150-й скоростной бомбардировочный авиационный полк
35-й гвардейский бомбардировочный Сталинградский ордена Суворова авиационный полк

Примечание: в советских ВВС было два 150-х бомбардировочных авиаполка. Один 150 ббап был преобразован в 451 шап. О другом идет речь ниже.

 

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Михаил Федорович Бурмистров 15.11.38 - 25.08.39 Погиб
майор, подполковник Иван Семенович Полбин 25.08.39 - 10.42  
майор Василий Андреевич Новиков 11.42 - 04.43  
подполковник Г.М.Борцов 04.43 - 08.43  
майор Петр Александрович Панков 09.43 - 07.44  
майор, подполковник Павел Семенович Свенский 08.44 - 05.45  

 

В действующей армии:

  • 16.07.41 - 14.02.42 (150 сбап)
  • 13.07.42 - 02.08.42 (150 сбап)
  • 29.11.42 - 09.05.45 (35 гбап)

150 смешанный бомбардировочный авиационный полк сформирован по приказу 57 ОК No. 048 от 08.06.1938 г. в Монгольской Народной Республике в г. Баин-Обо-Сомон 08.06.38 г. из состава 20-й легкоштурмовой авиационной эскадрильи, вооруженной самолетами ЛШ-5 и 8-й легкобомбардировочной эскадрильи, вооруженной самолетами СБ, которые 28.08.1937 г. были переброшены в Монголию из состава частей ЗабВО для усиления Монгольской Народно-Революционной армии.

К 01.07.38 г. 150 сбап состоял из 3-х эскадрилий СБ, 3-х эскадрилий ЛШ-5 и вошел в состав 100 авиационной бригады 57 Особого корпуса. В сентябре 1938 г. полк окончательно был сколочен и в первых числах октября проверен командиром 57 Особого корпуса. Окончательное перевооружение самолетами СБ произошло в период с 15 мая по 15.09.39 г., во время событий на реке Халхин-Гол.

После разгрома японо-манчжурских войск в районе реки Халхин-Гол полк вышел на первое место 1-й Армейской группы в МНР и решением Военного Совета фронта 17.10.1939 г.переброшен в г. Читу.

С объявлением Отечественной воны полк в составе 28 сад ж/д транспортом перебазировался в г. Балашов, последний эшелон с матчастью и людьми прибыл в Балашов 06.07.41 г.

09.07.41 г. из состава 32, 38, 150 авиаполков 28 авиадивизии (приказ 28 АД No. 0035 от 09.07.41 г.) выделено по 1 ночной эскадрильи, из которых сформировался 150-й ночной бомбардировочный авиаполк 3-х эскадрильного состава. В этом составе 150 бап вступил в Отечественную войну (приказ 46 АД No. 0029 от 18.07.1941 г.).

16.07.41 г. полк перелетел в Ржев и вошел в состав 46 авиационной дивизии. Первый боевой вылет произведен 17.07.41 г. Осенью - зимой 1941 г. участвовал в отражении немецкого наступления на Москву.

14.02.42 г. 150 бап вышел из состава 46 ад и убыл в г. Киржач для переучивания на самолет Пе-2, где вошел в подчинение инспекции ВВС КА. Первые два самолета были получены в марте 1942 г. К 01.05.42 г. летно-техничский состав в совершенстве овладел самолетом Пе-2, а к 20.05.42 г. 12 экипажей закончили программу ночной подготовки на самолете Пе-2.

В период 13.07.42 - 02.08.42 г. полк на самолетах Пе-2 дйствовал на Сталинградском фронте с аэродрома Гумрак. В начале августа вернулся в Люберцы.

25.10.42 г. полк вышел из подчинения инспекции ВВС КА и вошел в состав 285 бад/5 гбад (приказ НКО No. 00247 от 17.10.42 г.)

22.11.42 г. 150 бап преобразован в гвардейский 35 гбап

04.05.43 г. полку присвоено почетное наименование «Сталинградский» (Приказ НКО от 04.05.43 г. No. 207).

Боевой путь

Период Соединение Подчиненность Самолеты Примечание
06.39 - 08.40 100-я саб ЗабВО ЛШ-5, СБ  
08.40 - 21.06.41     Ер-2, СБ  
16.07.41 - 14.02.42 46 ад ВВС 22 армии,
Калининский фронт
СБ  
         
14.07.42 - 08.42 1 оаг   Пе-2  
         
25.10.42 - 22.11.42 285 бад 2 бак Пе-2  
22.11.42 Преобразован в 35 гбап Приказ НКО СССР No. 374 от 22.11.42 г.
22.11.42 - 03.09.43 285-я бад 2-й бак Пе-2  
03.09.43 - 26.12.44 5 гбад 1 гбак Пе-2  
26.12.44 - 05.45 5 гбад 5 гбак Пе-2  

 

 

Источники информации:

1. Пруссаков Г.К. и др. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). — М.: Воениздат, 1973.

2. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

3. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. - М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 1999.

4. Жолудев Л.В. Стальная эскадрилья. — М.: Воениздат, 1972.

5. Данные Бориса Рычило.

6. Данные Владимира Савончика.

7. Данные Михаила Быкова.

8. Данные Евгения Агафонова.

9. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.