60-й скоростной бомбардировочный авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
полковник Евгений Павлович Астафьев ? - 11.07.41 НБЗ
ст. политрук Георгий Семенович Семенов 11.07.41 - ? ВрИД

 

В действующей армии: 09.07.41 - 05.08.41 г.

 

Сформирован в предвоенный период. Принимал участие в боевых действиях советско-финляндской войны 1939-1940 гг.

К весне 1941 года - в составе 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа с местом дислокации в авиагарнизоне "Лебедин" (районный город Лебедин Сумской области Украинской ССР).

До мая 1941 г. имел на вооружении самолеты P-Z. После их сдачи в самом начале июня 1941 г. летно-подъемный и летно-технический состав был переброшен в авиагарнизон "Климовичи" (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилевской области современной Белорусской ССР), где на штучных пикировщиках Пе-2 начался процесс освоения экипажами этой новой для них машины.

К началу июля 1941 г. полк имел на вооружении 22 бомбардировщика Пе-2.

09.07.41 г. полк включен в состав действующей армии с подчинением управлению 11 сад Западного фронта. В этот же день все 22 экипажа во главе с командиром полка полковником Евгением Павловичем Астафьевым прибыли из авиагарнизона "Лебедин" в авиагарнизон "Климовичи", что зафиксировано в приказе комдива-11 No.0/04 от 13.07.41 г.

Боевое крещение принял 10.07.41 г.

Из донесения об общих потерях материальной части и летного состава частей 11-й сад за период с 1 по 31.07.41 г.:

10.07.41 г. Исправных - 22, неисправных - нет, всего - 22 самолета. Не вернулось с боевого задания три самолета. Экипажи летчиков: мл. лейтенант Солодников, лейтенант Волощук и мл. лейтенант Новожилов пропали без вести, сведений о них нет.

11.07.41 г. Исправных - 17, неисправных - 2, всего 19 самолетов. При выполнении боевых задач - 6 самолетов не вернулись с боевого задания: летчики - полковник Аафьев, капитан Николаев, лейтенант Чуксин, ст. лейтенант Соловьев, мл. лейтенант Миронов со своими экипажами пропали без вести и сведений о них нет. Один самолет сбит истребителями противника в районе Лобановка. Самолет сгорел. Экипаж, штурман капитан Ковалев погиб, летчик мл. лейтенант Малков и стрелок-радист вернулись в часть. Один самолет подбит истребителями противника сел в районе Лобановка, самолет разбит, экипаж вернулся полностью. Один самолет подбит истребителями противника сел в районе Хотимск, самолет разбит, ремонту не подлежит, экипаж жив.

12.07.41 г. Исправных - 8, неисправных - 2, всего 10 самолетов. При выполнении боевой задачи с задания не вернулись три самолета. Из них: два самолета сбиты истребителями противника, экипажи погибли, один самолет подбит истребителями противника при подходе на посадку в районе аэродрома Киничи - самолет сгорел. Летчик мл. лейтенант Шурдук погиб, штурман мл. лейтенант Альчиков и стрелок-радист живы.

13.07.41 г. Исправных - 4, неисправных - 3, всего - 7 самолетов. При выполнении боевой задачи с задания не вернулись 4 самолета, сбиты зенитной артиллерией и истребителями противника, из которых два экипажа не вернулись полностью, самолеты сгорели.

14.07.41 г. Исправных - 1, неисправных - 2, всего - 3 самолета.

15.07.41 г. Исправных - 1, неисправных - 2, всего - 3 самолета. Все самолеты переданы в 16 сбап (авиагарнизон "Каничи").

Сбито истребительной авиацией - 6 самолетов.

Сбито зенитной артиллерией - 3 самолета.

Пропало без вести - 10 самолетов.

Погибло экипажей - 4 (12 человек).

Без вести экипажей - 10 (30 человек).

11.07.41 г. в связи с гибелью в бою командира полка полковника Е.П.Астафьева командование принял заместитель командира полка по политической части старший политрук Георгий Семенович Семенов. В тот же день 11.07.41 г. двенадцать "безлошадных" экипажей полка были откомандированы в Москву за получением новой матчасти. А 16.07.41 года - туда же и с той же целью - еще семь экипажей, но уже из авиагарнизона "Каничи" (окрестности деревни Каничи Костюковичского района Могилевской области Белорусской ССР).

15.07.41 г. последние три самолета (два из них неисправные) вместе с экипажами и с тремя автомашинами (грузовая и две легковые) были переданы в оперативное подчинение командования 16-го сбап.

Вероятно, к 15.07.41 г. из Москвы в состав 11-й сад прибыли на новых самолетах откомандированные туда 11.07.41 г. 12 экипажей 60 сбап.

На основании приказа комдива-11 No.0/016 от 29.07.41 г. личный состав 60 сбап в составе 68 человек под общим командованием Врио командира части ст. политрука Г.С.Семенова был откомандирован в украинский город Лебедин с исключением с 30.07.41 г. из списков 11 сад.

05.08.41 г. 60-й сбап официально был выведен из состава действующей армии и расформирован.

 

Источники информации:

1. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2. Данные Виталия Викторовича Альчикова.

3. Данные Юрия Ржевцева.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.