55-й "А" скоростной бомбардировочный авиационный полк
449-й бомбардировочный Нижнеднестровский ордена Суворова авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Константин Степанович Дубинкин 07.41 - 1942  
майор, подполковник Иван Иванович Малов 1942 - 22.09.44 Погиб
майор Виктор Фролович Тюшевский 09.44 - 05.45  

 

В действующей армии:

  • 07.08.41 - 14.09.41 (55 "А" сбап)
  • 09.02.43 - 09.05.45 (449 бап)

В июле 1941 г. 55 бап перебазировался с Дальнего Востока на запад. В Тамбове полк был разделен. Один остался с прежним номером и убыл под Ленинград. Второй полк под наименованием 55 "А" бап остался для доучивания в Тамбове.

05.08.41 г. 55 "А" бап совершил посадку на аэродроме под Полтавой, где вошел в состав 18 ад. Через несколько дней приступил к боевым действиям на участке Корсунь-Шевченковский - Богуслав - Киев, где понес первые боевые потери от истребителей противника.

11.08.41 г. действовал в районе Боярки, где опять потерял несколько самолетов.

Примерно с 10.09.41 г. входил в состав 14 сад Юго-Западного фронта.

Со второй половины августа и до середины сентября 1941 г. оставшиеся самолеты полка работали с Полтавского аэродрома в районе Кременчуга, выполняя задачи разведки и нанесения бомбовых ударов по танковым колонам Клейста и живой силе 17 пехотной армии противника, продвигавшихся к Днепру, а затем и по переправе в районе Кременчуга (нас. пункты Домоткань-Дериевка-Онуфриевка-Куцеволовка-Крюков).

К 10.09.41 г. в полку осталось всего 3 самолета, которые были направлены для уничтожения переправы в район Кременчуга без истребительного прикрытия и сбиты над понтонной переправой.

12.09.41 г. полк остался полностью "безлошадным" и в эту же ночь отправлен в тыл на переформирование, пополнение и переучивание летчиков на самолет Пе-2.

Вероятно, в этот период полк был переименован в 449 бап.

В июне 1942 г. переучивание было прервано по причине замены материальной части с Пе-2 на американский бомбардировщик А-20 "Бостон". Личный состав полка был перебазирован в Среднюю Азию в район г. Кировобад.

22.11.42 г. почти полностью укомплектованный самолетами и личным составом полк перебазировался в Москву, затем в Тамбов, где был окончательно доукомплектован личным составом и недостающей техникой. В этот период в Тамбове полк был включен в состав 244 бад. 08.02.43 г. перелетел на фронтовой аэродром Старая Станица под Миллерово, где снова приступил к боевой работе после 17 месячного перерыва.

 

Источники информации:

1. 17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены. — М., Воениздат, 1977.

2. Данные Бориса Рычило.

3. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

4. Евдокимов Г.П. 300 вылетов за линию фронта. — Ижевск: Удмуртия, 1979.

5. Данные Анатолия Бышенко.

6. Хазанов Д.Б. 1941. Битва за небо. От Днепра до Финского залива. — М.: Яуза, Эксмо, 2007.

7. ЦАМО, ф. 229, оп. 181, д. 50. Журнал боевых действий и учета боевого состава ВВС ЮЗФ с 22.07.41 по 06.08.41 г.

8. ЦАМО, ф. 229, оп. 181, д. 51. Журнал боевых действий и учета боевого состава ВВС ЮЗФ с 07.08.41 по 22.08.41 г.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.