17-й гвардейский авиационный Рославльский полк дальнего действия
17-й гвардейский бомбардировочный Рославльский авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
подполковник Алексей Евлампиевич Матросов 05.43 - 07.47  

 

В действующей армии:

  • 22.05.43 - 26.12.44 (17 гап дд)
  • 26.12.44 - 09.05.45 (17 гбап)

Сформирован на основании постановления ГКО от 30.04.43 г. Директивой НШ АДД No. 701833 от 13.05.43 г.

Основой создаваемого полка была 1-я эскадрилья 6 гап дд.

На вооружении имел самолеты Ил-4.

Полк начал свою боевую деятельность с аэродрома Монино 27.05.43 г., совершив свой первый боевой вылет на бомбардировку железнодорожного узла Могилев. Затем последовали успешные боевые вылеты полка на бомбардировку живой силы и техники противника на железнодорожных узлах и аэродромах в районе городов: Могилев, Витебск, Киев, Орел, Белгород, Брянск, Псков, Орша, Унеча, Смоленск, Бобруйск, Рославль, Нежин, Бахмач, Кременчуг, Полтава, Поныри и др.

С началом июля 1943 г. полк в составе 6 гап дд получил боевую задачу действовать в интересах войск фронтов, расположенных на северном и южном фасах Курской дуги. Под Курском полк совершил 263 боевых вылета, сбросив при этом на врага 383 тонны бомб.

07.09.43 г. приказом командира 1 бак полк был награжден переходящим Красным Знаменем от трудящихся г. Москвы, как лучший полк корпуса.

После Курской битвы, действуя с аэродромов "подскока" за короткую летнюю ночь экипажи полка совершали по 2-3 боевых вылета на разгром немецко-фашистских войск в районе городов Смоленск и Рославль.

25.09.43 г. войска Красной Армии освободили Смоленск и Рославль. Боевые действия полка были высоко оценены командованием. Приказом ВГК от 25.09.43 г. 17-му гап дд было присвоено звание "Рославльский", а всему личному составу полка объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего.

Осенью 1943 г. полк перебазировался с аэродрома Монино на аэродром Адуево. Несмотря на плохие метеорологические условия (осень, зима 1943 года), полк за короткий срок совершил 189 боевых вылетов на бомбардировку коммуникаций, железнодорожных узлов, аэродромов, скоплений живой силы и техники противника в районе городов: Мга, Синявино, Полоцк, Витебск, Могилев, Минск, Молодечено, Гомель, Брянск, Киев, Фастов и др. Наиболее интенсивную работу в этот период (90 боевых вылетов) полк вел в интересах содействия войскам Ленинградского фронта, обороне города Ленинград.

В декабре 1943 г. перебазировался на новый оперативный аэродром Макарово (близ города Калинин, ныне - Тверь).

В январе 1944 г. началась операция Ленинградского, Волховского фронтов и Балтийского флота по прорыву блокады Ленинграда. Полк участвовал в этой операции нанесением бомбовых ударов по вражеским позициям в районах станций Мга, Синявино, Петергоф, а также действиями по дальним и ближним целям в районах Хельсинки, Таллина, Риги, Пскова, Острова, Резекне, Даугавпилса, Полоцка, Витебска и др. объектам.

01.05.44 г. на аэродроме Макарово в торжественной обстановке командир корпуса генерал-майор авиации Д.П.Юханов вручил полку Боевое гвардейское Знамя.

В конце мая 1944 г. полк перебазировался на аэродром Осняки. С этого аэродрома только по целям в Восточной Пруссии полк совершил 85 успешных боевых вылетов, а также продолжал наносить бомбовые удары по войскам и объектам противника в Прибалтике и Белоруссии, участвуя в операции "Багратион".

11.09.44 г. перебазировался на аэродром Мачулищи (под Минском) и начал боевую работу с боевых вылетов на дальние цели - Будапешт и Дебрецен, участвуя в операции по выводу Венгрии из войны. В дальнейшем полк выполнял боевые задачи по содействию войскам Ленинградского, 1-го, 2-го, и 3-го Прибалтийских фронтов и 3-го Белорусского фронта в Прибалтийской наступательной операции по освобождению Прибалтики, а войскам 1-го и 2-го Белорусских фронтов в Восточно-прусской наступательной операции - по овладению Восточной Пруссией и освобождению Польши. При этом наносились мощные бомбовые удары по войскам, опорным пунктам, военно-морским базам, аэродромам, складам и другим объектам противника в районах городов Таллин, Рига, Скрунда, Либава, Мемель, Тильзит, Данциг, Кенигрберг, Инстербург и Гумбинен.

