152-й истребительный авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Емельян Филаретович Кондрат 30.12.39 - 06.01.40  
майор Семен Яковлевич Симоненко 06.01.40 – 10.04.40  
капитан Михаил Степанович Дервянов 10.04.40 – 16.06.40  
майор Александр Иванович Швецов 16.06.40 - 23.02.42  
майор Александр Захарович Дудник 23.02.42 - 30.09.42  
майор Павел Захарович Шевелев 30.09.42 - 25.11.42  
майор Александр Иванович Кириллов 07.12.42 - 03.43  
майор Михаил Иванович Барковский 04.43 - 22.07.43  
майор Николай Афанасьевич Кулигин 22.07.43 - 26.11.43  
майор, подполковник Федор Сидорович Ходаковский 26.11.43 - 19.02.45  
майор Иван Дмитриевич Гайдаенко 06.04.45 - 10.45  

 

Номер в/ч: 36742

 

В действующей армии:

  • 30.11.39 - 13.03.40
  • 18.09.41 - 13.01.45

Управление 152 иап сформировано в Москве 30.12.39 г. под командованием майора Кондрат, после чего отправлено в состав ВВС 9 армии. По просьбе командующего ВВС 9 армии комдива П.В.Рычагова 6 января в командование полком вступил майор С.Я.Симоненко, возглавлявший авиагруппу 47 стрелкового корпуса, поскольку управление полка должно было объединить истребительные эскадрильи именно этой авиагруппы. Формирование полка закончилось к 9 января на аэродроме Войница (к западу от Ухты (Калевала)). В состав полка вошли 1 аэ 72 сап (1 аэ) и 4 аэ 19 иап (2 аэ). Обе на И-15бис.

Во второй декаде января в состав полка так же были включены 4 аэ 80 сап (5 аэ, И-153), 4 аэ 68 иап (3 аэ, И-153) и 4 аэ 38 иап (4 аэ, И-153).

В начале февраля 2 и 3 аэ полка переброшены на Ребольское направление, где вошли в оперативное подчинение командиру 80 сап. Остальые эскадрильи 152 иап продолжали действовать на Суомуссалмском направлении до 09.03.40 г., когда они были переброшены в Кайралу, на Кемиярвское направление.

За время боевых действий (с 09.01.40 по 13.03.40) полк совершил 1435 боевых вылетов с налетом 1765 час. 57 мин. В том числе: по ж/д станциям - 19; по мостам - 13; по скоплениям войск в населенных пунктах - 340; по скоплениям войск в в лесах - 203; по обозам и войскам на марше - 33; по автоперевозкам - 108; по штабам - 8; по складам - 13; по землянкам - 40; на сброс продуктов - 7; на прикрытие войск и патрулирование - 651. Потери полка составили 8 летчиков.

После войны три из пяти эскадрилий полка вернулись к местам прежней службы. Полк (1 и 5 аэ) 27.03.40 г. переброшен в Бессовец, где матчасть полка была законсервирована, а личный состав отдыхал после боевых действий и приводил себя в порядок.

В период с 1 по 10 апреля 1940 г. полк был переформирован заново. В основе формирования были 1 и 5 аэ 152 иап, а так же часть летного состава 12 оиаэ, две эскадрильи 72 сап (И-15бис и И-153) и эскадрилья 5-я 80 сап (И-15бис).

08.06.40 г. переброшен на аэродром Кегостров под Архангельском.

К началу Великой Отечественной войны входил в состав 1 отдельной смешанной авиабригады Архангельского ВО, выполнял задачи ПВО г. Архангельска.

В августе 1941 г. переформирован по штату 015/174, при этом 3-я и 4-я эскадрильи убыли на формирование 348 иап.

В сентябре 1941 г. перебазировался из ПВО г. Архангельск на Карельский фронт, имея в боевом составе 20 самолетов И-153.

18.09.41 г. приступил к боевой работе в составе 1 сад.

04.10.41 г. передан в состав 103 сад ВВС Карельского фронта. До 20.11.41 г. боевой работы не вел. В начале ноября получил 20 истребителей «Харрикейн» и приступил к их освоению. Свои 23 И-153 передал в 197 иап.

24.11.41 г. начал боевую работу в составе 103 сад на самолетах «Харрикейн».

15.03.42 г. 103 сад была расформирована, а 152 иап вошел в состав ВВС 32 армии Карельского фронта.

19.02.43 г. вошел в состав 259 иад.

03.07.43 г. вошел в состав 324 иад. В этом же месяце полк получил первые 4 истребителя «Киттихаук», и постепенно их доля в полку увеличивалась. На 01.01.44 г. имел в боевом составе 13 «Харрикейнов» и 28 «Киттихауков», а с марта 1944 г. в строю были только «Киттихауки».

24.02.44 г. вошел в состав 260 сад.

14.06.44 г. передан в состав 1 гсад, которая 11.11.44 г. была преобразована в 16 гиад.

13.01.45 г. исключен из действующей армии.

Полк расформирован в 1947 г.

 

Источники информации:

1. Перечень No.8 полевых управлений фронтов и армий, управлений оперативных групп, корпусов, дивизий, бригад, укрепленных районов и бригадных авиационных районов, а также полков, отдельных батальонов и других подразделений и учреждений, входивших в состав Действующей армии за период боевых действий у оз. Хасан в 1938 году, на р. Халхин-гол в 1939 году, при освобождении западной Белоруссии и западной Украины в 1939 году и за время советско-финляндской войны 1939-1940 гг.

2. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

3. Анохин В.А. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия / Владимир Анохин, Михаил Быков. — М. : Яуза-пресс, 2014. — 944 с. — (Элитная энциклопедия ВВС. Такой книги еще не было!). ISBN 978-5-9955-0707-9

4. Данные Олега Киселева.

5. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание. No. 74. Hawker Hurricane. Часть 2. / Редактор-составитель С.В.Иванов.

 

Комментариев к теме: 6 Добавить комментарий
ondro
20 Января 2020, 17:07
к июлю 1943 года численность киттихаук в 152 иап постепенно уменьшалась до одного. С 1.8.1943 снова упоминаются 2 Киттихаука, с 3.9.1943 - три Киттихаука. Полк в то время практически не имел воздушных встреч с противником, проводил только патрулирование и учебные полеты на Харрикейнах, Киттихауках и У-2. Боевую готовность держала только 1-я ае, 2-я и 3-я ае, вероятно, были только тренировочными.
ondro
15 Января 2020, 16:57
извините, Мерлин ХХ был только в Харрикейнах и P-40F/L (лицензия Packard-Merlin)... наверное это Мерлины для Харрикейнов.
ondro
15 Января 2020, 12:14
23.07.1942 произошла тех. конференция по электро оборудованию самолета Китти Хаук и мотора Алиссон (P-40B/C) и Мерлин ХХ (P-40E/K/M/N). Значит - были в полку обоею
ondro
15 Января 2020, 10:14
04.06. и 05.06.1942 в в журнале уже пишется о "Томагавках" 2-ой эскадрилы. Значит впервые пришли в полк P-40B/C и позжее также P-40E/K/M/N?
ondro
14 Января 2020, 14:28
04.06. и 05.06.1942 в в журнале уже пишется о "Томагавках" 2-ой эскадрилы. Значит впервые пришли в полк P-40B/C и позжее также P-40E/K/M/N?
ondro
14 Января 2020, 14:12
В журнале боевых действий 152-го иап уже 02.06.1942 тренировочные полеты на самолетах "Кити-Хаук"! Значит - первые "Кити-Хауки" пришли в полк в мае-июне 1942 а не в июле 1943! (pamyat-naroda.ru)

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.