1-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья ПВ НКВД
1-й отдельный транспортный авиационный полк Погранвойск НКВД

Командиры эскадрильи/полка

Звание Имя Период Примечание
капитан Владимир Васильевич Емельянов 10.39 - 06.41  
капитан А.Бабанов 06.41 - 1942  
подполковник Николай Николаевич Петров 07.42 - 12.42 ВрИД
подполковник В.Сычев 12.42 - ?  

 

1-я отаэ сформирована в составе Отдельной авиабригады Погранвойск НКВД в октябре 1939 г. в Быково Московской области. Эскадрилью укомплектовали самолетами Р-10, СБ, Р-5, По-2, а затем и ПС-84 и Ли-2.

С началом войны командование авиабригады полностью укомплектовало экипажами все имеющиеся на аэродроме самолеты и, в первую очередь, недавно полученные Р-10 и СБ. В эти 15, а затем 18 штатных экипажей.

Кроме офицеров авиаэскадрильи, в составы экипажей были включены офицеры летных должностей штаба авиабригады. Однако летная нагрузка на эти экипажи намного превышала возможности летного состава - почти ежедневно при постоянной боевой готовности к вылету приходилось выполнять по два-три полета по специальному заданию.

В июле 1942 г. авиаэскадрилья была развернута в авиационный транспортный полк. Первоначально полк не имел номера. После передачи 1-го иап ПВ НКВД в состав ВВС Красной Армии, транспортный авиационный полк был переименован в 1-й отдельный авиационный полк пограничных войск.

Количество самолетов в транспортном полку по списку вначале было 36 и доходило порой до 42 единиц, но их на базе находилось постоянно не более 20-25 единиц. Остальные самолеты работали в различных точках страны и фронта в служебных командировках, периодически прилетая, при необходимости меняя экипажи, ремонтируя материальную часть и улетая на новые задания.

Летчики полка с момента формирования и до конца войны выполняли важные боевые задания командования по обеспечению боевых действий войск Красной Армии, по охране тыла фронтов и армий, осуществляли связь Центра со штабами фронтов, партизанских соединений и отрядов. Именно эти экипажи, звенья, а иногда и эскадрильи почти каждый день и ночь доставляли оперативные группы НКВД на фронт и в тыл врага, выбросили несколько тысяч десантников в глубокий тыл противника. Самолеты полка доставляли партизанам вооружение и боеприпасы, взрывчатку, обмундирование и продукты питания, обеспечивали медикаментами, рациями, вывозили больных и раненых партизан на Большую землю.

Полк выполнял много специальных заданий командования по связи со штабами фронтов, приграничными округами и прифронтовыми городами, в том числе с осажденным Ленинградом, производил переброски оперативного состава Главного управления пограничных войск и Центрального аппарата комиссариата НКВД СССР.

 

Источники информации:

1. Новиков В.С. Крылья границы: Историко-документальный очерк. - М.: Граница, 2008. - 455с.

 

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.