвел 108 боевых вылетов.

С января по май 1945 г. полк действовал в интересах 1-го Прибалтийского и 2-го Белорусского фронтов. Удары наносились по городам Кусен, Гросс-Дейшкайм, Пиллау, Данциг, Гросс-Хайлкруг, Дюссердорф, Берлин. За этот период выполнено 330 боевых вылетов, сброшено 450 т бомб. Последние в Европе боевые вылеты летчики полка произвели 28 и 29.04.45 г. по Берлину.

В Шнайдемюле полк базировался до 01.07.45 г., когда началась операция по переброске авиационного корпуса генерала Скока на Дальний Восток. Перебазирование в Монголию с посадками в Кобрине, Кубинке, Казани, Свердловске, Омске, Новосибирске и Белой заняло больше месяца. В самолетах помимо летчиков и штурманов находились инженеры эскадрилий и отрядов по спецоборудованию и вооружению. Остальной технический состав прибыл в Монголию по железной дороге, большинство прибыло к месту новой дислокации части с большим опозданием, когда война с Японией закончилась. По пути, в Раменском, изношенную матчасть с выработанным ресурсом или боевыми повреждениями заменили на новые Ту-2. С 05.08.45 г. полк базировался на монгольском аэродроме Рудовка (17 Ту-2).

09.08.45 г. в полк поступил приказ на боевой вылет - нанести бомбовый удар по опорному пункту японцев в г. Хайлар. На задание ушли три девятки. Зенитный огонь над целью оказался слабым, поэтому бомбы легли, как показал фотоконтроль, кучно и точно. Потерь в самолетах и летном составе не имелось. Из-за отсутствия техников летчики, штурманы, воздушные стрелки сами готовили бомбардировщики к боевым вылетам под руководством перелетевших вместе с ними инженеров. Чтобы хоть как-то снизить физические нагрузки на экипажи, ограничились только подвеской бомб и заправкой горючим. Командир полка подполковник Ударцев строго запретил открывать огонь из пушек и пулеметов без крайней необходимости. Бомбовым ударам подверглись города Салунь, Линьдунь и Долонор, Ванемяо. В период войны с Японией полк выполнил 3 боевых вылета (32 самолето-вылета), сбросив 433 т бомб.

Всего за годы боевых действий полк выполнил 1680 боевых вылетов, было сброшено 1894 т бомб, разбросано 1 млн. 859 тыс. листовок. Семь раз полку объявлялась Благодарность Верховного Главнокомандующего.

 

Источники информации:

1. Данные Бориса Рычило.

2. Данные Евгения Лукина.

3. Никольский М. 326-я авиационная Тарнопольская ордена Кутузова II степени тяжелая бомбардировочная дивизия. — Авиация и Космонавтика, 2005, No. 2.

4. Дальняя авиация России. — Авиация и космонавтика, 2004, Спец. выпуск.

5. Перечень No.9 соединений и частей авиации дальнего действия со сроками вхождения их в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны.

6. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

 

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.