Переименован Директивой Генерального штаба No. Орг/10/315706 от 26.12.44 г. в 17 гбап.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны полк вел боевые действия с аэродрома Пружаны (западная Белоруссия), нанося массированные бомбовые удары по войскам противника, его аэродромам, железнодорожным узлам, портам и опорным оборонительным пунктам в Восточной Пруссии и Германии, в том числе в районах и непосредственно в городах Кенигсберг и Берлин.

Последний боевой вылет полка состоялся 30.04.45 г.

День Победы полк встретил на аэродроме Пружаны. Состоялся торжественный митинг личного состава и парад полка.

За два года боевых действий, с 27.05.43 по 30.04.45 года полк произвел 3410 боевых самолетовылетов, сбросив на врага 3579 тонн бомб и более миллиона листовок, сброшено также 20 тонн грузов партизанам. Боевой налет полка составил 13056 часов. Всего за два года войны было подготовлено и введено в боевой состав полка 39 молодых экипажей, которые на завершающем этапе войны сражались наравне с ветеранами. В интересах сухопутных войск полк принимал непосредственное участие в проводимых ими важнейших стратегических, оборонительных и наступательных операциях на Курской дуге, в Белгородско-Харьковской наступательной операции, в боях под Ленинградом, в Белорусской наступательной операции, в боях за освобождение Прибалтики, в Висло-Одерской, Восточно-прусской и Берлинской наступательных операциях.

Советское правительство высоко оценило боевые заслуги полка. 12 раз полк был удостоен благодарности приказами Верховного Главнокомандующего:

15 июня 1943 года - за прорыв обороны немцев на Орловско-Курском направлении;

25 сентября 1943 года - за освобождение города Рославль;

26 июня 1944 года - за прорыв обороны противника в районе Жлобин-Бобруйск;

13 октября 1944 года - за освобождение города Рига;

28 января 1945 года - за освобождение города Мемель;

13 февраля 1945 года - за освобождение города Будопешт;

29 марта 1945 года - за ликвидацию окруженной Восточно-Прусской группировки немцев юго-западнее города Кенигсберг;

30 марта 1945 года - за разгром дангцинской группировки немецких войск и овладение городом Данциг;

9 апреля 1945 года - за овладение города Кенигсберг;

23 апреля 1945 года - за за участие в прорыве обороны немцев на Берлинском направлении;

2 мая 1945 года - за овладение столицей Германии - городом Берлин;

5 мая 1945 года - за овладение городом Свинемюнде.

Три лучших воздушных бойца были удостоены звания Герой СоветскогоСоюза - это командир полка Матросов А.М., командир эскадрильи Краснухин А.М., заместитель командира эскадрильи Глазов И.М.

Личный состав полка - офицеры управления, летчики, штурманы, стрелки-радисты, воздушные стрелки, инженеры, техники и механики - были награждены 1398 орденами и медалями, в числе которых: орденов Ленина - 12, Красного Знамени - 86, Александра Невского - 7, Отечественной Войны I и II степеней - 64, Красной Звезды - 150, медалей "За отвагу" - 70, "За боевые заслуги" - 154, медалей за оборону Москвы, Ленинграда, Сталинграда - 263, медалей за освобождение городов (за овладение городом) и победу над Германией - 587.

Эта боевая слава досталась личному составу полка в упорных, трудных и кровопролитных боях с врагом дорогой ценой. Защищая честь и независимость Родины, погибли и пропали без вести 87 человек летного состава полка, среди них:18 летчиков, 22 штурмана, 26 стрелков-радистов, 21 воздушный стрелок.

После окончания Великой Отечественной войны полк нес службу по охране рубежей нашей Родины сначала на западе, затем на востоке страны. 18.06.45 г. полк с аэродрома Пружаны перелетел в Польшу в город Минск-Мазовецкий на аэродром Янув.

В апреле 1946 г. в связи с преобразованием Дальней авиации полк стал именоваться 169-м гвардейским Рославльским бомбардировочным авиационным полком дальнего действия. В мае этого года по приказу командующего Дальней авиации полк, сдав самолеты и погрузившись в эшелон, выехал на новое место базирования. 14.06.46 г., проследовав через весь Советский Союз от Запада до Востока, полк прибыл в Северную Корею в город Канко (Хамхын) на аэродром Канко-2.

В 1947 году 169 гбап перебазировался в Амурскую область на аэродром Завитая, а затем в Приморский Край на аэродром Хороль.

В 1960 году передан из состава Дальней авиации в состав ВВС ВМФ.

 

Источники информации:

1. Данные Евгения Васильевича Малафеева.

2. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

3. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 3.

4. Перечень No.9 соединений и частей авиации дальнего действия со сроками вхождения их в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.