123-й истребительный авиационный полк
27-й гвардейский истребительный Выборгский авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Борис Николаевич Сурин 03.40 - 22.06.41 Погиб
подполковник Филипп Михайлович Мищенко    
подполковник Николай Павлович Мажаев    

 

В действующей армии:

  • 22.06.41 - 01.07.41 (123 иап)
  • 14.07.41 - 22.11.42 (123 иап)
  • 22.11.42 - 15.10.44 (27 гиап)

Сформирован в период 01-25.03.1940 г. на основе кадрового летно-технического состава 41, 33, 32 истребительных и 14 штурмового полков в 4-х эскадрильном составе и вошел в состав 58-й истребительной бригады БОВО с дислокацией на аэродроме Балбасово (15 км юго-западнее Орши).

28.09.40 г. полк перебазировался на оперативные аэродромы Стригово, Именин и вошел в состав 10 сад.

В предвоенных планах намечалось перевооружение полка на Як-1, но 20 новых машин бригада с саратовского авиазавода собрала только 19 июня. Собранные машины не имели вооружения, к тому же из тыла не завезли высокооктановое топливо. Войну полк начал на И-153.

В июне 1941 г. основным аэродромом полка был Именин. Одна эскадрилья находилась вблизи границы на площадках Брест и Лышицы в Западной Белоруссии.

В первый день войны полк под вел ожесточенные воздушные бои с превосходящими силами противника в районе Бреста. За день боев летчики полка сбили 30 самолетов противника. К исходу дня 22.06.41 г. аэродром Стригово был занят противником, и остатки полка (к 14.00 оставалось 15 исправных машин) перебазировались на площадки близ Пинска.

С 22 по 29.06.41 г. полк вел бои в районах Кобрина, Бреста, Пинска, Бобруйска.

С 02 по 10.07.41 г. летный состав переучивался на Як-1 на аэродроме Монино.

C 09.07.41 г. входил в состав 6 иак ПВО Москвы.

13.07.41 г. полк получил самолеты Як-1 и базировался на аэродроме Набережная.

28-29.07.41 г. полк переведен на аэродром Едрово по охране ж.д. узла Бологое и вошел в состав 7 иак ПВО Ленинграда. Оперативно подчинялся командующему Ладожским районом ПВО. Прикрывал объекты на западном берегу Ладожского озера и западный участок ледовой трассы до острова Зеленец. В октябре 1941 г. базировался в Череповце. Здесь получил 6 МиГ-3.

Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 374 от 22.11.42 г. в 27 гиап.

На вооружении имел самолеты Як-1 (до 1943 г.), Як-7 (до февраля 1944 г.), с января 1944 г. - Як-9, которые осенью 1944 г. сменили на "Спитфайр" Mk IX.

02.07.44 г. полку было присвоено почетное наименование Выборгский.

 

Источники информации:

1. Краткая история 123 иап - 27 гвардейского иап.

2. Восточный фронт.

3. Синичкиянц А.М. Отечества крылатые сыны. - М.: "Мозаика", 2002.

4. Федоров А.Г. Авиация в битве под Москвой. — М.: Наука, 1975.

5. Войска противовоздушной обороны страны. — М.: Военное издательство, 1968.

6. Перечень No.11 соединений, частей и подразделений войск ПВО страны, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

7. ВВС России: люди и самолеты.

8. РККА.

9. Данные Михаила Быкова.

10. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

11. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. - М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.

12. Светлишин Н. А. Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне. - М: Наука, 1979.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.