168-й истребительный ордена Суворова авиационный полк
он же 168-й смешанный авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор, с января 1942 г. подполковник Семен Дмитриевич Ярославцев осень 1940 - 08.42  
майор Константин Александрович Пильщиков 08.42 - 08.06.43  
подполковник Андрей Степанович Данилов 06.43 - ?  
       

 

В действующей армии:

  • 22.06.41 - 03.10.41
  • 29.11.41 - 05.05.44
  • 17.10.44 - 09.05.45

Сформирован осенью 1940 г. в составе Одесского ВО.

Входил в состав 21 сад.

К 22.06.41 г. имел на вооружении 61 И-16 (в том числе 2 неисправных).

Перед началом войны полк базировался в Колосовке (Одесский ВО). 23.06.41 г. были перебазированы по одной эскадрилье на аэродромы Кулевча, Аккерман (3-я аэ) и Тирасполь. В Колосовке остались 1-я аэ и штаб полка.

Первые боевые вылеты летчики полка совершили 24.06.41 г.

В начале июля 1941 г. перебазировался на полевой аэродром Носиковка (у Жмеринки) в распоряжение командира 45 сад. Поддерживал наземные войска на правом фланге Южного фронта. Во второй половине июля и начале августа действовал на киевском, первомайском и одесском направлениях в полосе обороны 6, 12 и 18-й армий. В условиях отхода наземных войск полк часто менял аэродромы базирования.

В результате интенсивной боевой работы полк нес тяжелые потери. Но 21.07.41 г. удалось пополнить самолетный парк семью И-153, которые были обнаружены на аэродроме Христиновка и отремонтированы силами техсостава полка. Тем не менее, в начале августа в полку оставалось лишь 5 исправных самолетов и полк был выведен в тыл на переформирование. Всего на Южном фронте летчики полка произвели 1800 вылетов.

В ноябре 1941 г. на вооружение полк получил самолеты ЛаГГ-3.

20.11.41 г. перелетел на фронтовой аэродром и с 26 ноября в составе 10 сад участвовал в боях под Москвой на клинском, солнечногорском, истринском, волоколамском, юхновском и медынском направлениях. Однако первое применение полка севернее Москвы выявило слабую штурманскую подготовку летного состава и недостаточное освоение истребителя ЛаГГ-3. Накопление боевого опыта, учет тактики немецких истребителей, изучение мест расположения зенитных средств позволили впоследствии значительно сократить потери.

Выполняя задачи по сопровождению бомбардировщиков Пе-3, истребители полка вели разведку и наносили штурмовые удары но войскам противника. Летный состав ежедневно производил по 5—6 вылетов. В ноябре 1941 г. полк произвел 500 самолето-вылетов. Большая их часть совершалась для нанесения штурмовых ударов по механизированным и танковым колоннам. Нередко истребители ЛаГГ-3 действовали с пикирования на высотах 1800 — 2000 м до 100 — 200 м. Пикирование с этих высот и применение реактивных снарядов давали высокие результаты. Успеха добились истребители, вооруженные реактивными снарядами дистанционного действия. После сбрасывания таких снарядов немецкие истребители, как правило, боя не принимали.

С середины января 1942 г. действовал на вяземском направлении.

С января 1942 до февраля 1943 г. действовал в составе ВВС 16 армии на Западном фронте.

28.05.42 г. в состав полка вошла эскадлилья на По-2 (сформирована из 127 оаэс и 129 оаэс). С этого времени до февраля 1943 г. полк был смешанным с тем же номером (168 сап), входил в состав 1 ВА, но в оперативном отношении подчинен, как и прежде, ВВС 16 армии. В этот период выполнял преимущественно разведывательные задачи.

В феврале 1943 г. полк перешел на трехэскадрильный штат, был перевооружен истребителями Як-7 и вошел в состав 303 иад.

В марте и первой половине апреля 1943 г. занимался вводом в строй молодых летчиков. Одновременно продолжал вести воздушную разведку и аэрофотосъемку аэродромов противника в районах Брянска, Сещи и Олсуфьево. Во второй половине апреля, в мае и до 10.06.43 г. участвовал в нанесении ударов по аэродромам Брянск, Сеща, Шаталово, Боровское, Олсуфьево.

В июле-августе 1943 г. участвовал в Орловской наступательной операции.

С 07.08.43 г. действовал на спас-деменском направлении.

С 29.08 по 06.09.43 г. действовал в районе Ельни.

С 06.09.43 г. действовал в районе Смоленска.

В октябре 1943 г. действовал на оршанском направлении.

В конце войны действовал в составе 130 иад.

На вооружении имел истребители Як-9д и Як-9б.

 

Источники информации:

1. Гнездилов Ф.С. На высотах мужества. - Мн.: Беларусь, 1987.

2. Федоров А.Г. Авиация в битве под Москвой. — М.: Наука, 1975.

3. Данные Михаила Быкова.

4. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. - М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 1999.

5. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Контрнаступление. - М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 2001.

6. Боевой состав ВВС. — ilpilot.narod.ru

7. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.