39-й бомбардировочный авиационный полк
39-й отдельный разведывательный Никопольский ордена Александра Невского авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Захарычев 06.41  
  Морозов    
подполковник Алексей Григорьевич Федоров 03.43 - 14.09.43  
подполковник Никифоров Николай Александрович    
майор Новожилов    
майор Алексей Сергеевич Ахматов    
подполковник Степанов    

 

В действующей армии:

  • 22.06.41 - 28.06.41 (39 бап)
  • 04.10.41 - 06.11.41 (39 бап)
  • 16.12.42 - 04.04.43 (39 бап)
  • 04.04.43 - 09.05.45 (39 орап)

Сформирован в 1936 г. в Старом Быхове как 39 бап. На вооружении имел бомбардировщики СБ.

В течение всего довоенного периода он принимал участие во всех воздушных парадах над Москвой.

В сентябре 1939 г. участвовал в захвате Восточной Польши.

Зимой 1939-40 гг. участвовал в войне с Финляндией.

Перед началом войны входил в состав 10 сад, базировался в Пинске, Жабчицы.

К 22.06.41 г. имел на вооружении 43 самолета СБ (в том числе 2 неисправных), а также 9 Пе-2, который экипажи еще не освоили.

22.06.41 г. аэродром в Пинске подвергся четырем бомбежкам. На земле сгорело 25 СБ и 5 Пе-2. В 7 часов 18 СБ нанесли удар по переправам через Буг у деревни Мельник. При возвращении атаками немецких истребителей были сбиты все самолеты группы. В тот же день полк получил приказ на эвакуацию в район Гомеля.

Осенью 1941 г. остатки полка действовали под Москвой, базируясь в Раменском. К октябрю в части оставался один самолет. В середине октября 1941 г. полк отправлен в Энгельс на переформирование, где получил на вооружение самолеты Пе-2.

С декабря 1942 г. входил в состав 202 бад.

04.04.43 г. преобразован в 39 орап.

Действовал в составе 17 ВА.

В феврале 1942 г. за отличия в боях за освобождение г. Никополя полку присвоено почетное наименование Никопольский.

В апреле 1945 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками при овладении Будапештом полк награжден орденом Александра Невского.

 

В 1954 г. полк базировался в г. Самарканде Уз.ССР. В 1952-53 г.г. переходил с винтомоторных самолетов Пе-2 на реактивные Ил-28Р. В связи с ограниченными возможностями аэродрома для реактивных самолетов в 1956 г. полк перебазировался в г.Фергана Уз.ССР. В 1960 г. в связи с сокращением в ВС СССР 39 орап был расформирован и на его базе создан 334 ораэ с передачей ей Знамени Полка и сохранением номера воинской части 53898. В 1964 г. 334 ораэ решением командования ТуркВО была передислацирована на аэродром Тахиаташ Каракалпакской АССР. В 1968 г. 334 ораэ была передислацирована в г. Балхаш. И на ее базе был вновь восстановлен 39 орап. В мирные дни 39 орап и 334 ораэ выполнением аэрофотосъемки внесли большой вклад в создание топографических карт высокогорных районов Среднеазиатских республик.

 

Источники информации:

1. РККА.

2. Иринархов Р.С. Западный Особый... — Мн.: Харвест, 2002.

3. Федоров А.Г. В небе — пикировщики! — М.: ДОСААФ, 1986.

4. 17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены. — М., Воениздат, 1977.

5. Данные Бориса Рычило.

6. Данные Дмитрия Карленко.

7. Александр Медведь. Советская разведывательная авиация в начальный период войны.

8. Поляков В.Е. 39-й авиаполк.

9. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

10. Данные Мушега Карапетяна.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.